ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. 1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:
1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:
— предварительное заключение;
— преступление против общественной безопасности;
— наказание;
— Уголовный кодекс Российской Федерации;
— судимость;
— криминальная среда;
— злонамеренность.
2. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
— областной суд — городской суд;
— юридический факультет — университет;
— ученый — историк — доктор исторических наук;
— мужчина — сын — отец;
— наказуемое деяние — преступление — оскорбление — оскорбление словом — хулиганство;
— свидетель происшествия — виновник происшествия —водитель автомобиля ~ пешеход;
— пистолет - стилет - кинжал - винтовка - оружие;
— самолет - реактивный самолет - реактивный двигатель;
— прямоугольник —ромб — квадрат;
— преступление — взятка — грабеж;
— вуз - институт - техникум.
3. Подберите понятия, находящиеся в отношении:
—равнозначности — к понятию «независимое государство»;
— пересечения — к понятию «студент»;
— подчинения - к понятию «преступление»;
— противоречия - к понятию «взрослый»;
— противоположности — к понятию «взрослый».
4. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:
— допрос — допрос свидетеля — допрос подозреваемого;
— военнослужащий - офицер - лейтенант;
— дезертирство — дезертирство с оружием — дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
5. Проверьте правильность следующих обобщений:
— криминалистика — юридическая наука — наука;
— одиночный выстрел - выстрел - залп;
— огнестрельное оружие — оружие — орудие преступления — орудие.
6. Правильно ли произведено деление следующих понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления:
— науки делятся на естественные, технические, общественные и юридические;
— договоры делятся на справедливые, несправедливые и безвозмездные;
— люди делятся на мужчин, женщин и детей;
— преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.
По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий: «государство», «юрист», «криминология», «формальная логика».
8. Проверьте правильность следующих определений:
— государство — это политическая организация;
— планета — это космическое тело, не имеющее собственного излучения;
— военнослужащий — человек, который носит форму;
— физика — это наука, не изучающая общественные явления;
— обмен — не акт производства;
— иск — юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого, или охраняемого законом интереса;
— юрист — человек, занимающийся юридической деятельностью;
— нормативный акт — это правовой акт государства;
— Интерпол — международная организация уголовной полиции.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Таблица № 1
Какие признаки являются существенными для перечисленных ниже предметов | |
1. Карандаш | 1. Синий 2. Длина 10 см 3. Оставляет след на бумаге 4. Имеет грифельный стержень 5. Имеет деревянный корпус 6. Затачивается лезвием |
2. Вертолет | 1. Является средством передвижения по воздуху 2. Имеет двигатель 3. Имеет пилотскую кабину 4. Имеет несущий винт |
3.Термометр | 1. Имеет шкалу с делениями 2. Имеет стеклянную трубку, наполненную жидкостью 3. Предназначен для измерения температуры тела |
4. Человек | 1. Белый цвет кожи 2. Наличие сознания 3. Кудрявые волосы 4. Рост 187 сантиметров 5. Умение смеяться и смешить других |
Таблица № 2
Определите классы предметов, обобщенных на основании названного существенного признака | |
1. Имеет шкалу с делениями | 1. Термометр 2. Амперметр 3. Измерительный прибор 4. Спидометр 5. Линейка |
2. Является замкнутым естественным водоемом | 1. Море 2. Океан 3. Пруд 4. Озеро 5. Лужа |
3. Обучается в средней школе | 1. Школьник 2. Ученик 3. Учащийся 4. Обучаемый 5. Гимназист |
4. Предназначен для перевозки грузов | 1. Контейнер 2. Автомобиль 3. Поезд 4. Грузовик 5. Платформа |
5. Выполняет функции вооруженного защитника Родины | 1. Солдат 2. Офицер 3. Воин 4. Военнослужащий 5. Патриот |
Таблица № 3
1. К какому приему образования понятий относится «мысленное расчленение объекта мысли на элементы»? | 1. Абстрагирование 2. Обобщение 3. Анализ 4. Синтез 5. Сравнение |
2. К какому приему образования понятий относится «мысленный переход от признаков отдельных предметов к признакам, принадлежащим группе этих предметов»? | 1. Абстрагирование 2. Обобщение 3. Анализ 4. Синтез 5. Сравнение |
3. К какому приему образования понятий относится «процесс мысленного соединения объектов в одно целое»? | 1. Абстрагирование 2. Обобщение 3. Анализ 4. Синтез 5. Сравнение |
4. К какому приему образования понятий относится «мысленное выделение из предмета отдельных его признаков»? | 1. Абстрагирование 2. Обобщение 3. Анализ 3. Синтез 5. Сравнение |
5. К какому приему образования понятий относится «мысленное установление сходства или различия предметов действительности»? | 1. Абстрагирование 2. Обобщение 3. Анализ 4. Синтез 5. Сравнение |
Таблица № 4
1. Общее | ||
2. Единичное | ||
1. К какому виду относится понятие | 3. Отрицательное | |
«потерпевший»? | 4. Положительное | |
5. Безотносительное | ||
6. Соотносительное | ||
7. Конкретное | ||
8. Абстрактное | ||
1. Общее | ||
2. Единичное | ||
2. К какому виду относится понятие | 3. Отрицательное | |
«Война 1812 года»? | 4. Положительное | |
5. Безотносительное | ||
6. Соотносительное | ||
7. Конкретное | ||
8. Абстрактное | ||
1. Общее | ||
2. Единичное | ||
4. К какому виду относится понятие 5. 6. «беспорядок»? | 3. Отрицательное | |
«беспорядок»? | 4. Положительное | |
5. Безотносительное | ||
6. Соотносительное | ||
7. Конкретное | ||
8. Абстрактное | ||
1. Общее | ||
2. Единичное | ||
4. К какому виду относится понятие «взяткодатель»? | 3. Отрицательное | |
«взяткодатель»? | 4. Положительное | |
5. Безотносительное | ||
6. Соотносительное | ||
7. Конкретное | ||
8. Абстрактное | ||
1. Общее 1. 2. Единичное | ||
2. Единичное | 2. Единичное | |
7. К какому виду относится понятие 8. 9. 10. социальная «социальная | 3. Отрицательное 1. | |
«Социальная справедливость»? | 4. Положительное 8. Абстрактное 11. 7. Конкретное | |
5. Безотносительное | 5. Безотносительное | |
6. Соотносительное | 6. Соотносительное | |
7.Конкретное | ||
8. Абстрактное | 8.Абстрактное | |
Таблица №5
1. Определите вид отношения между понятиями: -«арендатор»; - «инженер» | 1. Отношение равнозначности 2. Отношение подчинения 3. Отношение соподчинения 4. Отношение пересечения 5. Отношение противоречия - | |
2. Определите вид отношения между понятиями: - «бережливость»; - «расточительность» | 1. Отношение подчинения 2. Отношение соподчинения 3. Отношение пересечения 4. Отношение противоречия 5. Отношение противоположности | |
3. Определите вид отношения между понятиями: - «М.Ю. Лермонтов»; - «автор романа «Герой нашего времени» | 1. Отношение равнозначности 2. Отношение подчинения 3. Отношение соподчинения 4. Отношение пересечения 5. Отношение противоположности | |
4. Определите вид отношения между понятиями: - «должностное преступление»; -«взятка»; - «растрата» | 1. Отношение подчинения 2. Отношение соподчинения 3. Отношение пересечения 4. Отношение противоречия 5. Отношение противоположности | |
5. Определите вид отношения между понятиями: — «право»; — «нравственность» | 1. Отношение равнозначности 2. Отношение подчинения 3. Отношение соподчинения 4. Отношение пересечения 5. Отношение противоположности | |
Таблица № 6
Укажите вид определения следующих понятий | ||
1. Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой | 1.Реальное 2.Номинальное 3.Явное 4.Неявное 5.Через ближайший род и видовое отличие 6.Генетическое 7.Индуктивное | |
2. Держава - большое независимое государство, ведущее самостоятельную политику | 1. Реальное 2. Номинальное 3. Явное 4. Неявное 5. Через ближайший род и видовое отличие 6. Генетическое 7. Индуктивное | |
3. Термин «клика» заимствован из французского языка и означает группу людей, стремящихся достигнуть каких-либо корыстных, неблаговидный целей | 1. Реальное 2. Номинальное 3. Явное 4. Неявное 5. Через ближайший род и видовое отличие 6 Генетическое 7. Индуктивное | |
4. Случайность - форма проявления необходимости | 1. Реальное 2. Номинальное 3. Явное 4. Неявное 5. Генетическое 6. Индуктивное 7. Через указание к своей противоположности | |
5. Оборонительная война - это вид войны, ведущейся в целях защиты государства или конкретных территорий | 1. Реальное 2. Номинальное 3. Явное 4. Неявное 5. Индуктивное 6. Через указание к своей противоположности | |
Таблица № 7
Какое правило определения понятия нарушено в приведенных рассуждениях: | ||
1. Эксцентричность — это своеобразная идиосинкразия | 1. Определение должно быть соразмерным 2 Определение не должно заключать в себе круга 3 Определение должно быть ясным 4. Определение не должно быть отрицательным | |
2. Правовед – это человек, изучающий правоведение | 1. Определение должно быть соразмерным 2. Определение не должно заключать в себе круга 3. Определение должно быть ясным 4. Определение не должно быть отрицательным | |
3. Логика – это наука о мышлении | 1. Определение должно быть соразмерным 2. Определение не должно заключать в себе круга 3. Определение должно быть ясным 4. Определение не должно быть отрицательным | |
4. Мир есть отсутствие войны | 1. Определение должно быть соразмерным 2. Определение не должно заключать в себе круга 3 Определение должно быть ясным 4. Определение не должно быть отрицательным | |
Таблица № 8
1. Какое правило деления нарушено в данном рассуждении: «К ценным бумагам относятся акции и чеки»? | 1. Деление должно быть соразмерным 2. Деление должно производиться только по одному признаку 3. Члены деления должны исключать друг друга 4. Деление должно быть последовательным (непрерывным) |
2. Какое правило деления нарушено в данном рассуждении: «Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные»? | 1. Деление должно быть соразмерным 2. Деление должно производиться только по одному признаку 3. Члены деления должны исключать друг друга 4. Деление должно быть последовательным (непрерывным) |
3. Какое правило деления нарушено в данном рассуждении: «Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим»? | 1. Деление должно быть соразмерным 2. Деление должно производиться только по одному признаку 3. Члены деления должны исключать друг друга 4. Деление должно быть последовательным (непрерывным) |
4. Какое правило деления нарушено в данном рассуждении: «Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной»? | 1. Деление должно быть соразмерным 2. Деление должно производиться только по одному признаку 3. Члены деления должны исключать друг друга 4. Деление должно быть последовательным (непрерывным) |
Таблица№ 9