ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. 1. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже парах:
1. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже парах:
а) Байкал. Самое глубокое озеро в мире;
б) Нравоучение. Проповедь;
в) Прибыльность. Рентабельность;
г) Ложь. Неправда.
2. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении содержания суждений в приведенных ниже парах:
а) Неверно, что материя является порождением мирового духа или индивидуального сознания. Материя не является порождением ни мирового духа, ни индивидуального сознания;
б) Водитель автомобиля совершил аварию. Причина аварии заключается в действиях водителя автомобиля;
в) Завтра будет дождь и холод. Завтра будет холодно и дождливо.
3. Объясните, почему данные суждения являются неопределенными:
— В настоящее время работники следственного отдела стали больше заниматься поджогами;
— Федор Федорович очень гордился этой операцией;
— Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся;
— Утром все получили новые наряды;
— Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки;
— Он погнал лошадь под гору в карьер;
— Генерал своим корпусом преградил ему дорогу;
— Планировать приходилось в трудных условиях;
— Я помню его, когда был еще ребенком;
— Она спрятала в карман записку от мужа;
— Магазин оказался пустым.
4. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:
— В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления;
— Все студенты первой группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты первой группы не подготовились к зачету по логике;
— Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов;
— Окна во всех этажах дома были ярко освещены. Окна были ярко освещены во многих этажах дома;
— Большая часть машин находилась в парке. В парке не было ни одной машины;
— К. похитила государственные средства. Никаких государственных средств К. не похищала.
5. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
— Некоторые студенты 1-го курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент 1-го курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал;
— Всякая наука имеет свой предмет исследования.Ни одна наука своего предмета исследования не имеет;
— Всякое нарушение права является общественноопасным. Ни одно нарушение права не является общественно опасным;
— Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права;
- Преступник не может не оставлять следов. Преступник может не оставлять следов.
6. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
- Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику;
— Семенов — студент, ведь он сдает экзамены;
— Правый глаз чешется - радоваться, левый - плакать;
— Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя;
— Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в заграничную командировку;
— Данное умозаключение построено правильно, так как его посылки - истинные суждения;
— М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
7. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушеныи в чем суть этих нарушений:
— Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому:«Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил». «Тебе не привыкать, — ехидно заметил тот, - ты всегда сухим из воды выходишь»;
— На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил:«Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?». «Нет, конечно», — ответил преподаватель. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, — говорит студент, - я сегодня не сделал домашнего задания»;
— 5 — это одно число. 3 и 2 — это 5. Значит, 3 и 2— одно число;
— Невозможность съесть яйцо натощак: откусив яйцо один раз, будешь уже есть яйцо не натощак;
— Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдет с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошел с лошади;
— Студент покраснел, следовательно, он виноват;
—В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы, но она все же заслуживает хорошей оценки;
— Вода тушит огонь, потому что она жидкая и холодная.