Требования к содержанию отчета
На основании полученных данных, материалов дневника оформить отчет по учебной практике, по следующей форме:
1. Экологический анализ среды обитания. Принадлежность района к той или иной зоне. Условия обитания животных (рельеф, почва, климат). Основные растительные группировки и их распределение в зависимоти от рельефа. Характер почв. Оценка растительности группировок как мест обитания, питания и размножения животных.1'
2.Видовой состав животных (встречаемость, численность, степень обычности вида). Доминирующие виды.
3. Анализ фауны по жизненным формам - тип питания, передвижения. Отношение животных к температуре, влажности, свету, субстрату, к отдельным биоценозам и организму хозяина (паразиты).
4. Выяснение роли видов в природе, биоценозах и определение практического значения их в жизни человека.
5. Выводы (теоретические и практические).
6. Предложения об использовании или охране местной фауны (обогащение ее новыми полезными видами или устранение вредных). Предложения о мерах регулирования численности популяций. Вероятные изменения животного мира под влиянием дальнейшего хозяйственного освоения района.
7. Дать полную характеристику одного из изученных видов или результаты научно- исследовательской работы во время практики (по выбору студента! ).Требования см. ниже 7. А. или 7.Б.
7.А.Сведения об изучаемом виде необходимо собирать в течение всего периода практики, и дать подробный исчерпывающий ответ на нижеследующие вопросы:
1. Систематическое положение. Как называется вид? Какие другие группы организмов наиболее сходны с ним? Каково сходство и каковы различия между близкородственными видами? Каково его полное таксономическое описание?
2. Местообитание. Где оно находится? Каковы особенности абиотической среды обитания? Как изменяются абиотические факторы в течение года?
3. Морфология. Каково строение взрослой особи? Каковы характерные внешние признаки? Каковы размеры и масса организма?
4. Передвижение. Как перемещается животное?Какие его части принимают участие в движении и каковы функции этих частей?
5. Питание. Чем питается организм? В какое время? Сколько пищи поедает? Каким образом ловит и заглатывает пищу? Какие черты строения способствуют заглатыванию? Обладает ли вид какими-либо особенностями переваривания и всасывания пищи?
6. Дыхание. Где находятся поверхности для газообмена? Как происходит газообмен?
7. Выделение. Каковы конечные продукты обмена? Каким образом они выводятся из организма? Какими специальными органами выделения обладает организм?
8. Размножение. Являютсяли особи раздельнополыми? Какие видимые внешние различия существуют между полами? Встречаются ли какие-нибудь формы в поведении ухаживания? Защищает ли животное свою территорию? Как происходит спаривание? Когда происходит спаривание? Как часто животные спариваются? Сколько вырабатывается половых клеток? Где происходит оплодотворение?
9. Жизненный цикл. Сколько времени идет развитие организма? В какой мере родители заботятся о потомстве? Имеетсяли личиночная стадия? Когда взрослые особи достигают половозрелого состояния? Чему равна средняя продолжительность жизни индивидуума данного вида?
10. Поведение, Каким образом животное воспринимает раздражители? На какие раздражители главным образом реагируетживотное? Как основные органы чувств приспособлены к образу жизни животного? В какой мере животное поддается обучению? Как реагирует животное на неблагоприятные погодные условия? Как общаются животные между собой?
11. Экология. Какова численность популяции? Какие еще животные обитают в данном местообитании? Каким образом различные виды размещены в пределах местообитания? Как изучаемый вид связан с другими видами, населяющими то же местообитание, в пищевых сетях? Является ли животное хозяином, паразитом или симбионтом? Какова экологическая ниша вида?
Б. Тема учебно-исследовательской работы выбирается студентом самостоятельно при консультации с руководителем практики. Выбор темы учебно-исследовательской работы определяется направленностью интересов студента и конкретными условиями прохождения практики. Предлагаемые темы являются примерными, то есть, возможна их модификация, возможно также выполнение темы, не включенной в этот перечень, а предложенной самим студентом
Примерная тематика
самостоятельной научно-исследовательской работы студентов
во время учебной практики
- Состав пищи хищных водных беспозвоночных.
- Частота дыхания водных беспозвоночных.
- Состав пищи хищных наземных беспозвоночных.
- Состав пищи растительноядных (или всеядных) наземных беспозвоночных.
- Различные формы поведения беспозвоночных и их распределение по времени суток.
- Частота посещения цветущих растений (или пищевых приманок) насекомыми.
- Видовой состав и суточная активность беспозвоночных эпигеобионтов и герпетобионтов.
- Активность муравьев в различных условиях.
- Активность нападения кровососов на человека.
- Изучение реакции насекомых на разные цвета.
- Поражение растений вредителями.
- Изменчивость окраски насекомых.
- Воздействие различных факторов на частоту сердцебиения дафнии.
Приложение 3.
Образец титульного листа дневника по учебной биологической практике