Убеждение как предмет теории аргументации
Убеждение рассматривается в соотношении с мнением, верой, знанием. Выделяются гносеологический и психологический аспекты данной категории, подвергаются критике такие философские направления, как скептицизм и догматизм. Однако в оценке, как теоретической природы данных направлений, так и роли в них убеждения, подчас, опираясь на одни и те же источники, делаются диаметрально противоположные выводы. Все это, с одной стороны, создает необходимые предпосылки для дальнейшего исследования данной категории, а с другой - требует совершенно нового подхода при ее анализе.
Термин «убеждение» многозначен. Некоторыми исследователями он понимается как состояние индивидуального или общественного сознания, результат и субъективное основание деятельности, метод воздействия на субъект (индивидуальный или общественный). «Убеждение - взгляды, которые считаются человеком истинными и которые глубоко влияют на его мышление, чувства поведение, так что они накладывают отпечаток на установку и позицию личности в целом, руководят ее практическим поведением». Как состояние индивидуального или общественного сознания оно представляет собой ценностное отношение второго порядка: это отношение к эпистеме, т.е. отношение гносеологического образа к прообразу.
Убеждение как результат и субъективное основание деятельности лишь частично представляемо в виде явного знания (истинного или ложного). В этом случае - убеждение - ценностно значимая информация с положительным или отрицательным значением веры. В него превращается лишь та информация, которая ценна для человека, которой он доверяет. Ведь недаром в ряде языков слово уверенность употребляется как синоним слова «убеждение»: сравним немецкое Uberzeugung — «убеждение» и Gewishejt - «уверенность». Польское слово przekonanie означает и «убеждение» и «уверенность». Английское существительное conviction означает и «убеждение», и «твердую уверенность». В качестве синонимов слова conviction выступают belief — «вера» и estimate -«оценка».Таким образом, убеждение - сложное образование, которое содержит следующие компоненты: знание, ценностную ориентацию и положительное или отрицательное значение веры.
В убеждения переходят устоявшиеся и достигшие определенного уровня знания. В процессе жизнедеятельности субъекта происходят их проверка, оценка и корректировка. В содержание убеждения входятзнания, которые осознаются субъектом как «свои», «личностные», имеющие для него определенную ценность. Знания, входящие в убеждения, отражают главное основное в процессе развития объективного мира. Эти знания неразрывно связываются субъектом с верой в их истинность и значимость при достижении поставленных целей24.
При выработке мировоззрения (парадигмы убеждений) у нас долгое время абсолютизировался когнитивный аспект убеждения, что отрицательно сказыва-
Плавич В.П. Убежденность: философско-социологический анализ. - К.: Лыбидь, 1991. - С. 12.
Логика и аргументация 93
лось на эффективности соответствующих стратегий и тактик идеологического
воздействия.
«Чтобы мой поступок, — писал Г.В.Ф. Гегель, — имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Поступок должен быть в полном смысле моим. Если же я действую, полагаясь на авторитет других, то поступок не вполне мой: в этом случае во мне действует чужое убеждение»25.
Борьба убеждений - это борьба за направление человеческой деятельности, за качество и степень активности личности, коллектива и общества. Детерминировать направление активности социального субъекта (личности, коллектива, общества) - суть регулятивной, основной функции убеждений. Вместе с этим эта функция (интегральная, ассоциирующая) и ряд других функций, обусловливают структуры убеждения. К ним прежде всего относятся такие функции: практическая, понимания, гносеологическая, методологическая, эвристическая, суггестивная. Убеждение не существует само по себе. Оно всегда находится в оппозиции к каким-то иным убеждениям. При этом включается не в одну оппозицию, а в целый веер их. Одно и то же убеждение может находиться по отношению к другому в ценностной оппозиции, по способу представления - к третьему, по значению веры - к четвертому и т.д. Формируется и задается убежденность в сетке соответствующих оппозиций. Очень часто оппозиция одного типа оказывается основанием для метафорического противопоставления оппозиций других типов, что ведет к образованию новых убеждений, которые предполагают новый спектр видения. Подобная процедура затрагивает и подсознательную деятельность, способствуя выведению информации на уровень сознания.
Убеждение как результат и субъективное основание деятельности лишь частично представимо в виде знания (истинного или ложного). В таком случае это ценностно значимая информация с положительным или отрицательным значением веры. В убеждение превращается лишь та информация, которая важна для человека, которой он доверяет, и которая связана с его социально значимой деятельностью26.
Требование обоснованности знания в достаточно ясной форме высказывалось
еще Платоном и Аристотелем, хотя и не получило в древности собственного имени.
Обоснование утверждения — процедура приведения тех убедительных
или достаточных оснований (аргументов), в силу которых обосновываемое
утверждение должно быть принято.
Теория аргументации — комплексная дисциплина, исследующая многообразные способы убеждения слушателя (аудитории) с помощью речевого
воздействия.
Теория аргументации анализирует и объясняет скрытые механизмы «незаметного искусства» речевого воздействия в рамках самых разных коммуникативных систем — от научных и судебных доказательств до политической пропаганды, художественного языка и торговой рекламы.
25 Гегель ГФ.В. Работы разных лет: В 2 т. М., 1971. - Т.2. - С.ЗЗ.
26 Плавич В.П. Указанная робота. — С.28. 94 Основы логики с задачами и упражнениями
Влиять на убеждения слушателей или зрителей можно не только посредством речи, словесно выраженных доводов, но и многими другими способами: жестом, мимикой и т.п. Даже молчание в определенных случаях оказывается достаточно веским аргументом. Эти способы воздействия на убеждения изучаются психологией, теорией искусства и др., но не затрагиваются теорией аргументации. Кроме того, на убеждения можно воздействовать насилием, гипнозом, внушением, подсознательной стимуляцией, лекарственными средствами, наркотиками и т.п. Этими методами воздействия также занимается психология, но они явно выходят за рамки даже широко трактуемой теории аргументации.
Аргументация — это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории).
Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько вязанных между собой утверждений, довод предназначается для поддержки тезиса аргументации — утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений.
Словом «аргументация» часто называют не только процедуру приведения аргументов в поддержку какого-то положения, но и саму совокупность таких аргументов.
«Аргументация, — пишет американский специалист в области теории убеждения Г. Джонстон, — есть всепроникающая черта человеческой жизни. Это не означает, что нет случаев, когда человек поддается гипнозу, подсознательной стимуляции, наркотикам, «промыванию мозгов» и физической силе, и что нет случаев, в которых он может должным образом контролировать действия и взгляды людей средствами иными, чем аргументация. Однако только тот человек, которого можно назвать бесчеловечным, будет получать удовольствие от воздействия на поведение других людей лишь неаргументационными средствами, и только идиот будет охотно подчиняться ему. Мы даже не властвуем над людьми, когда мы только манипулируем ими. Мы можем властвовать над людьми, только рассматривая их как людей».
Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для обоснования или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение.
Таким образом, аргументации характерны следующие черты:
— аргументация всегда выражена языком, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы и т.п. которые стоят за ними;
— аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей изменение, усиление или ослабление чьих-то убеждений;
— аргументация — это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы:
Погика и аргументация
— аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или
оспаривать27. Убеждение изучается многими науками: психологией, логикой, лингвистикой, философией, теорией социальной коммуникации и др. Особое место среди них занимает теория аргументации, систематизирующая и обобщающая то, что говорят об убеждении другие дисциплины, отвечающая на вопросы о способах обоснования и опровержения убеждений, о зависимости этих способов от аудитории и обсуждаемой, проблемы, о своеобразии обоснования в разных областях мышления и деятельности — от естественных и гуманитарных наук до идеологии, пропаганды и искусства и др. Убеждение представляет собой веру в то, что определенное высказывание (положение) должно быть принято в силу
имеющихся оснований.
Предметом убеждения может быть не только отдельное высказывание, но и целостная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.п.
Убеждение не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколько-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда утверждение истинно, описываемая им ситуация реально существует. Но если утверждение представляет собой чье-то убеждение, это не означает, что ему что-то соответствует в^действитель-ности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, убеждение предполагает определенное основание. Последнее может быть слабым, фантастическим или даже внутренне противоречивым, но тем не менее
оно должно существовать.
Убеждение представляет собой, таким образом, веру, имеющую под собой определенные основания. Оно расположёно между знанием и чистой или, как чаще говорят, слепой верой, не предполагающей никаких оснований. Нейтральность — это отсутствие веры или неверия по поводу того или иного факта или события. Все то, над чем мы вообще не задумываемся и отношение к чему остается неясным или неинтересным для нас, является нейтральным.
Противоположностью знания является заблуждение. Противоположность убеждения — сомнение, противоположность веры - неверие.
Истина и добро могут быть промежуточными целями аргументации, но конечная ее задача — убедить аудиторию в справедливости предлагаемого ее вниманию положения, склонить ее к принятию этого положении и, возможно, к действию, предполагаемому им.
Это означает, что противопоставления истина-ложь и добро-зло, важные Для других областей знания, не являются ключевыми ни в аргументации, ни соответственно в ее теории. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо
С„,/винА.А.Логика:дляк>ристов: Учебное пособи, - М, Гардарики^ООЗ - С.211 -212.96
Основы логики с задачами и упражнениями
ложных или неопределенных тезисов. Аргументированно могут отстаиваться не только добро и справедливость, но и то, что кажется или впоследствии окажется злом.
Основания принятия высказывания могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, другие в качестве полезных советов, тре'гьи-в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Невозможно создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп. Нет также какой-либо, даже предварительной, классификации таких оснований. Убеждения людей, т.е. их верования, имеющие известные основания, стол ь же многообразны и изменчивы, как и сама человеческая жизнь, в ткань которой они всегда вплетены.
Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. Изучением этих приемов, или способов, убеждения и занимается теория аргументации.
В числе таких хорошо известных приемов — ссылка на эмпирические данные, существующее логическое доказательство, определенные методологические соображения, оправдавшую себя временем традицию, особо проницательную интуицию или искреннюю веру, здравый смысл или вкус, причинную связь или связь цели и средства и т.д.
Теория аргументации не занимается выяснением того, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то конкретные разумные силы, напротив, нелепые — верования. Ее задача — исследовать и систематизировать приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группулюдей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений.