Средства товарной информации и их характеристика
Средством товарной информации служит маркировка.
Маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесённые на товар или упаковку и предназначенные для доведения до потребителей информации об изготовителях, а так же количественных и качественных характеристиках товаров.
В маркировке наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий – на коммерческую, в зависимости от нанесения, маркировка подразделяется на торговую и производственную.
Производственная включает в себя этикетки, кольеретки, вкладыши, бирки, ярлыки, контрольные ленты и штампы.
Торговая маркировка включает в себя ценники, товарные и кассовые чеки.
Основные требования предъявляемые к маркировке подразделяются на общие и специфические.
Общие – доступность, достаточность и достоверность.
Специфические – чёткость текста и иллюстрации, наглядность, однозначность, достоверность относительно количества и качества, несмываемость красителей.
Характеристика видов маркировки:
1. Производственная маркировка – это текст или условные обозначения нанесённые на товар или упаковку.
а) Этикетки. Наносятся типографическим способом на товар или упаковку, они являются самостоятельным носителем информации. Недостаток – отличается значительной информационной ёмкостью. Из всех маркировок этикетка содержит обширные по количеству характеризуемых признаков.
б) Кольеретки – разновидность этикеток, которые наклеиваются на горлышко бутылок, они не несут на себе информационной нагрузки, а их назначение – эстетическое оформление.
в) Вкладыши – это разновидность этикеток, отличающаяся направленностью товарной информации, предназначенных для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе. Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара. Применяют их для кондитерских изделий, парфюмерно-косметических товаров и товаров бытовой химии.
г) Бирки, ярлыки – носители информации, которые подвешиваются к товару. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Бирки несут на себе наименование фабричной марки или название фирмы-изготовителя. Ярлыки включают в себя наименование товара, фирму-изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска. Так же ярлык может содержать фирменный или товарный знак.
д) Контрольные ленты – носители краткой информации предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре, в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.
Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой информации (наименование, артикул изделия, номера модели, размера, каких-либо эксплутационных знаков).
е) Клеймы и штампы – это носители информации, предназначенные для нанесения условных обозначений на товары, упаковку с помощью специальных приспособлений. Применяются для отдельных видов продовольственных (мясопродуктов) и некоторых непродовольственных товаров.
Основные требования, предъявляемые к клеймам и штампам:
· Чёткость клейм
· Сохранность независимо от внешних воздействий
· Безопасность применения способов
· Сохранение товарного вида продукта или изделий
2. Торговая маркировка.
Носителями торговой маркировки являются, например ценники.
Отличия торговой маркировки от производственной заключается в том, что её информационная функция связана с указанием данных о продавце, а в меньшей степени с информацией о товаре.
Торговая маркировка регламентируется рядом нормативных законодательных актов:
1) Правила продажи отдельных видов товаров (пункт 51 – требования к товарному чеку, выдаваемого при покупке товаров).
2) Типовые положения о применении контрольно-кассовых машин, т.е. реквизиты товарного чека.
а) Кассовые чеки и ценники.
Как носители торговой маркировки, обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли и общественного питания.
б) Товарные чеки применяются при продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Чек содержит: дату покупки, цену, наименование торгового предприятия.