Формирование навыков звукового анализа и обучение грамоте

Работа над предложением

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Повторение и закрепление на более сложном материале в прак­тических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:

• выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;

• дифференциация понятий слово — предложение;

• составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С + О + П, П+С + В+Д,П+С + В + Т. (Условные обозначения: Я— под­лежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существи­тельное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Г— дополнение в твори­тельном падеже);

• составление предложений по опорным словам, данным в тре­буемой форме и в начальной форме;

• распространение предложений однородными членами: подле­жащими, сказуемыми, определениями, дополнениями; составление предложений с различными предложными кон­струкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (про­странственные предлоги).

2. Усложнение работы по формированию простого предложения: распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину); работа над интонацией предложения (повествовательная, во­просительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;

• составление предложений определенного типа по заданию лого­педа с использованием схемы;

• самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.

3. Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по фор­мированию умения строить сложные предложения: сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);

• предложение со словами сначала ..., а потом ...; сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.

4. Усложнение работы:

обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных пред­ложений, отработанных в 1-м периоде.

2. Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа дей­ствия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?

3. Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).

4. Составление предложений с различными изменениями, преоб­разованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.

5. Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.

6. Употребление в практических упражнениях сложноподчинен­ных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.

7. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.

3-й период (апрель, май)

1. Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.

2. Обучение составлению сложносочиненных предложений с раз­делительным союзом или (практические упражнения).

3. Закрепление умения грамматически правильно отвечать на во­прос почему?

4. Обучение правильному построению сложноподчиненных пред­ложений, в которых главным является предложение «Я хочу...».

5. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложе­нием с союзами что, чтобы (практические упражнения).

6. Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.

Развитие связной речи

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:

- самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них;

- заучивание и инсценирование диалогов;

- пересказ текста с включением диалога действующих лиц;

- самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.

2. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соот­ветствии с лексической или грамматической темой.

3. Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ «Осень» предложений из 3 слов).

4. Составление и заучивание загадок с называнием признаков, дей­ствий, частей предмета-отгадки.

5. Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.

6. Пересказ коротких рассказов.

7. Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.

8. Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.

9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).

2. Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).

3. Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логи­ческие ударения, паузы, дыхание).

4. Составление рассказов:

• по серии сюжетных картинок;

• по одной сюжетной картинке;

• по предложенному началу;

• по заданному плану;

• по моделированию ситуации и графическому плану;

• по аналогии.

5. Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на стра­нице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.

3-й период (апрель, май)

1.Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.

2. Дальнейшее развитие монологической речи:

• пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;

• установление причинно- следственных связей в небольших тек­стах, отрывках;

• составление рассказов:

—из деформированного текста;

—по набору предметных картинок, объединенных одной темой;

—по опорным словам и предметным картинкам;

—составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).

3. Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.

4. Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.

Формирование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

1. Знакомство с буквами. Понятие «буква», «слог», «слово», «предложение».

2. Знакомство с протяжённостью слов.

3. Гласные буквы А, У, О, И, Э, Ы, Я, У, Ё, Ю.

4. Согласные буквы М, В, Н, П, Т, К, С, Х, З, Б, Д, Г, Ш, Ж, Л, Р, Ф, Ц, Й, Ч, Щ, Ь, Ъ.

5. Дифференциация понятий «звук - слог – слово - предложение», «звук – буква», «гласные - согласные буквы».

6. Различение понятий «твердый – мягкий звук», «звонкий - глухой звук».

7. Определение количества букв и звуков в словах.

8. Выделение последовательно каждого звука в словах.

9. Называние первого и последнего ударного гласного звука.

10. Определение первого и последнего согласного звука в словах.

11. Называние слов, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.

12. Подбор слов, состоящих из 3-4-5 звуков.

13. Называние слов с 1 слогом, с 2,3,4 слогами.

14. Определение количества гласных и согласных в названных словах.

15. Сравнение слов по звуковому составу.

16. Учить отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.

17. Учить преобразовывать слова.

18. Обучение чтению по слогам.

Наши рекомендации