Тема: Имя прилагательное в современном русском языке.

1. Имя прилагательное как часть речи.

2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных:

а) качественные имена прилагательные;

б) относительные имена прилагательные;

в) притяжательные имена прилагательные;

г) качественно-относительные и относительно-притяжательные имена прилагательные.

3. Субстантивация имен прилагательных.

1. Выпишите имена прилагательные, определите значение анализируемых слов: а) обозначение качества предмета безотносительно к другим предметам; б) определение свойства предмета по отношению к другому предмету; в) характеристика признака предмета по принадлежности лицу или животному. Укажите род, число, падеж имен прилагательных, сделайте вывод, какими категориями (классификационными или словоизменительными) являются категории рода, числа и падежа имен существительных и имен прилагательных.

Прогулка по осеннему саду, по-осеннему молчаливый лес, новые столы стояли вплотную, в плотную ткань игла входила с трудом, темной августовской ночью, в сентябре море еще тепло и приветливо, тепло улыбнулся ей, душевное тепло, двое друзей, двойной шов, такой простой парень, жгучий, жгущий, жаднющий, болезненный, загрязненная одежда, пассажир отстал от поезда, отсталые взгляды, узкая шелковая лента, красивый мамин платок.

2. Выделите имена прилагательные и охарактеризуйте своеобразие их семантико-морфологических признаков по сравнению с именами существительными. Определите синтаксическую функцию и характер синтаксической связи прилагательных в данных предложениях.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает из-под узкой и длинной тучи, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило (И.Тургенев).

3. Определите оттенок в значении качественных имен прилагательных: обозначают качество предметов, воспринимаемое органами чувств; внешнее или физическое качество человека или животного; качество характера, психического склада; пространственное качество; качество оценки:

Хитрый, талантливый, близкий, щедрый, хороший, бородатый, рыжеватый, клыкастый, добродушный, бледный, кислый, левый, красивый, пушистый, тесный, исхудалый, слепой, синеватый, правый, шероховатый.

4. Определите оттенок в значении относительных имен прилагательных: обозначают материал, из которого состоит или сделан предмет; указывают на назначение предмета; выражают отвлеченное понятие; указывают на отношение к лицу или предмету; обозначают время, местоположение, число:

Родительский комитет, музыкальный инструмент, языковедческие термины, городские жители, сверлильный станок, березовая роща, июньская жара, билетная касса, ученическая тетрадь, железобетонный блок, клюквенное варенье, пароходный гудок, местный колорит, недельная нагрузка, ранний восход, немецкий язык, студенческое общежитие, соломенная шляпка.

5. Определите разряды прилагательных в данных словосочетаниях. Признаки разряда указывайте в следующем порядке: семантические, морфологические, словообразовательные (словообразовательная структура, словообразовательные потенции), синтаксические (сочетаемость, функции). Какие признаки качественных прилагательных приобретают относительные и притяжательные прилагательные в переносных значениях?

Железные решетки, старая лошадь, спелая слива, Железные нервы, морской берег, лесной зверь, полевые цветы, фарфоровая посуда, фарфоровое личико девочки, бархатная кожа, свинцовые тучи, каменистый склон, колючие растения, асфальтовый завод, болтливая девочка, лошадиный (-ая, -ые) хвост (упряжь, ноги, топот, шкура, работа).

6. Приведите собственные примеры употребления: 1) относительных прилагательных в значении качественных и наоборот, 2) притяжательных прилагательных в значении относительных и в значении качественных.

7. Заполните таблицу примерами, выписывая имена прилагательные вместе с определяемыми словами:

Имена прилагательные
качественные относительные притяжательные
     

1. Тройка мохнатых лошадок бежала дружно, санный возок нырял в пушистых сугробах… (Л. Никулин). 2. Я гляжу на темное окно и на фоне ночного мрака силюсь создать силою воображения мою милую героиню (А.Чехов). 3. Случалось, видел Пойгин, как моржиха, обхватив передними ластами моржонка, спит с ним «стоя», как удивительно тогда похожа она на человеческую матерь, прижимающую к груди свое ненаглядное дитя (Н.Шундик). 4. Пойгин еще смолоду был признанным вожаком охотничьих походов в море на моржа (Н.Шундик). 5. Но когда Давыдов вырвал из записной книжки чистый листок и тут же, быстро орудуя ножничками, вырезал лошадиную голову, - восторгу Федоткиному не было конца! (М. Шолохов). 6. Осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору; сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру (С. Есенин). 7. Полюбил я мир и вечность как родительский очаг (С. Есенин). 8. Широкое входное отверстие ракушки было обращено навстречу ветру и немного в сторону. Оттуда, из глубины спирального, выложенного перламутром убежища отчетливо слышались звуки крошечной скрипки (Е.Носов).

8. Выпишите примеры субстантивации имен прилагательных

1. На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. 2. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. 3. Лицо его страшно осунулось, похудело и имело серовато-желтый цвет, какого никогда не бывает у живых. 4. Человек в сером кончил разговаривать с Дымовым и с Кирюхой, осадил своего жеребчика и поглядел на хутора. 5. Постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов… 6. Он ел судака на коровьем масле – пища не постная, но и нельзя сказать, чтобы скоромная. 7. Когда докторша опустилась на колени перед кроваткой умершего ребенка и ею овладел первый приступ отчаяния, в передней резко прозвучал звонок. 8. Неизвестный сел, снял ружье и положил его возле себя (по А. Чехову).

Наши рекомендации