Морфемика и словообразование.

Цель: закрепить теоретические знания по разделу, развивать навыки самостоятельной работы со словом

Задание: произвести морфемный разбор слов.

Теория: Разбор слова по составу ( морфемный анализ, от слова морфема - значимая часть слова) - один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

Инструкция: Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

План морфемного анализа

Целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи, к которой слово относится. После этого:

- выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),

- выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,

- выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,

- выделить в слове корень.

Для справки:

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении.

Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова; словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь)

входит в основу.

Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания) и обычно служит для образования слов.

Приставка, или префикс — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных, или родственных слов. Корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов и без окончаний.

Образец разбора:

с/ли/в/к/ам

Начальная форма сливки — собирательное существительное;

окончание -ам ( сливки — о сливках — сливкам) указывает на дат.п., мн.ч.;

сливки — сливать — слить — лить;

суффикс -к- образует существительные, обозначающие предмет - результат действия;

суффикс -в- суффикс глагола несовершенного вида;

приставка с- образует форму совершенного вида глаголов;

корень -ли- (лить — льёт — лей), возможно чередование -ли-, -лj-, -лей-.

Слова для разбора по составу.

I вариант III вариант

1. Полноводность 1. Беспроцентный

2. Деспотически 2. Задуматься

3. Отдышаться 3. Дочерью

II вариант

1. Соединительный

2. Откатив

3. Блестевший

Раздел 5.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.

Цель: закрепить теоретические знания по разделу, развивать навыки самостоятельной работы с текстом

Задание: произвести лексический разбор выделенных слов и фразеологизмов.

Теория: Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности.

Инструкция: Образец разбора слова

1.Значение слова (по соотношению с реальной действительностью: предмет, признак, действие)

2.Тип лексического значения (свободное, фразеологически связанное, синтаксически обусл.)

3.Многозначное - однозначное.

4.Тип лексического значения по соотношению с понятием: прямое - переносное.

5.Наличие у этого слова омонимов, синонимов, антонимов.

6.Происхождение слова (исконно русское, заимствованное, тип заимствования).

7.Активное - пассивное (устаревшее или неологизм).

8.Сфера употребления слова (общенародная, диалектная, профессиональная, жаргонная).

9.Экспрессивно-стилистическая окраска (нейтральное, разговорное, просторечное, письмен. речи)

Например:цветущий вид

1.Обозначает признак.

2.Свободное значение.

3.Многозначное.

4.Употреблено в переносном значении по сходству, то есть в метафорическом значении.

5.Синонимы: здоровый, прекрасный (контекстуальные); антоним: больной; омонимов нет.

6.Заимствованное, старославянского происхождения, показатель суффикс -ущ-. 7.Активное слово.

8.Относится к общенародной лексике.

9.Принадлежит устной речи, разговорное.

Наши рекомендации