Самостоятельная подготовка к занятию дома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа)
При подготовке к занятию необходимо ознакомиться с темой по предлагаемой литературе. Напишите краткий конспект по данной теме, используя материалы учебного пособия, лекции и другой предлагаемой литературы. Конспект может быть построен как краткое изложение темы, при этом в конспекте должны быть отражены краткие грамотные ответы на каждый из контрольных вопросов, включать схемы структуры антропологической науки, определения основных терминов и понятий по теме занятия. В более кратком варианте предлагается только выписать из источников информацию, содержащую ответы на вопросы. Обязательно используйте ссылки на источники информации.
Задания для самоподготовки
А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций тему первого занятия: «Антропология: её история, направления и разделы, задачи, общие понятия, связь с клинической медициной. Основные этапы развития антропологии».
Б) Выделите устно в тексте учебника предложения, несущие информацию о направлениях и разделах антропологии.
В) Составьте планы ответов на вопросы для самоподготовки.
Г) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.
Д) Проверьте свои знания, ответив на тестовые вопросы по теме занятия.
Ж) Заполните рабочую тетрадь по теме занятия.
З)* Заполните таблицу 1:
Таблица 1.
Развитие антропологии
Основные этапы развития антропологии | Деятельность каких ученых характеризует этот этап | Основные отличия данного этапа |
И)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.
Теоретический блок
Антропология (от греческого anthropos - человек и logos - слово, учение, наука) в наиболее широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек.
Истоки развития антропологических знаний так же стары, как и попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение и т.д., и являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. Переходы от одной социально-экономической формации к другой, сопровождавшиеся бурной переоценкой ценностей, борьбой между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о «назначении» человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости.
Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О душе» Аристотель закладывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит идея «лестницы существ» или ряда постепенного повышения организации. Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеют Лукреций Кар (99—55 или 95—51 гг. до н. э.), автор поэмы «О природе вещей», и Клавдий Гален (131—200 гг. н. э), завоевавший себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти четырнадцати столетий как медик и анатом.
Эпоха средних веков в Европе — период застоя во всех областях знаний. В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека, здесь следует назвать Леонардо да Винчи, предлагавшего изучать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний; реформатора анатомии Везалия (1514—1564), важнейший труд которого «Фабрика человеческого тела» был основан на тщательном изучении тела человека.
Выделение вида Homo sapiens и его разделение на четыре расы принадлежит крупнейшему натуралисту Карлу Линнею (1707—1778). Он же выделил отряд приматов, в который поместил вместе с летучей мышью, лемуром и обезьяной также и человека.
Важнейшим периодом в развитии антропологии в классическом понимании, и в ее формировании как особой науки были 60-е и 70-е годы XIX века. Это время характеризуется ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне, в 1864 г. — антропологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.
Наиболее полную методику антропологических исследований разработал уже в первой половине XX века швейцарский антрополог Рудольф Мартин. Его труды легли в основу дальнейших разработок в этой области.
Становление антропологии в России. К периоду становления физической антропологии относится разработка общих и частных антропологических методик, формируется специфическая терминология и сами принципы исследований, происходит накопление и систематизация материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия человека как биологического вида.
Российская антропологическая наука уже к началу XX в. представляла собой самостоятельную дисциплину и имела в своем основании непрерывную научную традицию, связанную с комплексным подходом к исследованию человека.
К концу двадцатых годов прошлого столетия была сформулирована конституциональная концепция отечественной медицины. Принцип целостности и индивидуально-типологический подход в изучении различных аспектов развития и функционирования человека явились методологической основой учения о конституции человека в нашей стране. Основоположниками этого научного направления были отечественные антропологи В. В. Бунак (1931), Я.Я.Рогинский и М. Г. Левин (1955), анатомы В. Н. Шевкуненко (1925) и В.Г.Штефко (1929), патофизиолог А. А. Богомолец (1926), терапевт М.В.Черноруцкий (1925), педиатр М. С. Маслов (1926), педагог М.Я.Брейтман (1924), которые своими блестящими работами создали теоретическую базу для практической медицины, благодаря чему учение о конституции приобрело статус научно обоснованной врачебной методологии. Можно сказать, что такая методология позволяла не декларативно, а на практике внедрить классическое правило медицины — лечить больного, а не болезнь. Она давала в руки практикующему врачу стратегические критерии индивидуальной диагностики, прогноза, терапии и профилактики соматических и психических заболеваний.
Однако этому методологическому повороту в отечественной медицине не суждено было осуществиться. Идеологизация различных отраслей знаний о человеке в духе социального детерминизма, «лысенковская» биология, искажение и вульгаризация учения И. П. Павлова на долгие годы предопределили жестко акцентированные представления о примате функции над структурой, физиологии высшей нервной деятельности над мозговым субстратом, психического над соматическим, сознательного над бессознательным, коллективного над индивидуальным, социального над природным. В этих условиях антропологическая ориентация в биомедицинских исследованиях была практически невозможной. Гуманистическая риторика тех лет являлась камуфляжем советской пропаганды о некоем «новом», лишенном природных индивидуальных качеств человеке. Лишь в семидесятых годах стали появляться отдельные работы, в которых наследие конституциологии в отечественной медицине вновь получило научную ориентацию. Идеи конституциологии оказались бессмертными, хотя отношение к ним в разные времена не было постоянным и единодушным. Даже сегодня можно встретить отрицание значения для медицины учения о конституции несмотря на то, что прошли целые столетия после высказывания Парацельса (1493-1541), утверждавшего: «...оценка конституции - это знание кем является больной» (цитировано по А. И. Клиорину, 1994). По этому поводу В. В. Бунак (1941) писал: «нормальное строение человека, устанавливаемое анатомией, относится к суммарному обобщенному типу, характеризующему человечество в целом, или, говоря языком зоологической систематики, роду Homo. В действительности все признаки нормального строения встречаются во множестве изменений, которые не переходят границ одного вида – Homo sapiens – человек разумный, но настолько характерны, что позволяют различать среди современного человечества неограниченное число различных не патологических типов. Это привело к выделению, наряду с нормативной морфологией (анатомией), морфологии типовой или антропологической».
В начале XXI века науки, занимающиеся человеком, по-прежнему сосредотачивают свои усилия на изучении отрицательного воздействия факторов окружающей среды на его организм и патологических результатов этого воздействия. Такой подход можно обозначить как социологизацию наук о человеке на фоне ослабления, а иногда и полного игнорирования «обратной стороны медали» в этой проблеме — его биологической сущности. Такая однобокость ведет к довольно ощутимым потерям, поскольку из-за малого количества работ по научной оценке физического статуса населения, отсутствия динамического наблюдения за здоровыми контингентами и, как следствие, отказа от финансирования этого научного направления не развиваются современные здоровьесберегающие технологии, не накапливается опыт по исследованию оставшегося у человека резерва здоровья, по его сохранению и развитию. Порой становится тягостно от обилия научных и паранаучных данных, свидетельствующих о негативном влиянии окружающей среды на наше здоровье и от нежелания дать правильную оценку сложившемуся положению: несмотря на усиливающуюся антропогенную интервенцию, биологическая база нашего организма создает новый адаптационно-приспособительный комплекс, который позволяет современному человеку не просто выжить в складывающихся условиях, но и быть выше, сильнее и жить дольше наших предков. Многие ученые интуитивно идут в этом направлении и получают великолепные результаты, однако невмешательство соответствующих ведомств открыло неограниченные возможности различного рода спекулятивным предложениям: с помощью чудодейственных препаратов за определенную сумму оздоровить любого. Очень часто из подобных ситуаций человек выходит со значительными потерями резерва своего здоровья.
Поиск научно обоснованных критериев биологической индивидуальности людей занимало в прошлом и занимает сегодня умы многих ученых. Их ищут в биохимических показателях, иммунологических и генетических характеристиках и т.д. Подтверждается в очередной раз общеизвестный факт - человек индивидуален, причем измерение этой индивидуальности укладывается в двухмерную систему: больше — меньше, выше — ниже, толще — уже и др. На этом же принципе строится типологическая характеристика оцениваемой выборки. Поэтому сегодня большинство исследователей пришли к мнению, что в центре такого поиска должен лежать соматотип (морфотип, тип телосложения), который, по образному выражению Б. А. Никитюка, может как шампур принять на себя любое количество дополнительной информации в виде функциональных, биохимических и биофизических показателей. В итоге создается уникальная индивидуальность обследуемого, а также возможность объединения полученных данных в определенные типы. Такая группировка основана на вполне зримых показателях, которые легко могут быть повторены при динамическом наблюдении.
Метод антропометрии и соматотипирования не нов, он один из первых в оценке индивидуальности Homo sapiens, однако современное материально- техническое обеспечение научных исследований физического статуса человека вывело антропологию на совершенно новый уровень. Это, в свою очередь, позволило определить особенности каждого индивида, а на основе накопленных данных давать их типологическую оценку: соматотипическую, этническую, возрастно-половую, а затем и популяционную.
Предметом изучения биологической (или физической) антропологии является многообразие биологических признаков человека во времени и пространстве.
Задача биологической антропологии - выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (т.н. антропологических) признаков, а также выявление причин, обуславливающих это многообразие. Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
Современная антропология - это наука о человеке как биологическом виде: его происхождении и биологической изменчивости во времени и пространстве. Одновременно человек изучается и как биосоциальный феномен, поскольку проявления его биологической природы во многом опосредованы социальной средой. Сущность антропологического подхода к комплексным междисциплинарным проблемам Homo sapiens выражается в концепции множественности «норм», вытекающей из высокого уровня внутри- и межпопуляционной изменчивости (полиморфизма) человека как биологического вида.
Исходным уровнем изучения биологической антропологии является индивид. Применение популяционно-статистических методов и комплексный подход к исследованию предоставляют возможность описания и других уровней организации человека - популяций и их объединений.
В своем составе физическая антропология имеет несколько основных разделов - направлений исследования биологии человека. С большой долей условности мы можем говорить о существовании антропологии исторической (исследует историю и праисторию многообразия человека) и антропологии географической (исследует географическую вариабельность человека).
Словарь терминов
· Антропология (антропологическая наука)
· Антропогенез
· Биологическая (или физическая) антропология
· Биомедицинская антропология
· Изменчивость (или вариабельность) в антропологии
· Историческая антропология
· Философская антропология
· Полиморфизм в антропологии
· Клиническая антропология
· Здоровье
· Патология
· Предболезнь
· Болезнь
· Норма
· Вариация
· Аномалия
Вопросы для самоподготовки
1. Что в дословном переводе означает термин "антропология", кем он был впервые применен и в каком значении?
2. Что такое "двоякое понимание антропологии", на каком этапе развития знаний о человеке это разделение возникло, с чем оно было связано?
3. Каковы истоки антропологических исследований в России (XVIII в.)
4. Опишите антропологические работы К.М. Бэра (первая половина XIX в.)
5. В чем состоял общественный и научный интерес к антропологии как науке в XIX в.?
6. Чем известна антропологическая "школа" А.П. Богданова
7. Чем отличалась научная деятельность Д.Н. Анучина?
8. Какие особенности характерны для "советского периода" российской антропологии?
9. Что является предметом философской антропологии?
10. Что является предметом культурной антропологии?
11. Что является предметом социальной антропологии?
12. К какому периоду истории относят выделение физической антропологии как самостоятельной дисциплины? Почему именно с этого времени можно говорить об антропологии как о полноправной науке?
13. Что является предметом физической антропологии?
14. Каковы основные уровни исследования материала (объекта) в физической антропологии?
15. В чем в наиболее общих чертах заключается комплексный подход в антропологических исследованиях? С деятельностью каких ученых связано становление этого подхода в российской антропологии?
16. Что является объектом изучения биологической антропологии, какие задачи ставит перед собой эта наука?
17. Что является предметом биомедицинской антропологии, какие задачи ставит перед собой эта наука?
18. Какие наиболее общие разделы можно выделить в рамках биомедицинской антропологии? В чем заключается логика такого подразделения? Насколько жестким следует считать это разделение?
19. В чем различия между биомедицинской и клинической антропологией?
20. Каковы основные уровни и методы исследования материала (объекта) в физической и медицинской антропологии?
Темы докладов и рефератов
1. Этапы становления физической антропологии в России
2. Значение работ К.М. Бэра в развитии знаний о человеке
3. Научная и организаторская деятельность А.П. Богданова и Д.Н. Анучина в области антропологии
4. Понятие об изменчивости антропологических признаков.
5. Классические и "новые" направления антропологических исследований.
6. Объекты и уровни исследования в антропологии.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки
Основная:
1. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963.
2. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.
Дополнительная:
3. Алексеева Т.И., Ефимова С.Г. Музей антропологии МГУ в начале второго столетия своей деятельности // Альманах - 1998. Музеи Российской Академии Наук. М., 1998. С. 289-318.
4. Анучин Д.Н. Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России // Русский антропологический журнал, 1900. №1. С. 25-42.
5. Анучин Д.Н. На рубеже полутора- и полустолетия // Русский антропологический журнал, 1,2. 1916. С. 4-14.
6. Гладкова Т.Д. Деятельность антропологов ОЛЕАЭ и МОИП за 60 лет // Вопросы антропологии. Вып. 59. 1978.С. 169-175.
7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М., 1990.
8. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: книга для учителя. М., 1986.
9. Залкинд Н.Г. Московская школа антропологии. М., 1975.
10. Колыбель советской антропологии. Сб. статей. М., 1967.
11. Левин М.Г. Антропологические работы К.М. Бэра // Советская этнография, №1. М., 1954.
12. Левин М.Г. Очерки по истории антропологии в России. М., 1960.
13. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
14. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.
15. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. М., 1968.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
16. Калмин О.В. Аномалии развития органов и частей тела человека: Электронный атлас-справочник. Пенза, 2002. № государственной регистрации – 50200200071.
17. Калмин О.В. Электронная библиотека учебных пособий: Электронное учебное пособие. Пенза, 2006. № государственной регистрации – 50200601701.
18. Богатенков Д. В., Дробышевский С. В. Антропология: Учебно-методический комплекс / Под ред. Т. И. Алексеевой – www.ido.edu.ru/psychology/anthropology.
Занятие 2.
Возрастная периодизация. Анатомо-функциональная характеристика возрастных периодов, регуляция развития и роста.
Акселерация, децелерация и ретардация.
Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.
Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;
Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.
Оснащение занятия
1. Схемы и рисунки по теме занятия.
2. Мультимедийный проектор, ноутбук.
Актуальность темы:
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31.
Мотивация
Представление о возрастной антропологии и современных принципах периодизации онтогенеза, анатомо-функциональной и социально-психологической характеристике возрастных периодов дают основу дальнейшего понимания возрастных особенностей строения и функционирования органов и систем. Знания о критических периодах развития, факторах регуляции развития и роста организма необходимо для понимания основ профилактики и лечения патологических процессов у детей и взрослых.
Цели занятия:
Учебная: участие в реализации ПК-16 в части способности и готовности использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка: изучить анатомо-функциональную и социально-психологическую характеристики возрастных периодов; участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; роль антропологического подхода в клинической практике.
Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере.
Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы.
Последующие дисциплины: анатомия человека, гистология, патологическая анатомия, хирургические болезни, внутренние болезни, акушерство, детские болезни.
Конкретные задачи занятия:
ЗНАТЬ определение возрастной антропологии; основные принципы периодизации онтогенеза; факторы регуляции развития и роста организма; анатомо-функциональную и социально-психологическую характеристику возрастных периодов; критические периоды онтогенеза; определение, проявления, возможные причины и географию акселерации, ретардации и эпохального сдвига; роль возрастной антропологии в клинике педиатрии, акушерстве, терапии и гериатрии, стоматологии (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
УМЕТЬ работать в группе, ориентироваться в возрастных периодах онтогенеза, критических периодах развития организма, факторах регуляции развития и роста организма человека в разные возрастные периоды, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).