Современные проблемы подтверждения соответствия и формирование Российской системы сертификации
Необходимость развития технического регулирования обусловлена формированием глобального рынка, взаимопроникновением экономик, необходимостью снятия технических барьеров в торговле на основе взаимного признания результатов оценки соответствия. При решении задач технической гармонизации реализуется формула ИСО (международная организация по стандартизации) – «Один стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду». Для достижения этого необходима опережающая стандартизация, которая позволяет прогнозировать перспективные требования к качеству продукции.
При этом потребители должны быть защищены от неблагоприятных последствий научно-технического развития: попадания на рынок недостаточно проверенной опасной продукции, техногенных катастроф. Указанная проблема тесно связана с проблемами экологии и ресурсосбережения, которые должны решаться на государственном уровне и требуют организации обязательного подтверждения соответствия.
В странах Западной Европы наличие большого числа национальных систем сертификации, основанных на нормативных документах этих стран, привело к ситуации, когда однородная продукция оценивалась разными методами по различным показателям. Это явилось техническим барьером в торговле между странами – членами Европейского Союза (ЕС) и мешало достижению «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение людей, товаров и услуг».
Различия в сертификации касались также и административных аспектов. Технические барьеры при импорте продукции, обусловленные различием нормативных документов, на протяжении ряда лет преодолевались путем повторения процедур сертификации, которые уже были проведены в стране-экспортере по действующим там правилам. Решение этой проблемы было найдено. Новый подход к технической гармонизации и стандартизации, направленный на создание единой общеевропейской нормативной базы, был принят в 1985 году. В 1989 году Совет ЕЭС принял документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям», который развивал положения в вопросах оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов. Основная идея документа состоит в формировании доверия к товарам и услугам путем использования таких инструментов, как сертификация и аккредитация, применяемых по единым европейским нормам.
Сертификация в России начала проводиться с 1993 года в соответствии с законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг», которые установили обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления и ряда других объектов.
Предшественницей российской сертификации была сертификация экспортируемой продукции в СССР. Первоначально она проводилась в зарубежных центрах и ее обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательствами тех стран, куда поставлялись товары из СССР.
В 1984 году Правительством СССР было принято Постановление «О сертификации, экспортируемой продукции», а в 1986 году Госстандартом был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения.
К 1991 году в СССР уже функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств. Вместе с тем осуществлялась оценка соответствия продукции и в других формах: аттестация по категориям качества; государственная приемка продукции; государственные испытания; государственный надзор за выполнением требований стандартов. После распада СССР в России аттестация продукции по категориям качества, государственные испытания и государственная приемка продукции были официально отменены.
В процессе последующего реформирования был принят ряд федеральных законов, которые упростили государственную регистрацию юридических лиц; существенно уменьшили количество лицензируемых видов деятельности; защитили права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Эти реформы соответствуют положению Конституции РФ, согласно которому ограничение предпринимательской деятельности допускается исключительно федеральными законами, касающимися обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, животных и растений. Ответственность за выполнение этого требования возложена на государство.
Несмотря на эти преобразования, к концу 90-х годов четко выявились проблемы сертификации в Российской Федерации. К основным проблемам относятся, во-первых, избыточность номенклатуры и объемов продукции, подлежащей обязательной сертификации (до 80 % общего объема продукции), и, во-вторых, большие затраты на проведение сертификационных работ (ежегодно выдавалось до 600 тыс. сертификатов с затратами на сертификацию на сумму 120–150 млн долларов в год). Кроме того, сертификация не была в необходимой степени увязана с другими видами государственного контроля и надзора, с реальной степенью опасности продукции.
Поэтому возникла необходимость реформы технического регулирования, одной из составляющих которого является подтверждение соответствия. Концепция реформы технического регулирования реализована в ФЗ «О техническом регулировании», введенном в действие 01.07.2003 г. Реорганизация системы стандартизации и сертификации, обусловленная принятием Закона, была необходима также для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.
Подтверждение соответствия в Российской Федерации направлено на достижение следующих целей:
– создание условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
– содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
– содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
– защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
– контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
– подтверждение показателей качества продукции.
Проведение реформы технического регулирования в России вызвано внешними и внутренними причинами.
Во-первых, необходимо максимально сблизить позиции по техническому законодательству с развитыми зарубежными странами ЕС и США. Только в этом случае наш бизнес может вписаться в современное экономическое пространство, чтобы адекватно реагировать на все происходящие изменения и быть конкурентоспособным.
Во-вторых, необходимо снять избыточные административные барьеры, налагаемые на предпринимательскую инициативу и бизнес. Чрезвычайно широкий и плохо согласованный набор обязательных требований, содержащийся в государственных стандартах, санитарных нормах, строительных нормах и правилах и других документах, ограничивает предпринимательскую деятельность.
С целью оптимизации номенклатуры продукции, подвергаемой обязательному подтверждению соответствия, на основании Указа президента в декабре 2009 г. вступил в силу новый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия, что позволило сблизить наше законодательство в области подтверждения соответствия с законодательством передовых зарубежных стран и уменьшить расходы, связанные с проведением обязательной сертификации.