Практическое занятие № 4. 1.Тема: Нервно-психическое развитие детей (НПР)
1.Тема: Нервно-психическое развитие детей (НПР). Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ) и школу
2.Цель:
Студент должен знать:
· морфо-функциональные особенности нервной системы детей разного возраста;
· показатели НПР детей разного возраста, их динамику
· методы оценки НПР детей
· факторы, влияющие на НПР
· элементы воспитания (физическое, нравственное, эстетическое, умственное)
Студент должен уметь:
· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями
- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска, влияющих на нервно-психическое развитие ребенка;
· оценить НПР детей разного возраста и описать результаты исследования в рабочих тетрадях
· подобрать игрушки для детей разного возраста
Вопросы для самоподготовки
1. Морфологические особенности головного мозга в возрастном аспекте: особенности головного мозга у новорожденных; число нервных клеток головного мозга у новорожденных по сравнению со взрослым; особенности кровоснабжения мозга и отток крови у детей раннего возраста; проницаемость гематоэнцефалического барьера у детей.
2. Порядок миелинизации различных путей в центральной нервной системе.
3. Темп увеличения массы и размеров спинного мозга по сравнению с головным мозгом.
4. Возрастные особенности состава спинномозговой жидкости.
5. Закономерности формирования двигательной активности детей (развитие статики и моторики).
6. Условно-рефлекторная деятельность, развитие эмоций.
7. Этапы развития речи (гуление и лепет – сенсорная речь – моторная речь).
8. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни, их динамика: (зрительный анализатор (Аз); слуховой анализатор (Ас); эмоции (Э); движения общие (До); движения руки и действия с предметами (Др); речь активная (Ра); понимание речи (Рп); навыки и умения в процессах (Н).
9. Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, их динамика: (сенсорное развитие, движения, игра и действия с предметами, активная речь, навыки).
10. Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни.
11. Показатели НПР детей старше 3-х лет, их динамика: мышление и речь, внимание и память, социальные контакты, моторика, нервно-психическое здоровье (вегетативный статус, эмоциональный статус, психомоторная стабильность, особенности личности).
12. Оценка НПР детей старше 3-х лет.
13. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие: генетические, гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная родовая травма, вскармливание на первом году жизни, нейроинфекции, воспитание.
14. Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)
15.Критерии готовности ребенка к обучению в школе.
4.Основные понятия темы: нервно-психическое развитие, дети, статика, моторика, эмоции, гуление, лепет, сенсорная речь, моторная речь, анализаторы, сенсорное развитие, навыки, игровая деятельность, мышление, память, внимание, социальные контакты, вегетативный статус, особенности личности, факторы НПР.
5. Рекомендуемая литература
Основная:
1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант». 2009. – 1008 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
3. Нервно-психическое развитие детей: учебное пособие для студентов. – Оренбург, 2011. – 43с.
Дополнительная:
1.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми: учебное пособие. – 4-е изд, доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009, 2011. – 416 с.
2. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003.-352 с
3.Участковый педиатр: Справочное руководство / Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П. Молочного. – 3-е изд., - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 313 с.
4. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие под ред. А.С. Калмыковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 208 с.