Упражнение 2.Назовите родовые формы существительных, которые употреблены неправильно. Исправьте предложения.
1.Стоимость одной ласты в производстве составляет около ста рублей. 2. Кроме ластов новых типов, на вооружение спортсменов поступят утепленные костюмы «Калипсо». 3.Использование пластиковых покрытий для клавиш позволило сэкономить тысячи рублей. 4. Правая тоннель будет закрыта для ремонта обшивки. 5. Изготовление технического желатина налажено на новом химкомбинате.
Упражнение 3. Укажите род несклоняемых существительных. На основании каких признаков он определяется? Составьте словосочетания с прилагательными и глаголами.
Осло, Гюго, Мали, Чили, Перу, Гете, Дюма, Таити, Баку, АСУ, районо ГРЭС, ФРГ .
Упражнение 4. Раскройте скобки; выберите нужную форму.
1. Николаеву не хватило ( духа, духу ) признать свою вину. 2.Многие упускали из ( вида, виду), что в цехе не хватает рабочих. 3. Считать Сергеева в очередном (отпуске, отпуску ) .
5. Самолет совершил посадку в ( аэропорту, аэропорте). 6. До сих пор в ( цехе, цеху ) нет радио. 7. Уже вспахано сто (гектар, гектаров). 7. Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром несколько (микрон, микронов). 8.. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор, помидоров).9. Больнице было передано двести комплектов одеял, наволочек, и (простынь, простыней).
Упражнение 5. Составьте словосочетания, поставив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа.
Рота ( солдаты), взвод (саперы), хор (цыганы), килограмм ( помидоры, яблоки, лимоны), пара( сапоги, ботинки, туфли), продажа ( чулки, носки ), пять ( гектары ), течение (будни ).
Упражнение 6. Исправьте ошибки в выборе падежных окончаний имен существительных. Назовите возможные варианты и укажите, в каких функциональных стилях они употребляются.
Отчет об этой конференции был представлен лишь к первому октябрю. 2. Мы купили много апельсин и мандарин. 3. Федоров умышленно старался воздерживаться от комментарий относительно экспериментов. 4. Посевные площади в районе составляют 43039 гектар. 5. На конференции не присутствовали только сотрудники, находящиеся в отпуску. 6. В цеху было установлено новое оборудование, позволяющее увеличить производительность труда.
Упражнение 6.Укажите стилистическое своеобразие приведенных ниже словосочетаний. Выберите и обоснуйте свой выбор тех или иных вариантных форм.
1. Данная работа серьезнее предыдущей. – Данная работа более серьезная, чем предыдущая. Работа лучше предыдущей. – Работа более лучшая, чем предыдущая. 2. Самая интересная книга. – Интереснейшая книга. – Наиболее интересная книга.
Упражнение 6. От данных прилагательных образуйте простые и составные формы степеней сравнения.
Крупный, ловкий, тонкий, гибкий, сухой, влажный,, отличный, злой, дорогой, бойкий, драматический, искусный, искусственный, главный, ломкий, деловитый, деловой, хороший, плохой, горький.
Упражнение 7. Укажите особенности в образовании и употреблении форм степеней сравнения прилагательных. Дайте их стилистическую характеристику. Исправьте предложения.
1.Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее. 2. Чем менее закален организм ребенка, тем более опаснее становится для него переохлаждение. 4. Ракетная техника дает самые безграничные возможности в изучении космического пространства.5. Все более шире проникают в быт синтетические материалы.6. Подготовленная к выписке модель показала себя намного более экономичнее, чем все предыдущие.
Упражнение 7. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления притяжательных прилагательных. Исправьте предложения.
1. На участках уже проверены избирательские списки. 2.Часть лабораторского имущества была незаконно списана. 3. Профкомовская проверка помогла вскрыть ряд недочетов. 4. На ферме допущены случаи норкового падежа. 5. Инспекторские работники районо недостаточно часто выезжают в школы. 6. Планы работы фабричного комитета обсуждались на цеховых собраниях.