Тема: Основной период обучения грамоте. Задачи, методы и приемы обучения чтению.

План:

1. Задачи уроков чтения в основной период обучения грамоте.

2. Структура и содержание урока чтения в основной период обучения грамоте:

организация повторения и систематизации пройденного материала;

выделение новых звуков и знакомство с новой буквой;

обучение чтению слогов;

обучение чтению слов в столбиках;

особенности работы с текстом и сюжетными картинками.

1.Основной период обучения грамоте следует за подготовительным периодом и продолжается до середины апреля 1 класса.

Задачи работы:

1. Углубить, систематизировать и совершенствовать знания и умения, приобретенные в предыдущий период.

2. Познакомить детей со всеми буквами русского алфавита, научить их правильно называть, отличать друг от друга, знать их звуковое значение.

3. Научить детей читать плавно по слогам (15-20 слов в минуту), постепенно переходя на чтение целых слов.

4. Заложить основы орфографической грамотности, обеспечить широкую лексическую и грамматическую пропедевтику.

5. Формировать УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).

6. Развивать и воспитывать детей.

2.В основной период обучения грамоте проводятся уроки чтения двух основных типов: урок с изучением нового материала (новой буквы или новых букв) и урок закрепления изученного. Содержание урока первого типа обусловлено его главной задачей: познакомить детей с новой буквой (буквами), звуками, которые она обозначает, научить их читать слоги, слова и тексты с новой буквой. Структура такого урока может быть следующей:

I. Актуализация прежних знаний.

II. Постановка познавательной задачи урока.

III. Выделение новых звуков и знакомство с новой буквой.

IV. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений, текстов.

V. Итог урока.

Урок 2-го типа – урок закрепления изученного. Основная задача такого урока – формирование у учащихся прочных навыков чтения. Содержание этого урока составляют разнообразные упражнения в чтении. Его структура может быть следующей:

I. Повторение и систематизация изученного.

II. Упражнения в чтении слов, слогов, предложений, текстов.

III. Грамматическая и речевая пропедевтика.

IV. Итог урока.

Остановимся подробнее на рассмотрении урока первого типа, подробно охарактеризуем его содержание на каждом этапе.

I. Актуализация прежних знаний.

Учебная задача: выявить уровень усвоения учащимися пройденного материала, создать предпосылки для знакомства с новыми звуками и новой буквой (буквами).

Содержание работы:

1.Упражнения в чтении слогов, столбиков слов, текстов (по букварю или азбуке, книгам «Читаем сами», «Букваренок» и др.). Могут быть использованы также книжки-малышки, книжки-самоделки, таблицы по чтению и др.

2.Рассказывание по сюжетным картинкам. Повторение понятий: речь, предложение, слово, слоги, ударение, звуки. Варианты упражнений: составление предложений по картине, вопросу, на тему, по схеме и другим источникам; деление предложения на слова, составление его линейной схемы, повторение правил оформления предложения в устной и письменной речи; соотнесение картинок и схем-моделей слов, выборочный звуковой анализ; звуковой анализ слов с составлением схем-моделей; игра «Звуковое лото»; игра «Поезд»: на доске – поезд (паровоз и 2-3 вагона), на каждом вагоне изображена схема-модель слова. Необходимо предметные картинки «расселить» в соответствующие вагоны; игра «Грибочки» (по аналогии с игрой «Поезд»); игра «Живые слова» (учитель «раздает» детям слова, они выходят и становятся так, чтобы получилось предложение); игра «Живые слоги» (по аналогии с игрой «Живые слова»); игра «Назови слово, в котором есть данный звук» (У куклы Аленки день рождения, ей нужно подарить предметы, в названиях которые есть звук [а]); игра «Какой звук заблудился?»:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук

С длинными усами!»

Задание для самостоятельной работы: из статей, помещенных в журналах «Начальная школа» и «Начальная школа+ до и после» выпишите по 20-30 подобных упражнений.

Упражнения с буквами: систематизация букв по «Ленте букв», игры «Буквы заблудились», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Путаница» и др.

II. Постановка познавательной задачи урока.

Учебная задача: возбудить познавательный интерес детей к изучаемой теме, создать мотивационную основу.

Варианты постановки познавательной задачи такого урока могут быть следующими:

- Сегодня мы познакомиться с новой буквой (Учитель называет ее). Хотите узнать, какие звуки она обозначает?

- Продолжаем открывать тайны букв русского алфавита. С какой буквой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, если откроете с. … букваря. Кто знает, как ее зовут?

- Послушайте загадку. Отгадайте ее. Произнесите первый звук слова-отгадки. Какой буквой обозначается этот звук? Сегодня на уроке мы познакомимся с ней поближе и т.д.

III. Выделение новых звуков и знакомство с новой буквой

Учебная задача: познакомить детей с новыми звуками и новой буквой, создать предпосылки для формирования навыка чтения. В соответствии со звуковым аналитико-систематическим методом обучения грамоте процесс знакомства с новой буквой строится следующим образом:

1. Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорного слова.

2. Звуко-слоговой анализ слова (с составлением звуковой схемы-модели; с дополнением наполовину готовой схемы-модели; с анализом уже составленной и представленной в букваре схемы-модели).

3. Выделение нового звука, его характеристика.

4. Выделение второго звука, его характеристика (если есть).

5. Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий.

6. Распознавание новых звуков в других словах.

7. Знакомство с новой буквой: предъявление новой буквы; анализ графического облика (поэлементный анализ, сравнение с известными предметами, с уже изученными буквами, конструирование буквы из счетных палочек, шаблонов и др.); печатание буквы (показ образца учителем, «письмо» под счет в воздухе, печатание в тетради).

Примечание. Если на уроке необходимо познакомить детей с несколькими буквами, то этот процесс повторяется несколько раз.

IV. Упражнения в чтении

1. Чтение слогов.

Как уже отмечалось, наиболее сложным для чтения является прямой открытый слог типа «слияние» (сг). Это обусловлено целым рядом психофизиологических особенностей процесса чтения (перекодировки) слога подобной структуры. (Подробнее об этом см. лекцию № 1 данного раздела).

Обучение чтению любого слога – это обучение так называемому позиционному чтению, то есть чтению с учетом позиции данной буквы по отношению к соседним буквам.

Задание для самостоятельной работы. Расскажите, как учитывается позиция буквы при чтении (перекодировки) следующих слогов:

МА СОН ЛОСЬ

МИ КИТ СТРАХ

При чтении прямого открытого слога (слияния) необходимо решить несколько задач: а) научить детей ориентироваться на букву гласного для определения характера согласного звука (мягкого или твердого); б) научить детей произносить звуки слитно, то есть начинать произносить первый звук (согласный) и плавно переходить на другой (гласный).

Различают первое и повторное чтение слогов-слияний. При первом чтении используется прием чтения с пониманием правил чтения.

Правила чтения:

1) Перед буквами и, е, ю, я, ё читай согласный мягко; перед остальными буквами гласных читай согласный твердо.

2) При чтении прямого открытого слога старайся согласный и гласный звуки произнести слитно: начинай произносить согласный звук и плавно переходи на гласный.

Алгоритм чтения прямого открытого слова (слияния): Посмотри на букву гласного. Как ты будешь произносить согласный: твердо ли мягко? Произноси согласный звук и плавно переходи на гласный.

Задание для самостоятельной работы: Разработайте фрагмент урока: знакомство с правилами чтения-слияния.

Повторное чтение слогов-слияний имеет своей целью закрепить навык чтения слогов, довести его до автоматизма. Для этого используются специальные приемы работы:

Выборочное чтение слияний (- Прочитайте слияния с твердыми согласными; с мягкими согласными и т.д.)

Чтение по слоговым таблицам:

А) таблица рассыпанных слияний и букв:

НО СА СО КИ КО К

НИ М Т ТЫ ЗА РА

Б) таблица пропущенных слияний:

на ну ни

со сы

Г) слоговая таблица гласных:

А – Я

О – Ё

Н У – Ю

Ы – И

Э – Е

Д) подвижные таблицы (абаки) и др.

Игровые и занимательные упражнения: «Ромашка», «Лесенка», «Собери грибочки и домики» и др.

При чтении слогов других структур (г, сгс, ссг, ссгс и т.д.) соблюдается одно единственное правило: звуки, находящиеся за пределами слога-слияния, произносятся по очереди, или «причитываются» к нему. Например: ко-т, с-т- ра-на, со-с-на и т.д.

Важно показать детям механизм чтения каждого нового слога, а также использовать специальные упражнения в чтении подобных слогов. С этой целью используются слоговые таблицы, приведенные в букваре или азбуке, чтение слогов с наращением и стечением согласных (ра-тра-стра…), закрытые слоги (до-м, ро-с-т)

2. Чтение слов в столбиках

После чтения отдельных слогов учащиеся переходят к чтению слов в столбиках.

Назначение этого упражнения состоит в том, чтобы:

а) научить детей читать слова , состоящие из слогов разных структур;

б) учить детей читать плавно по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

в) учить детей размышлять на лексическим значением слова после его прочтения;

г) осуществлять широкую языковую пропедевтику (фонетическую, графическую, морфологическую, лексическую и др.)

д) развивать и воспитывать детей.

Различают первое и повторное чтение слов в столбиках. При первом чтении учащиеся должны овладеть механизмом чтения нового слова, прочитать его и понять его значение. С этой целью используется прием чтения по следам графического анализа. В ходе графического анализа слова выявляется, сколько в слове слогов, а также, (если это необходимо), характеризуется структура каждого слога. Чтение слова проходит в несколько ступеней:

1. Предварительный графический анализ слова (с опорой на графические пометы в букваре).

2. Чтение слова по слогам (орфографически).

3. Чтение слова орфоэпически.

4. Объяснение значения слова.

Задание для самостоятельной работы. Разработайте фрагмент урока – первое чтение слов в столбиках (страница букваря на выбор).

Не все слова при первом чтении следует анализировать так подробно. Если слово уже знакомо детям или они уже читали слова, подобные по структуре, то предварительный анализ слова может быть или совсем коротким (называется количество слогов и ударный слог); или может совсем отсутствовать.

Повторное чтение слов в столбиках проводится для того, чтобы закрепить механизмы чтения слов, добиться плавного их прочтения (не только по слогам, а целым словом), а также провести широкую языковую пропедевтику.

Пропедевтика – это изучение чего-либо на практическом уровне, до знакомства с теорией. Языковая пропедевтика – это практическое знакомство с системой языка (лексикой, фонетикой, графикой, орфографией, грамматикой, синтаксисом) до изучения его на теоретическому ровне.

При повторном чтении слов в столбиках используется прием выборочного чтения. При этом основания для выбора слов и их перечитывания могут быть очень разнообразными:

а) Лексическое значение.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова, обозначающие мебель (игрушки, посуду,

инструменты, профессии людей и т.д.)

- прочитайте слова, близкие (противоположные) по значению.

б) Фонетические признаки.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова, состоящие из двух (трех, …) слогов.

- Прочитайте слова, в которых все согласные мягкие.

в) Графические признаки.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова, в которых мягкость согласного обозначена буквами гласных;

- Прочитайте слова, в которых звук [й] обозначен буквой й.

г) Орфографические признаки.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Объясните их написание.

- Прочитайте слова, в которых встречаются опасные при письме места.

д) Грамматическое значение.

Примеры заданий:

- Прочитайте слова-названия предметов (признаков, действий) На какой вопрос они отвечают?

- Прочитайте слова, обозначающие один предмет, много предметов.

При использовании приема выборочного чтения учитель должен стараться как можно подробнее проанализировать предложенные в столбиках слова, «вычерпать» всю информацию, заложенную в них авторами букваря. При умелом использовании этого приёма у учащихся формируются такие универсальные учебные действия, как классификация (группировка), сравнение, исключение лишнего, установление аналогии и т.д.

Задание для самостоятельной работы. Составьте фрагмент урока чтения в период обучения грамоте: первое и повторное чтение слов в столбиках (страница букваря – на выбор).

3. Чтение связного текста.

Чтение связного текста – это своего рода итог, результат работы учащихся на уроке чтения. От того, насколько осмыслено содержание текста, а также свободно и выразительно будет прочитан текст в конце урока, зависит качество урока в целом.

Тексты в букварях и азбуках очень разнообразны как по содержанию, так и по структуре: с заглавием и без заголовка, объемные и короткие, связные и деформированные и т.д. В большинстве случае текст сопровождают сюжетные картинки, дополняющие и поясняющие его содержание.

В самом общем виде порядок работы с текстом и сюжетной картинкой букваря может быть примерно следующим:

1. Подготовка к восприятию текста.

Используются следующие методы и приемы работы: беседа на основе личного опыта детей, в ходе которой учитель как бы «вводит» детей в тему текста, расширяет и «оживляет» представления, необходимые для восприятия текста; чтение заголовка к тексту, работа над его осмыслением; прогнозирование содержание текста по заголовку и иллюстрации к тексту; работа над значением ключевых слов.

2. Первое чтение текста.

Текст может быть прочитан вначале учителем, а затем учащимися многократно (цепочкой, целиком, хором, группами, индивидуально и т.д.) По ходу чтения может быть проведена необходимая лексическая работа.

3. Беседа – воспроизведение прочитанного.

Беседа имеет своей целью уточнить представление детей о теме, основной мысли текста, его содержании, логике развития действия (сюжете и композиции) и т.д.

В ходе беседы используются специальные приемы работы: выборочное чтение, выборочный пересказ, комментирование (пояснение) содержания, объяснение значений слов, сопоставление текста с иллюстрацией к нему, деление текста на части, озаглавливание частей, озаглавливание всего текста (если у него нет заголовка) и т.д.

4. Творческое воссоздание прочитанного.

На этом этапе используется приемы: иллюстрирование текста (в основном словесное), драматизация (разыгрывание текста по ролям), пересказ и рассказывание, выразительное чтение.

4.Изучение йотированных гласных проводится в два этапа.

На первом этапе учащиеся узнают эти буквы в начале слова или после гласной, когда они обозначают слияние из двух звуков ([jэ]-Е, [jу]-Ю, [jа]-Я, [jо]-Ё). На этих уроках следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Проводится слого-звуковой анализ слова, который заканчивается выделением слияний; последняя операция анализа

2. Сообщается, что весь слог принято обозначать одной буквой. Когда мы называем эту букву, то сразу произносим два звука;

3. Составление слов из букв разрезной азбуки. На первом этапе учащимся задаем вопрос: Сколько букв нужно взять, чтобы обозначить первый слог?

4. Чтение слов с йотированной гласной;

5. Многократное продуктивное чтение текста;

6. Обобщение:

Почему буква особая, хитрая? Что нужно сделать, чтобы прочитать букву е?

Второй урок.

Рассматриваем букву Е как гласную, обозначающую мягкость предшествующего согласного:

1. Повторение знаний, полученных на прошлом уроке об этой букве;

2. Слого-звуковой анализ слова лес. Вывод: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [э], то пишется Е. Далее проводится работа по закреплению.

Наши рекомендации