Тема 10 Нормирование точности шпоночных соединений
Назначение и классификация шпоночных соединений. Основные эксплуатационные требования к шпоночным соединениям. Параметры шпоночных соединений с призматическими шпонками.
Стандартизация шпоночных соединений. Посадки шпонок по боковым сторонам (свободное, нормальное и плотное соединения). Выбор типа соединений. Допуски посадочного размера “b”.
Назначение допусков и посадок шпоночного соединения для заданных условий работы и их обозначение на чертежах.
Контроль геометрических параметров шпоночных соединений.
Литература: [1, с.236-240]; [2, с.226-232]
Методические рекомендации
В машиностроении применяют шпоночные соединения с призматическими, сегментными, клиновыми и тангенциальными шпонками.
Наибольшее распространение получили призматические шпонки, т.к. наиболее просты по конструкции и позволяют передавать значительные крутящие моменты. Они выпускаются трех конструктивных исполнений: со скругленными торцами – первое исполнение, с плоскими торцами – второе исполнение, с одним плоским, с одним скругленным – третье исполнение.
Размеры поперечного сечения шпонки и глубина шпоночных пазов выбирается по ГОСТ 23360-78 в зависимости от диаметра вала.
Для облегчения сборки шпонка может сопрягаться с пазами вала и втулки по разным посадкам. Требуемые посадки получают в системе вала.
ГОСТ 23360-78 предусматривает три типа соединений с призматическими шпонками: свободное, нормальное и плотное.
Условное обозначение шпонки состоит из исполнения (кроме первого) и размеров b×h×l, например: шпонка 2-10×8×63 ГОСТ 23360-78 – призматическая шпонка, второго исполнения, ширина которой 10 мм, высота – 8 мм, длина – 63 мм.
Тема 11 Нормирование точности и технические измерения
Шлицевых соединений
Назначение и классификация шлицевых соединений и предъявляемые к ним точностные требования.
Типы, параметры, способы центрирования прямобочных и эвольвентных шлицевых соединений. Допуски и посадки центрирующих элементов. Допуски не центрирующих элементов.
Обозначение на чертежах точности шлицевых соединений и деталей.
Контроль геометрических параметров. Калибры для контроля прямобочных и эвольвентных шлицевых деталей.
Литература: [1, с.240-245]; [2, с.233-249]; [3, с.184-187]
Методические рекомендации
Шлицевые соединения служат для передачи крутящих моментов между валами и насаженными на них деталями. В машиностроении применяют прямобочные, эвольвентные и треугольные шлицевые соединения. Наиболее распространены прямобочные шлицевые соединения, т.к. эвольвентные сложнее в изготовлении, а треугольные не позволяют передавать большие крутящие моменты.
К основным параметрам прямобочных шлицевых соединений относятся: наружный D и внутренний d диаметры шлицевых валов и втулок, число шлицев z и ширина шлицев и впадин b.
Одним из основных показателей точности шлицевых соединений является соосность шлицевого вала и шлицевой втулки. Центрирование втулок на валах может осуществляться:
- по наружному диаметру D, что обеспечивает достаточно высокую точность центрирования и поэтому наиболее распространено;
- по внутреннему диаметру d – этот способ применяется при высокой твердости сопрягаемых поверхностей, он обеспечивает необходимую точность центрирования, но технология обработки деталей сложнее, чем при центрировании по наружному диаметру;
- по боковым сторонам шлицев b – этот способ применяется при реверсивных нагрузках, точность центрирования невысокая.
Условное обозначение прямобочного шлицевого соединения включает в себя:
- букву, обозначающую поверхность центрирования (D, d или b);
- число шлицев;
- номинальные значения внутреннего диаметра, наружного диаметра и ширины шлицев;
- условные обозначения полей допусков или посадок для центрирующих поверхностей.
Например: d-8×36Н7/е8×40×7D9/f8.
В этом обозначении: число шлицев – 8, внутренний диаметр – 36 мм, наружный диаметр – 40мм, ширина шлица – 7 мм; центрирование осуществляется по внутреннему диаметру (d); посадка по диаметру центрирования – Н7/е8, по ширине шлица – D9/f8.
Тема 12 Цепи размерные
Основные термины и определения, установленные стандартами на размерные цепи. Виды размерных цепей. Звенья цепей и их виды.
Точность размеров, входящих в размерные цепи.
Методы расчета размерных цепей. Расчет размерных цепей с использованием теории вероятности. Применение ЭВМ для расчета размерных цепей.
Методы обеспечения точности замыкающего звена. Методы полной и неполной взаимозаменяемости. Селективная сборка. Методы компенсации. Компенсаторы, используемые для обеспечения размера замыкающего звена. Приемы технологической компенсации (удаление припуска с поверхности детали-компенсатора, совместная обработка поверхностей). Регулировка.
Литература: [1, с.255-260]; [2, с.73-85]
Методические рекомендации
Размерная цепь – последовательный ряд взаимосвязанных линейных или угловых размеров, образующих замкнутый контур и отнесенных к одной детали или группе деталей.
В зависимости от расположения размеров размерная цепь может быть линейной, угловой, плоской, пространственной.
Номинальные размеры, входящие в размерную цепь, делятся на составляющие А1 ; А2 ; А3 ; …Ап и замыкающий размер А0.
Размерные цепи в машиностроении позволяют аналитически-вероятным путем установить рациональную систему расстановки размеров на чертежах деталей машин и оптимальные допуски из условий полной взаимозаменяемости конструкций при сборке или минимальной подгонкой.
В теории размерных цепей решаются два типа задач.
Первая задача. Определение предельных размеров (или предельных отклонений) замыкающего размера по заданным предельным размерам (отклонениям) составляющих размеров. Это в основном проверочный расчет.
Вторая задача. Определение предельных размеров (отклонений) всех составляющих размеров размерной цепи по заданным предельным размерам (отклонениям) замыкающего размера. Эта задача относится к проектному расчету размерной цепи.