Правописание безударных гласных в корнях.
1. В корнях слов принято, как правило, писать буквы тех гласных звуков, какие произносятся в них под ударением, например: гóры – горá, пóд гору; сад – сад, садовд, всадить; рки – рек, з реку; час – час, часовóй; час óт часу.
Поэтому для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы проверяемая гласная корня оказалась под ударением, например: создав ть – создть; запрсить – запрс; примерть – примрка; примирть – мир, мрный; увяд ть – увнуть; увидть – вдеть, вид; развивться – развться.
Примечание. Если в корне под ударением появляетсяё, без ударения писать надо е: сёла – село, полёт – полетать.
2. Во многих словах гласные корня нельзя проверить ударением: стакн, барн, собка; базр, сар й, вагн, вокзл и пр. Но и в этом случае достаточно знать написание корня в одном слове, чтобы уметь правильно писать все родственные слова, например: стакн – стакнчик, подстакнник; трмоз – тормозть, затормозть, тормознй.
Примечание. Правила этого параграфа не применяются к тем корням, в которых гласные чередуются (см. § 105, 106)
Упражнение 109. Проверьте правописание выделенных гласных, подобрав родственные слова, в которых эти гласные были бы под ударением.
Черт – чртит; хвала, прелесть, чахотка, достижение, показались, запах, выпасть, повар, мясник, пастух, шалить, жалеть, объединение, уплатить, уплотнять, проглотить, расщепить, защипать, отдаление, долина, гостиница, иссякать, пощадить, преподавать, восставать, сознаваться, поглотить, воплотить, обнажить, посвятить, развивается.
11О. Составьте и напишите предложения со следующими словами:
спиши – спеши, поласкали – полоскали, отварили – отворили, посвятил – посветил, посидел – поседел, развивался – развевался, валы – волы.
111. По учебникам русского языка для II и III классов начальной школы установите, в каком порядке изучается правописание безударных гласных.
112. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни в тех словах, в которые вставляете буквы. Укажите случаи, в которых гласную нельзя проверить ударением.
– Теперь с...дитесь,– взгл...нув на ч...сы, ск...зал отец.– Сейчас начнётся самое главное.
Он пошёл и включил радиоприёмник. Все сели и зам...лчали. Сначал... было тихо. Но вот раздался шум, гул, гудки. Потом что-то стукнуло, заш...пело, и откуда-то изд...лека донёсся мелодичный
звон.
Чук с Геком перегл...нулись. Они уг...дали, что это. Это в д...лёкой-д...лёкой Москве, под красной звездой, на Спасской башн... зв…нили золотые кремлёвские ч...сы.
И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в г...родах, и в г.,.pax, и в ст...пях, в т...йге, на син...м море.
И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пож...лали всем счастья.
Что такое счастье – это каждый пон...мал по-своему. Но все вместе люди знали и пон…мали, что надо честно жить, много труди...ся и крепко любить и беречь эту огромную сча...ливую землю, которая з...вётся Советской страной.
(По А. Г а й д а р у.)
113. К каждому слову подберите по одному или по два родственных слова и напишите. Обратите внимание на безударные гласные.
Атака, бахрома, велеть, желать, стакан, морковь, мякина, собака, топор, сметана, озорник, облако, иждивенец, завтрак, ватрушка, каблук, пекарь, багровый, паром, остров.
114. Из «Орфографического словаря русского языка» выберите 10 слов с непроверяемыми гласными и ,к каждому из них подберите по 2–3 родственных слова. Непроверяемые безударные гласные подчеркните.
Корни с чередованием о–а.
Для правописания некоторых корней с чередованием о – а надо знать следующие правила:
1) В корнекос- – кас- (коснуться – касаться) пишетсяа, если за корнем следует суффикс-а-: кас-а-ться, кас-а-тельная, при-кас-а-ться, но: при-кос-ну-ться, при-кос-н-овение.
2) В корнелож- – лаг- (предложить – предлагать) пишетсяа,если за корнем следует суффикс-а-; из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.
3) В корнеклон- – клан- (поклон – кланяться) под ударением может бытьио,иа; но без ударения пишется толькоо: наклонять, наклоняться, склонение, поклонение.
4) В корне твор- – твap- (твор-чество – тварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о; творец, сотворить, творение.
5) В корнегор- – гар- (гореть – загар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишетсяо; горение, загорать, загореться, загорелый.
6) Кореньплав- – плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха; в остальных случаях пишетсяа; сплавлять, плавник, поплавок, жук-плавунец, плавучий, плавучесть.
7) В корнезар- – зор- (заря – зори, зорька) без ударения пишется толькоа: заря, зарница, заревой, озарять, озарение (исключения: зорянка, зоревать).
8) В корнеpacт- – рос- (расти – росло) без ударения перед ст и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращённый, сращение); перед с без последующего тпишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль.
9) Кореньравн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; кореньровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.
10) Кореньмак пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью»: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, бумага промокает, вымокнуть (под дождём), промокательная бумага, промокашка.
11) Для проверки правописания корневой гласной о или а нельзя пользоваться словамя с суффиксами-ыва- – -ива-, так как в словах с этими суффиксами корневое о обычно чередуется с ударным а. Например, для проверки правописания корневой гласной в словах опоздать, опоздание нельзя брать слова опаздывать, опаздывание. а нужно взять поздний, поздно, позже.