Проектирование продольной оси трассы
При проектировании автомобильных дорог используются отрезки вертикальных кривых, ограниченных прямыми-касательными с малыми продольными уклонами, что позволяет при расчетах сопряжений горизонтальную проекцию любого элемента проектной линии приравнять длине самого элемента, как это принято в дорожном проектировании.
Координаты параболических кривых при расположении начала координат в вершине кривой связаны уравнением
(15)
Принимая во внимание принятое в дорожном проектировании допущение о равенстве длины элемента профиля его горизонтальной проекции, получаем окончательное уравнение кривой
(16)
Рисунок 3 - Расчетные схемы параболических кривых:
а — выпуклая кривая;
б — вогнутая кривая
Находя первую производную, получаем
Следовательно, величина уклона в любой точке кривой прямо пропорциональна расстояниюl точки от вершины кривой и обратно пропорциональна радиусу кривизны параболы. Находя вторую производную
или
устанавливаем, что уклон векторных точек параболических кривых изменяется равномерно, по прямолинейному закону. Величины уклонов последовательного ряда векторных точек кривой, расположенных на расстоянии 1 м друг от друга, последовательно изменяются в каждом случае на постоянную величину кривизны .
Из приведенных выше формул получаем зависимости, широко используемые для вывода формул сопряжения элементов проектной линии (рисунок 6).
Расстояние между двумя любыми точками параболической кривой с уклонами i2и i1равно произведению разности уклонов второй (правой) и первой (левой) точек на радиус
L=( i2- i1)R (17)
В этой и последующих формулах принято следующее правило знаков: радиусы вогнутых кривых — положительны, выпуклых — отрицательны; уклоны подъёмов — положительны, спусков — отрицательны; превышения — положительны, если последующая точка выше предыдущей, и отрицательны в обратном случае. Такое же правило знаков превышений следует соблюдать при определении их по таблицам. Последовательность точек принята слева направо.
Следовательно, расстояние от точки с уклономi2, расположенной справа от вершины, до вершины кривой
l2=(i2-0)R=i2×R (18)
расстояние от вершины кривой до точки с уклоном i2, расположенной слева от вершины,
l1=(0-i1)R= - l1×R (19)
превышение второй (правой) точки с уклоном i2 над первой (левой) точкой с уклоном i1 равно половине произведения разности квадратов уклонов правой и левой точек на радиус
(20)
Следовательно, превышение точки с уклоном i2 над вершиной кривой
(21)
или
превышение вершины кривой над точкой с уклоном i1
(22)
или .
Уклон последующей векторной точки параболы i2 отличается от уклона i1 предыдущей векторной точки на величину , т.е.
, (23)
где l – расстояние между точками с уклонами i2 и i1 .
(Под уклоном кривой в данной точке подразумевается уклон касательной или уклон этой векторной точки.)
Проектирование продольной оси трассы начинаем с того, что откладываем высоту снегонезаносимой насыпи на нулевом пикете. Прикладываем шаблон вогнутой кривой радиусом 20000, ориентируем его и проводим кривую от 15 промиллей на нисходящей ветви кривой до15 промиллей на нисходящей ветви кривой с переходом через вершину. Затем прикладываем шаблон выпуклой кривой радиусом 20000 промиллей, ориентируем его и проводим кривую от 15 промиллей на восходящей ветви кривой до 5 промиллей на нисходящей ветви кривой с переходом через вершину кривой. Проводим прямую линию с уклоном 5 промиллей.
На прямых участках оси трассы отметки получаем, умножая соответствующий уклон на расстояние. По таблицам ищем превышение нуля первой кривой.
Затем по таблицам находим отметки на каждом пикете: по расстоянию от пикета до вершины кривой берём превышение и отнимаем это превышение от отметки вершины кривой. Если кривая вогнутая, то превышение нужно прибавлять к отметке вершины кривой. Аналогичные действия проводим для других кривых. Получаем следующие отметки оси дороги:
Нпк 0= 308,517 м;
Нпк 1=307,267 м;
Нпк 2=306,517 м;
Нпк 3=306,267 м;
Нпк 4=306,517 м;
Нпк 5=307,267 м;
Нпк 6=308,517 м;
Нпк 7=309,767 м;
Нпк 8=310,517 м;
Нпк 9=310,767 м;
Нпк 10=310,517 м;
Нпк 11=310,017 м;
Нпк 12=309,517 м;
Нпк 13=309,017 м;
Нпк 14=308,517 м;
Нпк 15=308,017 м;
Нпк 16=307,517 м;
Нпк 17=307,017 м;
Нпк 18=306,517 м;
Нпк 19=306,017 м;
Нпк 20=305,517 м;
Нпк 21=305,017 м;
Нпк кт=304,917 м.
По известным проектным отметкам и отметкам земли вычисляем рабочие отметки.