Речевые ошибки и недочеты

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуреязыковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

· раздумчивый (взгляд)вместо задумчивый, благородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);

· без комментарий, дожит, более правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);

· удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания – не соблюдаются нормы управления);

· Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).

В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это лексических норм. Например:

Штольц – один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.

Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных - на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.

Грамматические ошибки

№ п/п Вид ошибки Примеры
Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красившее
Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями
Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихи дети
Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
Нарушения согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом
Нарушения управления Нужно сделать свою природу более красивую Повествует читателей
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея
Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами
Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве Человеку показалось то, что это…
Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента
Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Речевые ошибки и недочёты

Наши рекомендации