Морфемика. Словообразование

Всероссийская олимпиада школьников по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

Учебный год

Класс

Задание 1

Фонетика

А) Среди перечисленных ниже слов укажите слова, в которых: 1) количество звуков и букв совпадает; 2) букв больше, чем звуков; 3) звуков больше, чем букв.

Дуэт, жёлтый, обольюсь, южный, январь, лелеял, павильон, рюмка, пьеса, корыстный, время, известный, медальон, болезнь, въехал, прелестный, юрист, пюре, властный, бьюсь, вьюга, юркий, тянуть, застолье, приезжий.

ОТВЕТ

1) Количество букв = количеству звуков:дуэт, жёлтый, январь, павильон, рюмка, пьеса, время, медальон, въехал, пюре, вьюга, застолье, приезжий.

2) Букв > звуков:обольюсь, корыстный,, известный, болезнь, прелестный, властный, бьюсь, тянуть.

3) Звуков > букв:южный, лелеял, юрист, юркий.

Б) Среди приведённых ниже слов укажите слова, в которых нет глухих согласных звуков.

Здоров, колокол, задор, мармелад, любовь, револьвер, золотой, грозный, медведь, супруг, отдарил, помог, вьюжный.

ОТВЕТ

Глухих согласных звуков нет в словах: задор, револьвер, грозный, отдарил, вьюжный.

В) Сколько раз употребляется звук [Ц] в данном предложении? Укажите число, выпишите слова как иллюстрацию своего ответа.

Чешуйки – это и есть самое главное в наряде бабочки – та самая «пыльца», которая так легко стирается и уничтожается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев человека.

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

ОТВЕТ 3)

В данном тексте звук [Ц] употребляется 4 раза в следующих словах: «пыльца», «стирается», «уничтожается», «пальцев».

Оценивание

задание критерии количество баллов
А за каждый правильно указанный ряд слов (по 1 баллу)
Б за каждое правильно указанное слово (по 0,5 балла) 2,5
В правильно указанное количество
  в случае отсутствия ошибок среди приведённых слов
Максимальное количество баллов 7,5

Задание 2

Орфоэпия

А) Расставьте ударения

Апостроф, бутик, вальдшнеп, вероисповедание, гусеница, догмат, донельзя, древко, дремота, знамение, избалованный, коклюш, лассо, новорождённый, обнаружение, оркестровый, откупорить, петля, плато, сливовый.

ОТВЕТ

АпострОф, бутИк, вАльдшнеп, вероисповЕдание, гУсеница, дОгмат, донЕльзя, дрЕвко, дремОта, знАмение, избалОванный, коклЮш, лассО, новорождЁнный, обнарУжение и обнаружЕние (варианты равноправны), оркестрОвый, откУпорить, пЕтля и петлЯ (варианты равноправны), платО, слИвовый.

Б) Выберите правильный вариант произношения слова:

1) шинель [н']; 2) энергия [н']; 3) депрессия [рэ]; 4) неологизм [н']; 5) гротеск [тэ]; 6) бизнес [н']; 7) бутерброд [т']; 8) пастель [тэ]; 9) лотерея [т']; 10) рейд [рэ].

ОТВЕТ

Правильный вариант произношения слов: 1), 4), 5), 8).

В) Подберите существительные к прилагательным.

1) К прилагательному призЫвный:

а) клич б) пункт

в) возраст г) плакат

2) К прилагательному бронирОванные:

а) места б) номера

в) билеты г) машины

3) К прилагательному языковАя:

а) колбаса б) система

в) начинка г) нарезка

4) К прилагательному развИтые:

а) страны б) локоны

в) дети г) игры

ОТВЕТ

1)− а) (клич)

2) − г) (машины)

3) −б) (система)

4) −б) (локоны)

Оценивание

задание критерии количество баллов
А за каждый правильный вариант постановки ударения (по 0,5 балла)
Б за каждое правильно указанное слово (по 1 баллу)
В за каждое правильно указанное слово (по 1 баллу)
Максимальное количество баллов

Задание 3

Орфография

А) Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду укажите слово, лишнее с точки зрения орфографии.

1) ад…ютант, ин…екция, контр…удар

2) звер…ский, сентябр…ский, декабр…ский

3) навзнич…, настеж…, невтерпеж…

4) пр…подавать, пр…езжать, пр…одолевать

5) ц…ркуль, моц…он, ц…пленок

6) дро…и, мо…евельник, жу…елица

ОТВЕТ

1) адъютант, инъекция, контрудар; «лишнее» слово – «контрудар»

2) зверский, сентябрьский, декабрьский; «лишнее» слово – «зверский»

3) навзничь, настежь, невтерпеж; «лишнее» слово – «невтерпеж»

4) преподавать, приезжать, преодолевать; «лишнее» слово – «приезжать»

5) циркуль, моцион, цыпленок; «лишнее» слово – «цыпленок»

6) дрожжи, можжевельник, жужелица; «лишнее» слово – «жужелица»

Б) Запишите словами словосочетания и предложения с числительными:

а) к 590+11

б) из 8770-200

в) в 2005 году

г) 180000000-й город

д) 1000-летний юбилей

е) 90-дневный полёт

ж) 127000-й житель

з) Законопроект был утвержден 215 голосами.

ОТВЕТ

а)К пятистам девяноста прибавить одиннадцать

б)из восьми тысяч семисот семидесяти вычесть двести

в) в две тысячи пятом году

г) стовосьмидесятимиллионный город

д) тысячелетний юбилей

е) девяностодневный полёт

ж) стодвадцатисемитысячный житель.

з) двумястами пятнадцатью

Оценивание

задание критерии количество баллов
А правильный ответ (по 0,5 балла за каждый ряд)
правильная запись каждого слова (по 0,5 балла)
Б правильная запись каждого предложенного словосочетания (предложения) с числительным (по 0,5 балла)
  Максимальное количество баллов

Задание 4

Морфемика. Словообразование

А) Анализируя морфемный состав слов, можно сделать вывод, что окончания чаще всего находятся в конце слова (о чём свидетельствует и название данной морфемы). Однако в нескольких случаях они находятся внутри слова. Приведите примеры таких слов.

ОТВЕТ

Окончания могут находиться в середине слова в следующих случаях:

у возвратных глаголов: мо-ем-ся, мо-ете-сь;

у причастий, образованных от возвратных глаголов: распустивш-ий-ся цветок, распустивш-его-ся цветка, распустивш-ему-ся цветку;

у неопределённых местоимений: к-ого-нибудь, (с) к-ем-нибудь, (о) к-ом-нибудь; ч-его-то, (с) ч-ем-то, (о) ч-ем-то;

в сложных числительных: четыр-е-ст-а, четыр-ем-ст-ам, че-тырь-мя-ст-ами, (о) четыр-ех-ст-ах;

в сложносоставных словах (одно окончание находится в конце слова, другое − внутри слова):

музеj-а-квартир-ы, женщин-ой-космонавт-ом; син-его-син-его.

Б) Какие промежуточные слова в словообразовательных цепочках отсутствуют в парах слов:

благодарить – благодарно;

гвоздь – гвоздичек;

казна – казначейша;

клей – клеёнка.

ОТВЕТ

Благодарить – благодарный – благодарно.

Слово благодарно образовано от прилагательного благодарный суффиксальным способом путём присоединения к основе благодарн- суффикса -о-, а слово благодарный в свою очередь является образованием от глагола благодарить (суффиксальный способ, в основе слова благодари- происходит усечение суффикса -и- и добавляется суффикс -н-).

Гвоздь – гвоздик – гвоздичек.

Слово гвоздичек образовано от существительного гвоздик суффиксальным способом путём присоединения к основе слова гвоздик- суффикса -ек-, при этом происходит чередование звуков к // ч. А слово гвоздик образовано от существительного гвоздь суффиксальным способом путём присоединения к основе слова суффикса -ик-.

Казна – казначей – казначейша.

Слово казначейша является суффиксальным образованием, называющим лицо женского пола, от существительного казначей. Слово образовано путём присоединения к основе казначей- суффикса -ш-. Существительное казначей в свою очередь было образовано от слова казна суффиксальным способом с помощью присоединения к основе казн- суффикса -ачей.

Клей – клеить – клееный – клеёнка.

Слово клеёнка является суффиксальным образованием от отглагольного прилагательного клееный, образовано с помощью присоединения к основе клеен- суффикса -к-. Слово клееный образовано от глагола клеить суффиксальным способом путём присоединения к основе слова клеи- суффикса -ен- (при этом усекается основа глагола, исчезает суффикс -и-). А глагол клеить в свою очередь, по данным Школьного словообразовательного словаря русского языка А.Н. Тихонова (Москва, 1978), образован от основы слова клей- с помощью присоединения суффикса -и-.

Оценивание

задание критерии количество баллов
А правильно приведенный ряд примеров (по 1 баллу)
Б правильно выстроенная словообразовательная цепочка (по 1 баллу)
комментарий
  Максимальное количество баллов

Задание 5

Наши рекомендации