Влияние осадков на работу авиации
Степень ухудшения видимости, обусловленная осадками, зависит от ряда обстоятельств и прежде всего от вида и интенсивности осадков, а также от скорости полета. Полет в слабом и умеренном дожде при небольших скоростях сопровождается ухудшением видимости до 4—2 км. Это ухудшение вызывается в основном тем, что слой воды покрывает передние стекла кабины летчика и искажает их оптические свойства. Условия обзора через боковые стекла обычно более благоприятны. Образование сплошной водяной пленки на остеклении фонаря кабины не только ухудшает условия видимости, но и создает оптические искажения, а это особенно опасно при взлете и посадке самолетов, а также при полетах в строю и на малых высотах.
При больших скоростях полетов потоки воды на стеклах кабины летчика даже при слабом и умеренном дожде становятся настолько сильными, что видимость уменьшается до 1—2 км и менее, тогда как при наблюдении с земли видимость по горизонту может быть более 4 км. При полете в зоне слабого и умеренного дождя вертикальная видимость с самолета в большинстве случаев позволяет вести наблюдение за крупными наземными ориентирами.
В зоне сильного ливневого дождя видимость резко ухудшается (до нескольких десятков метров), особенно при полете на большой скорости.
Чтобы улучшить условия обзора при полете в дожде, подменяются механические стеклоочистители, которые не всегда бывают эффективны и, кроме того, ухудшают аэродинамические качества самолета. Более эффективное средство борьбы с водяной пленкой на стеклах кабин — применение специальных составов в виде паст. Покрытые тонким слоем такой пасты, стекла не смачиваются водой, и дождевые капли, ударяясь о стекла, стекают с них узкими струйками, а условия наблюдения значительно улучшаются.
В сильный дождь показания указателя скорости могут быть заниженными, иногда до 100 км/ч. Происходит это вследствие частичного блокирования каплями воды отверстия приемника воздушного давления.
Ливневые осадки могут попасть в карбюратор поршневого двигателя и вывести его из строя. Встреча с крупнокапельными осадками может нарушить всасываемый двигателем поток воздуха и привести к уменьшению оборотов компрессора.
Видимость в зоне снегопада значительно хуже, чем в зоне дождя: даже при слабом снегопаде она обычно не превышает 1—2 км, а при умеренном и сильном снегопаде снижается до нескольких сотен метров и полет должен осуществляться по приборам. Кроме того, полет в снегопаде над поверхностью земли, покрытой снегом, резко отличается от полета в зоне дождя над местностью, не покрытой снегом. При снегопаде условия наблюдения за горизонтом и ориентирами значительно хуже, чем при дожде. Это объясняется главным образом уменьшением контраста между наземными предметами, покрытыми снегом. Если при дожде вертикальная видимость обычно бывает удовлетворительной, то при снегопаде она, как правило, очень плохая, особенно в степных районах.
Полет в зоне осадков наряду с ухудшением видимости обычно сопровождается резким уменьшением высоты облаков, особенно на атмосферных фронтах; в большинстве случаев минимальная высота облаков на атмосферных фронтах при осадках не превышает 50—100 м.
Сильные ливни или продолжительные дожди обложного характера в летний период могут сделать непригодными для эксплуатации грунтовый аэродром на несколько часов, а иногда и на несколько суток. Осадки оказывают существенное влияние на состояние и эксплуатацию аэродромов. Наличие па ВПП льда, воды и другие осадков значительно увеличивает трудности эксплуатации самолетов с газотурбинными двигателями, обладающими по сравнению с поршневыми самолетами меньшими аэродинамическими сопротивлениями, большими скоростями передвижения по земле и более мощными двигателями со значительным расходом воздуха.
Струя воды или мокрого снега, отбрасываемая носовым или основными колесами, может всасываться в двигатели, вызывая повреждения их конструкции или потерю тяги, достаточные для того, чтобы сделать, например, взлет опасным; возможно забивание небольших заборников, вызывающее перегрев масла, неточную работу системы указателя скорости, повреждение закрылков и других частей конструкций самолетов. Плохое состояние ВПП вызывает трудности с управляемостью па пробеге. Отмечаются случаи сноса самолета с полосы на посадке, случаи выкатывания за пределы ВПП. При посадке на мокрую взлетно-посадочную полосу удлиняется длина пробега самолета. Так, у самолета Ту-104 при посадке на ВПП с мокрой поверхностью длина пробега увеличивается на 30—35%.
Продолжительные или ливневые дожди могут привести к размоканию грунтовых аэродромов (например, в период осенних дождей грунтовой аэродром может быть выведен из строя на две – три недели).
Снежный покров, образующийся на аэродроме вследствие снегопадов, требует специальных работ по его уборке или укатке для обеспечения нормальных полетов.
Заключение
Облака и осадки, выпадающие из них, оказывают значительное влияние на работу авиации.
Полет в зоне осадков значительно усложняет полет, так как при полете в зоне осадков ухудшается видимость, снижение высоты облаков. Самолет в зоне осадков может попасть в сильную болтанку способную повредить самолет, в зоне переохлажденного дождя происходит очень опасное интенсивное обледенение самолета.
Преднамеренно входить в мощно-кучевые, кучево-дождевые облака и зоны сильных ливневых осадков запрещается.
Наличие осадков на ВПП уменьшает коэффициент сцепления. Вода, снег, слякоть, отбрасываемые носовым или основными колесами, могут всасываться в двигатели, возможно забивание небольших воздухозаборников, щелей в органах управления, механизации, шасси, различных створок и люков, приемников СВС. Продолжительные или ливневые дожди могут привести к размоканию грунтовых аэродромов.
Поэтому при совершении взлета/посадки во время осадков следует учитывать, увеличенную длину пробега, худшую управляемость самолета при пробеге, возможность отказа двигателя или систем самолета, из-за попадания в них снега или воды.
Список литературы.
1. Кравченко И.В., «Летчику о метеорологии», Воениздат, 1962.
2. Седунов Ю.С., Справочник «Атмосфера», Гидрометеоиздат, 1991.
3. Хаустов С.Н., Конспект лекций по метеорологии, Сасово, 2012.
4. Яковлев А.М., «Авиационная метеорология», Транспорт, 1971.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/облака