Cодержание самостоятельной работы
КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СЛУШАТЬ И ПОНИМАТЬ РУССКУЮ РЕЧЬ
ЦЕЛЬ: формировать у студентов навыки самостоятельной работы по выбору и внедрению в практическую учебную деятельность форм, методов, приемов работы по развитию у детей умений слушать и понимать русскую речь; развивать коммуникативные компетентности, творческую активность, интерес к изучению предмета.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ: методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы, учебники русского языка (Гудзик И. Ф., Гурская В. В. Русский язык, 2 класс. – К.: Освіта, 2004; Стативка В.И., Самонова Е.И. Русский язык. 1 класс. – К.: «Генеза», 2012; Лапшина И.Н., Зорька Н.Н. Русский язык. 1 класс. – К.: Освіта, 2012), учебные пособия для начальной школы по изучению русского языка в 1 классе.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Державний стандарт початкової загальної освіти // Початкова освіта. – 2011. - №18. – 46с.
2. Русский язык. Программа для общеобразовательных учебных заведений. 1-4 классы / Навчальні програми для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням українською мовою. 1- 4 класи. – К.: Видавничий дім «Освіта, 2012. –
С. 98-137.
3. Коваль А. П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским
языком обучения. – К.: Вища школа, 1989. - С. 91-94.
4. Коваль А. П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. – К.: Рад. школа, 1990. - С. 110-115.
5. Вашуленко М. С. та ін. Навчання в 1 класі. – К.: Освіта, 1992. - С. 249 – 258.
6. Вашуленко М. С. и др. Обучение в 1 классе. – К.: Рад. школа, 1991. - С. 19 – 25.
7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991.
8. Гудзик І.П. Аудіювання на уроках української мови. – Чернівці: Видавничий дім «Букрек», 2005.
9. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения. – Сумы: Университетская книга, 2006. - С. 46-48, 114-119, 178-181.
Содержание самостоятельной работы
Вариант 1
I. Тестовые задания по теме «Развитие умения слушать и понимать русскую речь»
1. Укажите правильный ответ.
Обучение слушанию – многоаспектная проблема, которая включает
формирование умения:
а) различать особенности звучания слова (звуки, ударение);
б) различать особенности интонации предложения;
в) слушать и понимать связное высказывание;
г) строить связное высказывание.
2. Продолжите предложение: «Цель аудирования - …».
3. Укажите, каким требованиям должен отвечать текст, подобранный учителем для аудирования:
а) соответствовать задачам урока по тематике;
б) … и т. д.
4. Как вы думаете, почему для проверки понимания прослушанного текста на этапе устного подготовительного курса нецелесообразно использовать пересказ, развернутые ответы на вопросы?
5. Соедините попарно высказывания 1-го и 2-го столбиков, определив название вида аудирования и его содержания.
1) «Нарисуй по описанию!» А) Задание предполагает простой ответ, состоящий из одного слова.
2) «Ответь одним словом!» Б) …просьба, вопрос, звучит удивление, радость, страх.
3) « Угадай, какое следующее слово!» В) Учитель описывает какой-нибудь предмет, дети рисуют его.
4) « Выбери ответ!» Г) Нужно выбрать из двух данных ответов тот, который соответствует содержанию прослушанного.
5) «Повтори слова, в которых есть… Д) Нарисуйте в одном ряду 2 цветка, а в другом – 3 карандаша.
6) «Найди рисунок!» Е) Учитель рассказывает, затем делает паузу и спрашивает у детей, какое будет следующее слово.
7) «Сравни рисунок и сказку!» Ж) Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок, а затем послушать его описание.
8) «Что неправильно?» З) Учитель, прочитав часть текста, дает задание определить, какой из рисунков относится к ней по содержанию.
9) «Перескажи по модели» И) Дети слушают текст и определяют, что в нем неправильно.
10) Контрольные задания-тесты К) Учитель дает задание пересказать прослушанный текст по заданной модели.
11) «Слушайте и выполняйте!» Л) Учитель предлагает указать правильные ответы в тестовых заданиях.
6. Продолжите перечисление требований к речи учителя:
а) читать текст необходимо в нормальном темпе, начиная с 60 слов в минуту, постепенно ускоряя темп чтения;
б) …
7. Среди перечисленных референтов, которые четвероклассники должны уметь понять при слушании произведения, выделите тот, который не был предусмотрен программами для предыдущих классов и вводится только в 4 классе:
а) содержание;
б) тема;
в) основная мысль;
г) эмоциональная окраска произведения.
8. Назовите жанр текста, за счет которого расширяется реестр текстов, предлагаемых для слушания в 4 классе, по сравнению с 3 классом:
а) сказка;
б) рассказ-миниатюра;
в) пьеса (отрывок из нее);
г) стихотворение;
д) скороговорка.
9. Продолжите утверждение, выбрав правильный ответ.
Время звучания художественного текста, предлагаемого для слушания на уроках в 4 классе:
а) 1-2 минуты;
б) 2-3 минуты;
в) до 5 минут.
10. Укажите, какой уровень понимания текста принято считать самым элементарным:
а) понимание фактического содержания текста;
б) понимание смысла, основной мысли текста;
в) понимание авторской позиции;
г) понимание художественного своеобразия произведения.
11. Распределите в 2 колонки задания по аудированию на начальном этапе обучения чтению и письму и задания, которые способствуют совершенствованию умений понимать связную речь в 3-4 классах:
а) расскажите, что вы узнали о главном герое;
б) послушайте стихотворение, а затем передайте его содержание с помощью рисунка;
в) расскажите начало услышанного текста, озаглавьте его;
г) послушайте сказку, перескажите ее по предложенной модели;
д) выделите в услышанном рассказе части, озаглавьте их;
е) сравните рассказ и рисунок. Что не совпадает в тексте и на рисунке;
ж) послушайте текст, объясните его название;
з) послушайте текст. Какое чувство он у вас вызвал? Обоснуйте свой ответ;
и) выполните короткую инструкцию, данную в тексте (1-2 предложения).
12. Определите государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся по аудированию. Ученик должен:
а) замечать в тексте слова, которые важны для понимания высказывания;
б) осознавать значение общего тона, тембра, темпа, силы голоса;
в) дополнять пересказ, выражая свое отношение к сказанному;
г) понимать содержание воспринятых на слух предложений, разных по цели высказывания;
д) понимать фактическое содержание текста;
е) не смешивать буквы русского и украинского алфавитов;
ж) находить среди прослушанных слов, словосочетаний, предложений те, которые отвечают указанным признакам;
з) строить высказывание, учитывая интересы собеседника.
II. Практические задания
- Разработайте комплекс упражнений, направленных на развитие умения слушать и понимать русскую речь (этап начального обучения чтению и письму). Обоснуйте целесообразность их использования.
- Подготовьте игровые задания, которые помогали бы младшим школьникам раз личать на слух русские и украинские слова.
- Разработайте фрагмент урока (развитие навыков аудирования) по теме
«Урок. Учебные вещи», воспользовавшись учебниками русского языка для начальной школы с украинским языком преподавания.
Cодержание самостоятельной работы
I. Тестовые задания по теме «Развитие умения слушать и понимать русскую речь»
Вариант 2
1. Продолжите перечисление приемов, которые используются для развития произвольного внимания:
а) учитель произносит ряд слов; дети должны повторить их в том же порядке;
б) … и т. д.
2. Выберите те виды работ, которые помогут школьникам научиться различать на слух слова русского и украинского языков:
а) послушайте слова и определите, какие из них такие же по звучанию, как и в украинском языке;
б) постройте слова из разрозненных слогов;
в) послушайте и определите, какие из данных слов похожи на украинские, но отличаются от них по звучанию;
г) послушайте и определите в данных словах гласные и согласные звуки;
д) послушайте и определите, какие из данных слов совсем не похожи на украинские;
е) послушайте русские и украинские слова, хлопните в ладоши после русского слова;
ж) послушайте рассказ, здесь употреблены три украинских слова. Определите их.
3. Продолжите перечисление критериев оценивания аудиативных навыков:
а) общее понимание содержания текста;
б) …и т.д.
4. Укажите, какую учитель должен создать атмосферу на уроке при проведении аудирования:
а) вести урок спокойным, но несколько интригующим голосом;
б) … и т. д.
5. Укажите, за счет какого компонента усложняется работа по формированию умений аудирования в 4 классе по сравнению с 3 классом:
а) развитие внимания при слушании, слуховой памяти;
б) формирование умения составить свое мнение по поводу прослушанного текста, выслушать другие мнения, сравнить их со своей точкой зрения;
в) формирование умения понять тему и основную мысль текста.
6. Укажите, какие тексты, предлагаемые ученикам 4 класса для аудирования, не использовались в 3 классе:
а) научно-художественные;
б) научно-популярные;
в) разговорно-бытовые.
7. Продолжите утверждение, выбрав правильный ответ.
Время звучания художественного текста, предлагаемого для слушания на уроках в 4 классе:
а) 1-2 минуты;
б) 2-3 минуты;
в) до 5 минут.
8. Укажите, какой уровень понимания текста принято считать самым элементарным:
а) понимание фактического содержания текста;
б) понимание смысла, основной мысли текста;
в) понимание авторской позиции;
г) понимание художественного своеобразия произведения.
9. Укажите, какие тексты не используются для слушания на уроках устного подготовительного курса:
а) научно-художественные тексты лингвистического характера;
б) сказки;
в) рассказы-миниатюры;
г) пьесы или отрывки из них:
д) басни.
10. Отметьте задания, которые нельзя использовать для развития умения понимать устную речь и проверки сформированности этого умения в период устного практического курса:
а) выбрать рисунок, соответствующий содержанию прослушанного;
б) доказать, что рисунок соответствует (или не соответствует) содержанию услышанного;
в) подтвердить или опровергнуть утверждение, высказанное учителем по содержанию текста («да – нет»);
г) расположить рисунки в соответствии с ходом событий;
д) описать рисунок, который можно нарисовать на основе услышанного;
е) нарисовать то, что представили при одном прослушивании;
ж) назвать героя, которому принадлежат слова: «…».
11. Укажите последовательность работы над текстом при аудировании:
а) установка на первое прослушивание;
б) слушание текста;
в) снятие трудностей;
г) проверка понимания прослушанного.
12. Распределите в 4 колонки (по классам) содержание учебного материала по аудированию:
а) восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 3-5 звуков;
б) слушание-понимание несложных монологических и диалогических высказываний (до 70 слов), относящихся к разговорному или художественному стилям;
в) общий тон высказывания (грустно, весело), темп, громкость речи, связь этих характеристик с ее содержанием и условиями общения;
г) слушание-понимание текстов, относящихся к разговорно-бытовому, художественному, научно-художественному, научно-популярному стилям (170-250 слов);
д) восприятие фактического содержания общего тона высказывания (грустно, весело);
е) выражение собственного мнения ученика по поводу прослушанного текста;
ж) слушание-понимание монологических и диалогических высказываний (70-130 слов), относящихся к разговорному, художественному, научно-художественному стилям;
з) понимание фактического содержания, темы, основной мысли, эмоциональной окраски произведения;
и) восприятие на слух предложений, различных по цели высказывания и интонации (длина предложения до 8 слов);
к) понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как).
II. Практические задания
1. Разработайте комплекс упражнений, направленных на развитие умений различать на слух слова русского и украинского языков. Обоснуйте целесообразность их использования.
2. Покажите на конкретных примерах различные виды проверки умения слушать и понимать устную русскую речь.
3. Разработайте фрагмент урока (развитие навыков аудирования) по теме «Слова с согласными звуками [г], [г’]. Сопоставление произношения слов в русском и украинском языках», воспользовавшись книгой Гудзик И.Ф., Гурская В.В. Русский язык. 3 класс. – К.: Освіта, 2004. -144.
Теоретический материал к теме «Развитие умения слушать и понимать русскую речь»
Введение
К важнейшим задачам, стоящим перед уроками русского языка в начальных классах, относится формирование аудиативных компетенций младших школьников, поскольку умение слушать, понимать сказанное лежит в основе владения языком. Ученые-психолингвисты определяют аудирование как самый сложный вид речевой деятельности, поскольку процесс слушания-понимания зависит от уровня развития определенных психофизиологических механизмов и связан с умением удерживать в памяти большой объем информации.
В соответствии с программными требованиями учащиеся начальных классов должны различать на слух подобные, но не одинаковые по звучанию слова, сочетания слов, предложения по цели высказывания и интонации, законченные предложения и группы слов; понимать содержание предложений, монологических и диалогических высказываний, относящихся к разным жанрам (малые фольклорные жанры, сказка, рассказы, миниатюра, научно-популярная статья, отрывок из пьесы, стихотворения) и разным стилям (разговорному, художественному, научно-художественному, научно-популярному, в том числе лингвистического характера), определять тему, основную мысль произведения, его эмоциональную окраску, находить художественно-изобразительные средства языка, высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста и т.д.
Аудирование как средство обучения играет огромную роль в формировании речевой культуры младших школьников.
Во-первых, овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умения предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на русском, но и на родном языке.
Во-вторых, воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка.
В-третьих, аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания на языке другого народа.
Поскольку аудирование – это смысловое восприятие речи, то оно зависит от того, насколько понятно, ясно высказывается говорящий, а также от темпа, громкости его речи, от умения выделять главное, устанавливать контакты с аудиторией, перестраиваться на ходу и т.д. В то же время многое зависит от подготовленности слушателей к восприятию материала, от того, есть ли у них необходимые знания, умеют ли они слушать, какими приемами усвоения информации на слух владеют.
Чтобы решить все эти задачи и достичь поставленных целей, учителю необходимо разработать эффективную систему разноплановых заданий, упражнений, которые помогут сформировать аудиативные навыки у младших школьников.
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ