Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни

1 группа 1.Дети с опережением в развитии: а) на один эпикризный срок – ускоренное развитие; б) на 2 эпикризных срока – высокое развитие; 2. Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть выше на 2 эпикризных срока. 3. Дети с нормальным развитием
2 группа 1.Дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок: а) 1 степень: задержка 2-3 показателей; б) 2 степень: задержка 3-4 показателей; в) 3 степень: задержка 5-7 показателей. 2.Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).
3 группа 1.Дети с задержкой на 2 эпикризных срока: а) 1 степень: задержка 2-3 показателей; б) 2 степень: задержка 3-4 показателей; в) 3 степень: задержка 5-7 показателей. 2.Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).
4 группа 1.Дети с задержкой на 3 эпикризных срока: а) 1 степень: задержка 2-3 показателей; б) 2 степень: задержка 3-4 показателей. 2.Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).

При соответствии НПР ребенка возрасту или пре­вышении его выставляется I группа НПР. При отста­вании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок — II группа НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется — III группа НПР и при отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока — IV группа НПР. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считает­ся 1 месяц, для ребенка второго года — квартал и для третьего — полугодие.

Важным индикатором ранних отклонений в здоро­вье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка, которое от­ражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрос­лыми, воспринимать обучение и др.).

Показатели поведения

1.Эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни) положительное, отрицательное, неустой­чивое, мало эмоциональное.

2.Настроение (для детей 2-6 лет):

■ бодрое, жизнерадостное — охотно контакти­рует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыба­ется, смеется, нет страхов;

■ спокойное — положительно относится к окру­жающим, менее эмоционален, активен;

■ раздражительное, возбужденное — плакси­вость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, возможны аф­фективные вспышки возбуждения, озлоблен­ность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;

■ подавленное — вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;

■ неустойчивое — может быть весел, смех быст­ро сменяется плачем, вступает в конфликты.

3.Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).

4.Сон (дневной или/и ночной) — глубокий (неглу­бокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длитель­ный, с воздействиями.

5.Аппетит и пищевое поведение — хороший, неус­тойчивый, сниженный, избирательный, повы­шенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жаднос­тью, оставляет пищу.

6. Характер бодрствования — активный, малоактив­ный, пассивный.

7.Отрицательные привычки (автоматизмы, стерео­типы) — нет отрицательных привычек, сосет пу­стышку, палец, язык, губу, одежду, раскачива­ется, выдергивает (крутит) волосы, часто морга­ет, онанирует.

8.Взаимоотношения с детьми и взрослыми — кон­тактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, ини­циативен, деятелен, легко обучается, нелюбозна­телен, заторможен, подвижен, уравновешен, мед­лителен, легко утомляем, боязлив и др.

Оценка поведения:

■ без отклонений;

■ незначительные отклонения (группа внимания) — отклонения по одному показателю;

■ умеренные отклонения (группа риска) — откло­нения в поведении по двум-трем показателям;

■ выраженные отклонения (группа высокого рис­ка) — отклонения по четырем-пяти показателям;

■ значительные отклонения (диспансерная груп­па) — отклонения в поведении по шести и более показателям.

Наши рекомендации