Класс. обучение грамоте. (199 часов) 3 страница

Обозначение гласных после шипящих (ча — ща). Правописание ча-ща.

Обозначение гласных после шипящих (чу — щу). Правописание чу-щу. Работа с деформированным текстом.

Правописание чк-чн, щн.

Упражнение в написании слов с буквами Щ, щ, ъ, ы, ь. Восстановление деформированных предложений.

Упражнение в написании слов с буквами Ф, ф, Х, х, Ц, ц, Ч, ч, Ш, ш. Прописная (заглавная) буква в именах собственных.

Упражнение в написании слов с буквами Э, э, Ю, ю, Я, я. Заглавная буква в именах собственных.

Буквы, обозначающие два звука. Заглавная буква в именах собственных.

Проверочная работа.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

КЛАСС (50 часов)

НАША РЕЧЬ. (2 часа)

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление). Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, абзаца.

Русский язык — родной язык русского народа.

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ (3 часа)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.

Различение предложения и слова (осознание их сходства и различий). Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в предложении.Знаки препинания в конце предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак).

Диалог.

Проверочная работа: (1)

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… ( 4 ч.)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов. «Вежливые слова». Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Развитие речи:

Составление текста по рисунку и опорным словам.

Самостоятельная работа: (1)

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. (6 ч.)

Слово и слог.Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.Использование небуквенных графических средств: знака переноса.

Перенос слов. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём.

Самостоятельная работа: (1)

Проверочная работа: (1)

ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч.)

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Различение гласных и согласных звуков.

Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын).

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Гласные звуки. Слова с буквой э.

Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарём.

Проверочный диктантпо теме: «Ударные и безударные гласные звуки».

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).

Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными.

Согласные звуки. Буквы Й и И.Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

Твёрдые и мягкие согласные звуки.Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, оп­ределение парных и непарных по твёрдости—мягкости соглас­ных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Различение звонких и глухих звуков, определе­ние парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Согласные звонкие и глухие. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».

Шипящие согласные звукиБуквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.Составление сборника «Весёлые скороговорки».

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Применение правил правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Применение правил правописания: сочетания жи — ши, ча — ща, чу — шу в положении под ударением.

Повторение изученного материала по теме«Шипящие согласные звуки». Проверочный диктантпо теме: «Шипящие согласные звуки».

Шипящие согласные звукиРазвитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».

Прописная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Прописная буква в словах. Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

Самостоятельная работа: (3)

Проверочная работа: (4)

Развитие речи:

Составление развёрнутого ответа на вопрос.

Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Проекты:

«Скороговорки».

«Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

КЛАСС (170 ч.)

НАША РЕЧЬ (3 ч.)

Знакомство с учебником. Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык (его значение в жизни людей). Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая. Практическое овладение диалогической формой речи. Вы­ражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

ТЕКСТ (4 ч.)

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Последовательность предложений в тексте.

Тема и главная мысль текста. Смысловое единство предложе­ний в тексте. Заглавие текста.

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Последовательность частей текста (абзацев).

Развитие речи:

Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам.

Проверочная работа: (1)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ч.)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Прописная буква в начале предложения.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Члены предложения. Главные члены предложения (основа).

Второстепенные виды предложения (без деления на виды).

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Распространённые и нераспространённые предложения.

Связь слов в предложении.

Развитие речи:

Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам.

Сочинение – описание по картине. Коллективное составление рассказа по репродукции картины

И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе рассматривания репродукции.

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (1)

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА (18 ч.)

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Лексическое значение слова. Понимание слова как единства звучания и зна­чения.

Слово как общее название многих однородных предметов. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение зна­чения с помощью толкового словаря.

Представление об од­нозначных и многозначных словах.

Прямое и переносное значение слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Работа с толковым и орфографическим словарём.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Синонимы. Работа со словарём синонимов.

Антонимы. Работа со словарём антонимов. Наблюдение за использованием в речи си­нонимов и антонимов. Использование в текстах синонимов и антонимов.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корня в однокоренных словах. Различение однокорен­ных слов и различных форм одного и того же слова.

Корень слова (общее представление). Работа по учебнику со словарём однокоренных слов.

Разли­чение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Формирование умения выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение.

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Слог как минимальная единица русского языка.

Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского языка. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов по слогам. Правила переноса слова с одной строки на другую.

Развитие речи:

Сочинение-описание по репродукции картины И. Остроухова "Золотая осень". Формирование чувства прекрасного в процессе рассматривания репродукции.

Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам.

Контрольные работы:

Контрольный диктант №1 по теме «Слово и его значение».

Самостоятельная работа: (1)

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (1)

ЗВУКИ И БУКВЫ (33 ч.)

Различение звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Различение гласных и согласных звуков.

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.

Употребление прописной (заглавной) буквы. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.

Признаки гласного звука. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Деление слов на слоги.

Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука- согласный звук [й] и последующий гласный звук. Установление соотношения звукового и буквенного соста­ва слова в словах с йотированны­ми гласными е, ё, ю, я.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Правописаниепроверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.

Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.

Согласные звуки. Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Согласный звук [й] и буква «и краткое».

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, оп­ределение парных и непарных по твёрдости—мягкости соглас­ных звуков.Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что созданотрудом человека, на основе содержания текстов учебника.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Перенос слов с мягким знаком в середине. Развитие на основе текстов учебника положительных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости. Установление соотношения звукового и буквенного соста­ва слова в словах типа стол, конь.

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то).

Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Применение правил правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — шу в положении под ударением.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Различение звонких и глухих звуков, определе­ние парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков.

Произношение парного по звонкости – глухости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Фонетический разбор слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; со­гласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Использование на письме разделительного мягкого знака.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи.

Развитие речи:

Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам.

Подробное изложение зрительно воспринятого текста. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы. Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.

Сочинение-описание по картине. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом».

Составление ответов на вопросы к тексту. Подробное изложение зрительно воспринятого текста по опорным словам и иллюстрации.

Подробное изложение текста-описания по вопросам.

Сочинение-описание по картине. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам.

Изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам.

Контрольные работы:

Контрольный диктант №2 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Самостоятельная работа: (2)

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (3)

Проекты:

«И в шутку и в серьёз». Создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку.

"Пишем письмо".

«Рифма». Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

ЧАСТИ РЕЧИ (58 ч.)

Общее представление о частях речи.

Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающие эти предметы и явления. Общее представление об имени существительном как части речи.

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Формирование представлений о профессиях и людях труда.

Собственные и нарицательные имена существительные. Прописная буква в именах собственных.

Прописная буква в именах людей. Составление устного рассказа по репродукции В.М.Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Формирование чувства гордости за богатырей, защитников Земли русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма.

Прописная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей). Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий.

Прописная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет.

Прописная буква в именах существительных собственных (клички животных). Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Прописная буква в именах собственных (географические названия).

Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).

Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член).

Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление). Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике.

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

Число глаголов. Изменение глагола по числам.

Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи.

Частица не, её значение. Правописание частицы не с глаголом.

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании.

Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные, формирование чувства гордости и уважения к русскому языку.

Связь имён существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного или комнатного растения).

Местоимение. Общее представление о местоимении. Лич­ные местоимения, значение и употребление в речи.

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи.

Правописание предлогов с именами существительными.

Упражнения в употреблении и написании предлогов.

Развитие речи:

Коллективное составление рассказа по картине и вопросам. Запись текста-повествования "На горке".

Подробное изложение повествовательного текста.

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста.

Сочинение-описание по репродукции картины художника А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Подробное изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно.

Сочинение-повествование по картине и опорным словам. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утёнок».

Контрольные работы:

Контрольный диктант № 4 по теме «Части речи. Имя существительное».

Контрольный диктант № 5 по темам «Глагол. Имя прилагательное».

Самостоятельная работа: (3)

Проверочная работа: (1)

Словарный диктант (3)

Проекты:

"В словари - за частями речи".

ПОВТОРЕНИЕ (16 ч.)

Виды текстов. Предложение. Знаки препинания в конце предложений.

Главные члены предложения, их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении.

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи.

Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи.

Звуки и буквы. Алфавит. Звукобуквенный разбор слова.

Разбор слова как части речи. Звукобуквенный разбор слова.

Развитие речи:

Подробное изложение повествовательного текста.

Подробное изложение повествовательного текста.

Контрольные работы:

Контрольный диктант №6 (итоговый)

Словарный диктант (1)

КЛАСС (170 ч.)

ЯЗЫК И РЕЧЬ ( 2 ч.)

Наша речь. Виды речи. Речь, её значение. Речь - отражение культуры человека.

Наш язык. Наша речь и наш язык. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Язык как основа национального самосознания. Составление текста по рисунку.

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( 14 ч.)

Текст. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. План текста. Составление планов к данным текстам. Соз­дание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Знаки препинания в конце предложений. Различение пред­ложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси­тельные и побудительные.

Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Сведения из истории главного города Росси - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Различение пред­ложений по эмоциональной окраске (инто­нации): восклицательные и невосклицательные.

Предложение с обращением (общее представление). Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения.

Словосочетание. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи:

Сочинение-повествование. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского "Дети, бегущие от грозы".

Контрольные работы:

Контрольный диктант №1 по теме "Текст. Предложение".

Самостоятельная работа: (1)

Проверочная работа: (1)

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ ( 19 ч.)

Наши рекомендации