Словарь. словарная статья
Самостоятельная работа
По русскому языку и культуре речи
Словарь. Словарная статья.
С л о в а р ь представляет собой, как правило, список слов, записанных в алфавитном порядке и словарные статьи к каждому слову.
С л о в а р н а я с т а т ь я, например, в лингвистическом словаре раскрывает смысл слова и кратко описывает его лингвистические и грамматические особенности. В этом случае словарная статья обычно включает
▪ заглавное слово;
▪ акцентологические и некоторые грамматические характеристики этого слова;
▪ стилистические помéты;
▪ словарное о п р е д е л е н и е значения слова;
▪ цитаты, иллюстрирующие использование слова в речи;
▪ устойчивые словосочетания;
▪ справку историко-этимологического характера;
▪ библиографическую справку (литература, которая была использована для составления статьи).
Таким образом, с л о в о, его смысловая структура (значение), его основные грамматические, стилистические, орфоэпические характеристики, примеры использования в произведениях русских писателей, в устойчивых оборотах, пословицах и поговорках бывают представлены именно в словарной статье.
Теорией и практикой составления словарей занимается раздел науки о языке, который называется л е к с и к о г р а ф и я(греч. lexicon –словарь, graphō - пишу)
В однотомном лингвистическом толковом «Словаре русского языка» С.И. Ожегова мы можем прочесть, например, такую словарную статью:
ДУША',-ú, вин. дýшу, мн. дýши, душ, дýшам, ж.
1. Внутренний психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом своему делу. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится). По душам говорить (откровенно). Играть с душой (с вдохновением). Вложить душу в дело (отдаться целиком делу). В чём душа держится (о хилом, больном человеке). Душа не лежит к кому-чему-н. (нет расположения к кому-чему-н., не интересует что-н.) Душа не принимает чего-н. (не хочется). Душа меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее). Душа радуется (очень радостно, приятно). Душа в пятки ушла (испугался). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить душа в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой (неотступно находиться около кого-н., надоедая; разг.) Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, дела). Сколько душе угодно, (сколько угодно, вдоволь). Ни душой ни телом не виноват (совсем не виноват). Отвести душу (высказать всё, что накопилось). Брать нá душу (принимать на свою ответственность). Зá душу берёт что-н. (очень волнует). Души не чаять в ком-н. (сильно любить кого-н.). Душа нараспашку (о человеке откровенном). Душа не на месте или душа болит (беспокойно). С души воротит от чего-н. (о чувстве отвращения; прост.) Как бог нá душу положит (как выйдет, кое-как; разг.) Отдать богу душу (умереть; устар.). Душа с телом расстаётся (смерть пришла). 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая душа, низкая душа. 3. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Душа всего дела. Душа общества. 4.О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях; разг.) В доме ни души. Живой души нет (никого нет). На душу (приходится, досталось и т.п.: на одного человека) 5. В старину: крепостной крестьянин. Ревизская душа. Мёртвые души (также перен.: о людях, фиктивно числящихся где-н.). ◊ Без души –без воодушевления, без подъёма. В душе – 1) мысленно, про себя. В душе он не был согласен; 2) по природным склонностям. Поэт в душе. Для души(разг.)– для себя, для удовлетворения своих склонностей. Душа моя!(разг.) – в обращении: милый, (-ая). Душа-человек (разг.) – очень хороший, отзывчивый человек. За душой нет(ничего, ни копейки и т.п.)у кого – нет ничего у кого-н. С дорогой душой(разг.) – очень охотно. За милую душу(сделать что-н.) – со всем удовольствием. ║ пренебр. душонка, -и, ж. (к 1 и 2 знач.; разг.)║прил. душевный,-ая, -ое (к 1 знач.) и душевой, -ая, -ое (к 5 знач.) Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Душевой надел.
(С.И. Ожегов. Словарь русского языка –М.: 1983, с. 162)[1]
П р и м е ч а н и е. Словарь Ожегова был написан в советское время и впервые издан в 1949 году. После смерти Сергея Ивановича Ожегова (†1964 г.) над словарём продолжила работу редактор-лексиколог этого словаря Наталия Юльевна Шведова, и в 1972 году вышло 9-е исправленное и дополненное издание этого словаря. Словарная статья, приведённая выше, взята из стереотипного (то есть неисправленного) 14-го издания, повторившего в основных чертах 9-е издание словаря 1972 года.
В 1989 году вышло 21-е переработанное и дополненное издание словаря. По сравнению с последним нестереотипным прижизненным его изданием (4-е, 1960 г.) 21-е издание словаря стало по существу новой книгой: весь корпус словаря был обновлён и пополнен его редактором и соавтором. В 1990 г. Академия наук СССР присудила «Словарю русского языка» С.И. Ожегова премию им. А.С. Пушкина. В 1992 году словарь вышел в свет под именами двух его авторов: С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Однако в соответствии с традицией все издания этого словаря по-прежнему именуются Словарём Ожегова.
С т р у к т у р а с л о в а р н о й с т а т ь и в толковом словаре Ожегова.
Заглавное слово словарной статьи – душá– имя существительное, которое даётся в именительном падеже единственного числа и имеет ударение на второй слог. Последующие грамматические пометы: -ú, вин. дýшу, мн. дýши, душ, дýшам, ж. обозначают следующее:
родительный падеж единственного числа имеет окончание -ú (с ударением на окончание): душú;
винительный падеж единственного числа имеет форму дýшу (место ударения меняется, переходит на корень, т.е. ударение подвижное);
именительный падеж множественного числа (мн.) –– дýши;
родительный падеж множественного числа –дýш;
дательный падеж множественного числа – дýшам.
Род имени существительного душá – ж. – женский.
Арабскими цифрами (1. 2. …) обозначены словарные определения значений многозначного слова. В словарной статье слово душá имеет шесть значений и соответственно шесть кратких словарных определений. Краткие определения составляются для понимания смысла слова и его употребления в современной речи. Понятно, что от словаря нельзя требовать сведений для всестороннего знакомства с самим предметом, однако точность определения необходима.
С точки зрения употребления в речи слово душáявляется нейтральным. Однако стилистические пометы даются при иллюстративных примерах и фразеологических сочетаниях. Примеры, иллюстрирующие употребление слова в речи, даются курсивом после словарного определения. Так, после толкования первого значения слова приведён такой пример: Душа нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Помета (разг.) указывает на стилистическую характеристику словосочетания или предложения - разговорное; т.е.такое употребление слова свойственно разговорному стилю русского литературного языка.
После толкования значений и примеров употребления слова в речи жирным шрифтом даются устойчивые выражения или фразеологические единицы. Например: Души не чаятьв ком (разг.) – очень любить. Души не чаять в детях (разг.). Этот фразеологизм также снабжён пометой (разг.).
В конце статьи приводятся однокоренные производные слова, входящие в состав так называемого словообразовательного гнезда к основному слову – с уменьшительно-ласкательным суффиксом - уменьш.-ласк. дýшенька-и, ж. (к 1 и 2 знач.);с суффиксом, придающим оттенок пренебрежительности–пренебр. душонка, -и, ж. (к 1 и 2 знач.),а также прилагательные душéвный,-ая, -ое (к 1 знач.) и душевой -ая, -ое (к 6 знач.; устар.).
Задание № 1
Сравните словарные статьи к слову ‘душа’ в Словаре Ожегова 1983 года издания (см. предыдущее задание), Словаре Ожегова 1995 года издания (см. ниже) и Словаре В.И. Даля (см. ниже); ответьте письменно на следующие вопросы:
а) Сколько значений слова ‘душа’ приведено в словарных статьях?
б) Есть ли различия в формулировании значений слова?
в) Какие фразеологические сочетания приведены в словарных статьях?
г) Какие пословицы и поговорки приводятся в словарной статье В.И. Даля, а какие – у С.И. Ожегова?
д) Как написано слово Бог в словарных статьях Ожегова и Даля? Как нужно писать это слово?
е) Как бы вы прокомментировали следующее сообщение?
Наш соотечественник, архиепископ написал в 60-е годы ХХ века следующее: «В наши дни люди обижают даже веру в Бога (принуждая писать великое святое имя с маленькой буквы). Но Бога человек ещё менее может обидеть, чем созвездие Ориона или Лебедя. Неверующие наносят обиду только своей жизни.» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Психология обиды, с.146)
ДУШÁ,-ú, вин. дýшу, мн. дýши, душ, дýшам, ж.
1. Внутренний психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело (отдаться целиком). В чём душа держится (о хилом, больном человеке; разг.). Душа не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.) Душа не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Душа меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.) Душа радуется (очень радостно, приятно; разг.) Душа в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить душа в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.) Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно, (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.) Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). Нá душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). Зá душу берёт что-н. (очень волнует, трогает). Зá душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным, томительным; разг.). Душа нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Душа не на месте или душа болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Душа с телом расстаётся (смерть пришла; разг.). О душе пора подумать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая душа, низкая душа. 3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная душа. Думать о спасении души. Души умерших. 4. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Душа всего дела. Душа общества. 5.О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях) В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На дýшу приходится, досталось (на одного человека). 6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская душа. Мёртвые души (умершие крепостные, а также перен.: о людях, фиктивно числящихся где-н.). ◊ Душу тянуть (вытягивать, мотать) из кого (прост.) – мучить чем-н. надоедливым, томительным. Души не чаятьв ком (разг.) – очень любить. Души не чаять в детях. Душа моя!(разг.) – в обращении: милый, (-ая). Душа-человек (разг.) – очень хороший, отзывчивый человек. Без души –без воодушевления, без подъёма. С душой– отдаваясь целиком, с вдохновением. В душе – 1) мысленно, про себя. В душе согласен; 2) по природным склонностям. Поэт в душе. Для души(разг.)– для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов. По душе(разг.) – Работа ему по душе. За душой нет ничего у кого – ничего нет у кого-н. По душáм(говорить, беседовать, откровенно). С дорогой душой(разг.) – очень охотно. За милую душу(разг.) – легко, без усилий. Как бог на душу положит(разг.) – как придётся, кое-как. С души воротитот чего (прост.) – о чувстве отвращения. // уменьш.-ласк. дýшенька-и, ж. (к 1 и 2 знач.) // пренебр. душонка, -и, ж. (к 1 и 2 знач.) // прил. душéвный,-ая, -ое (к 1 знач.) и душевой, -ая, -ое (к 6 знач.; устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Душевой надел.
(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: 1995, с.179)
ДУШÁж. безсмертное духовное существо, одарённое разумомъ и волею; въ общем знач. человѣкъ, с духомъ и теломъ; въ более тесном; ║ человекъ безъ плоти, безтелесный, по смерти своей; въ смысле же тѣснѣйшемъ;║жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тѣла и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа. ║ Говоря душа, въ знач. человѣка, разумѣютъ иногда людей обоего пола, либо только мужескаго, душу ревизскую, что собственно означаетъ человѣка податного состоянія.║ Душа также душевныя и духовныя качества человѣка, совѣсть, внутреннее чувство и пр. Душа есть безплотное тело духа; въ этом знач. духъ выше души. Ни души нѣтъ дома. Горожане – жители, а селяне – души. Человѣк с сильною, слабою душой, или просто сильная, слабая душа. Взять что нá-душу, на совѣсть; принять в чёмъ клятву, присягу; ручаться. Взять грѣхъ нá-душу, сдѣлать что самоуправно, принявъ на отвѣтъ. Въ нёмъ много души, въ его сочиненіяхъ много души, чувства. Быть душою беседы, главнымъ двигателемъ ея. Душа-человѣкъ, прямой и добродушный, откуда и привѣтъ: душа моя. У него сто душъ, онъ владѣетъ имѣниемъ сó-ста крестьянами. Родовыя души, населённое родовое, наслѣдованное имѣнье. Прописныя души, пропущенныя въ народной переписи. Мертвыя души, люди умершіе въ промежуткѣ двухъ народныхъ переписей, но числящіеся по уплатѣ податей, налицо. Отдать Богу душу, умереть. Положить за кого душу, пожертвовать жизнію. Заложить за кого душу, ручаться въ важномъ дѣлѣ. Искать чужой души, хотеть погубить ближняго. < …> Отпусти душу на покаянье, не губи напрасно, дай пожить. <…> Это на твоей душе, ты виноватъ, дашь за это Богу отвѣтъ. [и т.д. – см. Словарь Даля] (В. И. Даль Толковый словарь живаго великорускаго языка, с. 504 )
Виды Словарей.
С л о в а р и можно разделить на два основных типа: энциклопедические и филологические (лингвистические).
В э н ц и к л о п е д и ч е с к и х словарях даётся описание того или иного явления, понятия, события и т.д.
К энциклопедическим словарям относятся энциклопедии, научные справочники по какой-либо отрасли знаний, терминологические словари. Крупнейшими энциклопедическими словарями являются словари издательской фирмы «Брокгауз и Ефрон», «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона на русском языке (1890-1907гг.), «Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат», изданный в конце XIX–го, начале XX–го века, Большая советская энциклопедия (БСЭ), Малая советская энциклопедия (МСЭ), и др. Среди научных справочников следует назвать энциклопедию «Русский язык», из терминологических словарей - словари лингвистических, литературоведческих терминов, «Советскую историческую энциклопедию», «Детскую энциклопедию», «Популярную медицинскую энциклопедию», философский словарь и др.
В ф и л о л о г и ч е с к и х (л и н г в и с т и ч е с к и х) словарях объясняются слова, толкуются их значения.
Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковыйсловарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой.
Задание №2
1) Выпишите и сравните исторические факты, изложенные в статьях из разных энциклопедическихсловарей и в историческом произведении о греческой Царевне, русской Царице Софии Палеолог:
в «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона,
в «Советской исторической энциклопедии»,
в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза – И.А. Ефрона.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (ЭСБЕ) именуется в соответствии с фамилиями издателей. Словарь состоит из 41-го тома и 2-х дополнительных томов или соответственно из 82-х основных и 4-х дополнительных полутомов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона издавался в течение семнадцати лет (с 1890 по 1907 гг.) в годы царствования Государя–Императора Александра Александровича (Александра III) и последнего Государя–Императора Всероссийского Николая Александровича (Святого Царя-мученика Николая II). Изначально энциклопедия содержала в основном адаптированные к русскому читателю переводы статей знаменитой немецкой энциклопедии Брокгауза «Conversations-Lexicon». Перевод вызвал немало претензий, тогда было принято решение подвергнуть энциклопедию редакции. В результате научной переработки был создан знаменитый многотомный Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, содержание которого значительно пополнилось статьями об истории и культуре России, статьями по географии, биологии, химии и медицине. Многие описания в словаре представляют собой оригинальные новые исследования, часто имеющие характер монографии.
В составлении словаря участвовали около 735 авторов Царской России – весь цвет русской науки и культуры, который оставил память о себе в этом лексикографическом произведении накануне катастрофы 1917–го года.
Главные редакторы Энциклопедического словаря - (с 1 по 6 полутом) Профессор[2] Иван Ефимович Андреевский († 20 мая 1891г.), (с 6 по 82 полутом) К.К. Арсеньев и Заслуженный Профессор Ф.Ф. Петрушевский;
редактор отдела биологических наук – Профессор Андрей Николаевич Бекетов (†1 июля 1902г.);
редактор отдела истории литературы – литературный критик, историк литературы, выдающийся библиограф Семён Афанасьевич Венгеров;
редактор отдела химико-технического и фабрично-заводского – Профессор Дмитрий Иванович Менделеев;
редактор отдела философии – философ, поэт и публицист Владимир Сергеевич Соловьёв († 31 июля 1900г.);
редактор отдела изящных искусств – художник Андрей Иванович Сомов и др.
Среди авторов и сотрудников Энциклопедического словаря:
Академик Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (†1897г.); русский лингвист Профессор Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ; филолог Академик Алексей Николаевич Веселовский; филолог Алексей Фёдорович Фортунатов; Академик Алексей Александрович Шахматов; русские лингвисты Профессор Николай Яковлевич Грот (†1899г.) и Профессор Константин Яковлевич Грот; Барон Карл Карлович Врангель; Сенатор Анатолий Фёдорович Кони; биолог Приват-доцент Михаил Николаевич Римский-Корсаков; биолог Профессор Иван Михайлович Сеченов, биолог Профессор Климент Аркадьевич Тимирязев; биолог Академик А.О. Ковалевский; русский историк, Приват-доцент Е.В. Тарле; филолог Профессор Князь Сергей Николаевич Трубецкой; философ Князь Евгений Николаевич Трубецкой, В.И. Срезневский, художник А.Н. Бенуа и др.
В конце словаря помещена портретная галерея редакторов и сотрудников Энциклопедического словаря. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Т.82. из Послесловия.)
Софiя Палеологъ[3]- вторая супруга Великого Князя Іоанна, сыграла немаловажную роль в истории Московскаго государства. Дочь θомы, родного брата послѣдняго Византійскаго Имп. Константина. Послѣ паденія Византіи θома нашёл убежище в Римѣ; по смерти своей онъ оставил двухъ сыновей и дочь Зою (Зинаиду – по Софійскому временнику), впослѣдствіи, въ Россіи, получившую имя Софiя. Папа Павелъ ІІ задумалъ избрать Зою орудиемъ своихъ замысловъ – возстановить флорентійское соединение церквей. Черезъ грека, кардинала Висаріона, онъ началъ сношенія с Іоанномъ ІІІ: въ февралѣ 1469 г. Висаріон отправилъ в Москву грека Юрія съ предложениемъ Вел. Кн. руки С. Палеологъ. Raihald «Annal Eccles» подъ 1470г. откровенно разсказываетъ о намѣреніи Павла ІІ: «папа льстилъ себя надеждой, что дѣвушка склонитъ супруга к принятію обрядовъ римско-католической церкви, въ которыхъ она была воспитана у апостольскаго престола». Іоанну ІІІ пришлось по душе предложеніе породниться с Палеологами и онъ в слѣдующемъ же мѣсяцѣ отправилъ в Римъ своего посла итальянца Карла Фрязина (см.VІІ, 147), который повёлъ дело очень удачно: онъ произвёлъ на всѣхъ хорошее впечатлѣніе и усердно, вдали отъ Москвы и русскихъ, исполнялъ въ Римѣ все обряды католич. церкви, скрывъ, что сам давно принялъ Православіе. Уже въ июнѣ1472 г. С. Палеологъ выѣхала из Рима въ Россію, а 1 октября гонецъ прискакал в Псковъ съ приказомъ – готовиться к встрѣчѣ будущей Государыни. Встрѣча псковитянами и новгородцами была устроена торжественная, но С. Палеологъ, не задерживаясь, спѣшила в Москву. Её сопровождалъ папскій легатъ Антоній и къ удивленію русскихъ вездѣ, гдѣ ни останавливалась Софія, кардиналъ этотъ облачался въ странное красное платье и перчатки, которыхъ не снималъ даже для благословенія – передъ нимъ же постоянно несли «крыжъ» - латинскій крестъ. Митрополитъ Филиппъ воспротивился этому, говоря, что «неприлично намъ и слышать объ этомъ не только что видѣть», и легатъ Антоній долженъ былъ въехать в Москву безъ «крыжа» впереди. 12 ноября 1472 г. С.Палеологъ прибыла в Москву и въ тотъ же день состоялось веначаніе ея с Іоанномъ. Кардиналъ приступилъ къ исполненію возложенной на него миссіи, но вести съ нимъ споры Митрополитъ возложилъ на книжника Никиту, до того устрашившаго Антонія, что тот быстро прекратилъ диспутъ, сказавъ «нету книгъ со мною»! Такимъ образомъ рушились надежды папы и Висаріона, возложенныя на бракъ С. Палеологъ. Бракъ этотъ имелъ важное вліяніе на форму Московскаго государства и на внѣшнюю обстановку власти (Бестужевъ-Рюминъ). Онъ ускорілъ процессъ «собиранія Руси», внеся въ Москву традиціи Имперіи. Измѣнились отношенія Великаго Князя къ князьямъ другихъ вотчинъ, измѣнились его отношенія и къ дружинѣ (см. ХІІІ, 678). Во всемъ этомъ сказывалось влияніе С. Палеологъ. Опальный бояринъ Берсень говоритъ: «Государь нашъ запершись самъ третей у кровати всякія дѣла дѣлаетъ: - дружина отошла на задній планъ, Вел. Кн. думалъ свою думу съ кемъ хотелъ». Герберштейнъ о С. Палеологъ писалъ: «Это была женщина хитрая, по ея внушению Князь сделалъ многое». Лѣтописец утверждаетъ, что подъ ея вліяніем Іоаннъ покончилъ съ Ордой. Но тотъ же Берсень говорилъ Максиму Греку (въ княженіе Василія) «какъ пришла сюда мать Великого Князя Великая Княгиня С. съ вашими греками, такъ наша земля и замѣшалась и пришли нестроенія великія как у вас в Царѣграде при ваших царяхъ». Онъ разумѣлъ здѣсь вражду партій при дворѣ, дѣло Патрикѣевыхъ и Ряполовскихъ, перемѣну въ выборѣ наследника и т.д. (XІІІ, 681). Кн. Курбскій во многомъ обвинялъ С. и многое приписывалъ С. Палеологъ, говоря: «Въ предобрый Русскихъ Князей родъ всѣялъ діаволъ злые нравы, наипаче же женами ихъ злыми и чародѣйцами, якоже и в израильстѣехъ царѣхъ паче же которыхъ поимовали отъ иноплеменниковъ». С. содействовала тому, что Іоаннъ окружилъ себя пышностью, завёлъ этикетъ при дворѣ и принялъ гербъ Византійской Имперіи – Двуглаваго Орла. Изъ Западной Европы были вызваны художники и зодчіе для украшенія дворца и столицы. Воздвигались новые храмы, новые дворцы. Итальянец Альберти (Аристотель) Фіоровенти построилъ соборы Успенскій и Благовѣщенскій. Москва украсилась Грановитой палатой, башнями Кремлёвскими, дворцом Тюремнымъ, выстроенъ, наконецъ, былъ и Архангельскій соборъ. Великокняжеская столица готовилась сдѣлаться столицей Царской; значительную долю участія въ этомъ нужно прописать плѣмяннице послѣдняго Византійскаго Императора. Скончалась она за два года до смерти мужа – 7 апр. 1503г. Литература – та же, что о времени Іоанна ІІІ. (ХІІІ, 681)
(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза – И.А. Ефрона, Т.30 - с.960.)
Задание №3
1) Выпишите из текста примеры а) графических изображений букв, утраченных современным русским языком; б) примеры прежней орфографии и синтаксиса;
2) Составьте и запишите толкование выделенных слов и словосочетаний, обращаясь в трудных случаях к толковому, этимологическому или энциклопедическому словарям.
Нашёл убежище в Риме; девушка склонит супруга к принятию обрядов римско-католической церкви; Іоанну ІІІ пришлось по душе предложение породниться с Палеологами; повёл дело очень удачно; папский легат; кардиналъ; перчатки, которыхъ не снимал даже для благословенія; «крыжъ» - латинскій крестъ; митрополитъ; книжник Никита; дружина; вотчина; сам третей; нестроения великие; паче же которыхъ; наипаче; этикетъ при дворе; зодчие.
Советская историческая энциклопедия
Софья Палеолóг, З о я П а л е о л о г (ум.7.IV.1503) – племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, с ноября 1472 – жена великого князя Ивана Васильевича. Имя Софьи она получила в России. Брак с С.П. Иван III использовал для укрепления престижа Руси в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны.
(Советская историческая энциклопедия, с.363)
Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том VI Глава II.
Продолжение государствования Иоаннова.
1472-1477
В сие время судьба Иоаннова ознаменовалась новым величием посредством брака, важного и счастливого для России: ибо следствием оного было то, что Европа с любопытством и с почтением обратила взор на Москву, дотоле едва известную; что государи и народы просвещённейшие захотели нашего дружества; что мы, вступив в непосредственные сношения с ними, узнали много нового, полезного как для внешней силы государственной, так и для внутреннего гражданского благоденствия.
Последний Император Греческий, Константин Палеолог, имел двух братьев, Димитрия и Фому, которые, под именем Деспотов господствуя в Пелопоннесе или в Морее, ненавидели друг друга, воевали между собою и тем довершили торжество Магомета ІІ; турки овладели Пелопоннесом. Димитрий искал милости в султане, отдал ему дочь свою в Сераль и получил от него в удел город Эн во Фракии; но Фома, гнушаясь неверными, с женою, с детьми, с знатнейшими греками ушёл из Корфу в Рим, где Папа Пий ІІ, и кардиналы, уважая в нём остаток древнейших государей христианских, и в благодарность за сокровище, им привезённое: за главу апостола Андрея (с того времени хранимую в церкви св. Петра) назначили сему знаменитому изгнаннику 300 золотых ефимков ежемесячного жалованья. Фома умер в Риме. Сыновья его, Андрей и Мануил, жили благодеяниями нового Папы, Павла ІІ, не заслуживая оных своим поведением, весьма легкомысленным и соблазнительным; но юная сестра их, девица, именем София, одарённая красотою и разумом, была предметом общего доброжелательства. Папа искал ей достойного жениха и замышлял тогда воздвигнуть всех государей европейских на опасного для самой Италии Магомета ІІ, хотел сим браком содействовать видам своей политики. К удивлению многих, Павел обратил взор на Великого Князя Иоанна, по совету, может быть, славного кардинала Виссариона [4]: сей учёный Грек издавна знал единоверную Москву и возрастающую силу её государей, известных и Риме по делам их с Литовою, с Немецким Орденом, и в особенности по Флорентийскому Собору, где Митрополит наш Исидор, представлял столь важное лицо в церковных прениях. Отдалённость, благоприятствуя баснословно, рождала слухи о богатстве и многочисленности Россиян. Папа надеялся, во-первых, чрез Царевну Софию, воспитанную в правилах флорентийского соединения, убедить Иоанна к принятию оных и тем подчинить себе нашу церковь; во-вторых, лестным для его честолюбия свойствóм с Палеологами возбудить в нём ревность к освобождению Греции от ига Магометова. Вследствие сего намерения кардинал Виссарион, в качестве нашего единоверца, отправил Грека, именем Юрия, с письмом к Великому Князю (в 1469 году), предлагая ему руку Софии, знаменитой дочери Деспота Морейского, которая будто бы отказала двум женихам, Королю Французскому и Герцогу Медиоланскому, не желая быть супругою государя латинской веры…
Сие важное посольство весьма обрадовало Иоанна; но, следуя правилам своего обыкновенного, хладнокровного благоразумия, он требовал совета от матери, Митрополита Филиппа, знатнейших Бояр: все думали согласно с ним, что сам Бог посылает ему столь знаменитую невесту, Отрасль Царственного Древа, коего сень покоила некогда всё Христианство Православное, неразделённое; что сей благословенный союз, напоминая Владимиров, сделает Москву как бы новою Византиею, и даст Монархам нашим права Императоров Греческих. – Великий Князь желал чрез собственного посла удостовериться в личных достоинствах Софьи и велел для того Ивану Фрязину ехать в Рим, имея доверенность к сему венециянскому уроженцу, знакомому с обычаями Италии…
Главным действием сего брака (как мы уже заметили) было то, что Россия стала известнее в Европе, которая чтила в Софии племя древних Императоров Византийских и, так сказать, провождала оную глазами до пределов нашего Отечества; начались государственные сношения, пересылки; увидели Москвитян дома и в чужих землях; говорили об их странных обычаях, но угадывали и могущество. Сверх того многие Греки, приехавшие к нам с Царевною, сделались полезны в России своими знаниями в художествах и языках, особенно в латинском, необходимом тогда для внешних дел государственных; обогатили спасёнными от турецкого варварства книгами Московские церковные библиотеки и способствовали велелепию Нашего Двора сообщением ему пышных обрядов Византийского, так, что с сего времени столица Иоаннова могла действительно именоваться новым Царемградом, подобно древнему Киеву. Следственно, падение Греции, содействовав возрождению наук в Италии, имело счастливое влияние и на Россию. – Некоторые знатные Греки выехали к нам после из самого Константинополя: например, в 1485 году Иоанн Палеолог Рало, с женою и детьми, а в 1495 Боярин Феодор Ласкир с сыном Димитрием. София звала к себе и братьев; но Мануил предпочёл двор Магомета ІІ, уехав а Царьград, и там, осыпанный благодеяниями султана, провёл остаток жизни в изобилии; Андрей же, совокупившись браком с одною распутною гречанкою, два раза (в 1480 и 1490 году) приезжал в Москву и выдал дочь свою, Марию, за князя Василия Михайловича Верейского; однако возвратился в Рим (где лежат кости его подле отцовских, в храме св. Петра). Кажется, что он был недоволен Великим Князем: ибо в духовном завещании отказал свои права на Восточную Империю не ему, а иноверным Государям Кастилии Фердинанду и Елисавете, хотя Иоанн, по свойству с Царями Греческими, принял и Герб их, Орла Двуглавого, соединив его на своей печати с Московским: то есть, на одной стороне изображался Орёл, а на другой Всадник, попирающий дракона, с надписью: «Великий Князь Божиею милостию Господарь Всея Руси».(Карамзин Н.М. Об истории государства Российского, с.255-257)
П р и м е ч а н и е. Софья или София – греческое имя. В переводе с греческого языка sophia – мастерство, знание, мудрость. В христианском учении Святая София – Премудрость Божия. Через Царицу Софью Святая Русь породнилась с Византийской Империей и унаследовала впоследствии Имперский титул.
Задание №4
Выпишите из текста Н.М. Карамзина слова, словосочетания, в которых заключены те или иные архаические черты: 1) фонетические (зерцало – зеркало); 2) лексические 3) лексико-семантические (соображая обстоятельства – обдумывая обстоятельства); 4) морфологические (рыбарь – рыбак); 5) синтаксические. Объясните значения устаревших слов.
О б р а з е ц.
Архаические черты в словах и словосочетаниях:
2) лексические - в сие время - в это время, следствием оного - следствием его, дотоле едва известную – до того времениедва известную; вступив в непосредственные сношения с ними;
3) лексико-семантические – поведением весьма соблазнительным – поведением порочным, неблагочестивым, соблазняющим (т. е. склоняющим) на неправедные мысли и поступки.
4) морфологические - судьба Иоаннова, захотели нашего дружества(нашей дружбы)
5) синтаксические - полезного как для внешней силы государственной, так и длявнутреннегогражданского благоденствия, ознаменовалась (т.е. стала примечательна) новым величием посредством брака.