Учебно- и научно-исследовательская работа студентов во время производственной практики
За время прохождения практики каждый студент выполняет исследовательскую работу по избранной им теме. Тема подбирается в зависимости от условий прохождения практики. Результаты исследования оформляются в виде реферата или компьютерной презентации с соответствующим иллюстративным обеспечением, при этом рекомендуется соблюдать требования, утвержденные на кафедре детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии. Наиболее удачные работы студенты представляют на заседаниях студенческого научного общества (СНО) кафедры, могут быть рекомендованы для участия в итоговой студенческой конференции.
Темы рефератов УИРС
По терапевтической стоматологии:
1. Пороки развития твердых тканей зуба. Современные методы лечения.
2. Распространенность и интенсивность кариеса у детей разного возраста. Влияние внешних и внутренних факторов на течение кариеса.
3. Болезни пародонта у детей. Новые лекарственные средства в лечении заболеваний пародонта. Профилактика болезней пародонта.
4. Заболевания слизистой оболочки рта у детей различного происхождения. Новые лекарственные средства в лечении заболеваний СОПР у детей. Профилактика заболеваний СОПР.
5. Методы профилактики кариеса зубов у детей.
6. Пломбировочные материалы, используемые на клинической базе практики.
7. Врачебная тактика при травме постоянных зубов у детей с несформированными и сформированными корнями.
По хирургической стоматологии:
1. Современные методы лечения и реабилитации детей с заболеваниями ВНЧС.
2. Современные анестетики, используемые в детской стоматологии. Сравнительный анализ современных видов анестезий, применяемых при амбулаторных стоматологических вмешательствах у детей.
3. Этика и деонтология стоматолога-хирурга в работе с детьми и их родителями.
4. Ретенционные кисты слюнных желез у детей. Клиника ,дифференциальная диагностика, лечение.
5. Гемангиомы у детей. Тактика лечения при различных видах гемангиом.
6. Злокачественные опухоли у детей. Этиология, особенности клиники и диагностики, тактика и оноконастороженность амбулаторного врача.
7. Комплексный подход в лечению стоматологических заболеваний (ретенция зубов, аномалии уздечек полости рта, деформации челюстей и т.д.
По ортодонтии:
1. Распространенность зубочелюстных аномалий у детей в возрасте до 3 лет, от 3 до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 15 лет. (Результаты картографического исследования, статистического анализа).
2. Дифференциальная диагностика основных форм дистальной окклюзии на основании результатов основных и дополнительных методов исследования в ортодонтии. (Клинические примеры).
3. Разновидности деформаций окклюзии в вертикальном направлении, характерные для них морфологические, функциональные и эстетические нарушения. (Клинические примеры).
4. Особенности зубного протезирование при ранней потере временных и постоянных зубов или адентии у детей и подростков. (Клинические примеры).
5. Лечение зубочелюстных аномалий функциональными аппаратами. (Клинические примеры).
6. Съемная ортодонтическая техника и показания к ее применению. (Клинические примеры).
7. Ошибки в диагностике, и планирования лечения в практике врача-ортодонта.
Санитарно-просветительная работа.
Санитарно-просветительная работа является составной частью комплекса лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, проводимых врачом-стоматологом среди населения. Ежемесячно 4 часа рабочего времени стоматолог обязан посвятить этой работе. Формы санитарно-просветительной работы могут быть самыми разными: выступления по радио, выпуск санбюллетеней, показ видео фильмов, уроки гигиены.
Темы бесед и лекций.
По детской терапевтической стоматологии:
1. Индивидуальная профилактика кариеса.
2. Гигиена полости рта.
3. Роль питания в профилактике кариеса зубов.
4. Зубная боль. Ее причины и профилактика.
5. Роль витаминов и микроэлементов в профилактике заболеваний зубов и пародонта.
6. Роль микрофлоры полости рта в возникновении заболеваний зубов, пародонта.
7. Зубные отложения. Их происхождение, роль в возникновении заболеваний зубов.
8. Особенности ухода за полостью рта при пародонтите.
9. Средства ухода за полостью рта.
10. Роль вредных привычек в происхождении зубочелюстных аномалий.
11. Острые стоматиты у детей. Методы профилактики.
12. Как и чем лучше чистить зубы?
13. Сладкое и болезни зубов.
14. Берегите зубы смолоду!
По детской хирургической стоматологии:
1. Профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня воспалительных заболеваний полости рта и ЧЛО.
2. Сверхкомплектные зубы.
3. Профилактическая и первая помощь при травмах ЧЛО.
4. Зубы «мудрости»: удалять или нет?
5. Уздечки полости рта: когда оперировать?
6. Новообразования полости рта (ретенционная киста, эпулид, фолликулярная киста).
7. Взаимодействие детского стоматолога с педиатрами и врачами других специальностей.
По ортодонтии:
1. Индивидуальная профилактика кариеса и заболеваний пародонта при ортодонтическом лечении.
2. Роль вредных привычек в происхождении зубочелюстных аномалий.
3. Уход за ортодонтическим аппаратом и гигиена полости рта.
4. Современные ортодонтические аппараты, применяемые для устранения зубочелюстных аномалий.
5. Профилактика нарушений окклюзии при ранней потере временных зубов.
6. Роль соматических заболеваний в этиологии зубочелюстных аномалий.
7. Ортодонтическая помощь при травмах зубов у детей.
Кроме перечисленных выше тем возможно использование тем предложенных студентом и согласованных с ассистентом кафедры курирующим практику.
Список литературы
Основная:
1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва, М.: 2003. – 640 с., с илл.
2. Колесов А. А. Стоматология детского возраста. – М.: Медицина, 1991.
3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998. – 270 с.
4. Персин Л.С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1999. – 298 с.
5. Рогинский В.В., Воложин А.И. и др. Воспалительные заболевания в челюстно-лицевой области.- М.: Детстомиздат, 1998. – 225 с.
Дополнительная:
1. Бернадский Ю.И. Травматология и восстановительная хирургия челюстно-лицевой области, М., 1999.
2. Виноградова Т. Ф. Руководство по стоматологии детского возраста// М., «Медицина»,1987.
3. Кузьмина Э.М., Смирнова Т.А. Фториды в клинической стоматологии // М., МГМСУ, 2001. – 32 с.
4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста// Москва,М, Нижний Новгород, изд.НГМА, 2001.
5. Петрушина А.Д., Мальченко Л.А., Кретинина Л.Н., Ушакова С.А., Иванова Е.Е., Кайб И.Д., Балдашова Ф.Р., Левитина Е.В. Неотложные состояния у детей. - Москва: Изд-во «Медицинская книга», 2002.
6. Хорошилкина Ф. Я. Руководство по ортодонтии М., 1999г.
7.Проффит У.Р. Современная ортодонтия / Уильям Р. Профит; перевод с англ.; Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Л.С. Персина. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.- 560 с. : ил.
8. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ./ Под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери; - М.: МИА, 2003.
Приложение №1
к СанПиН 2.1.3.2630-10
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от «18» мая 2010 № 58
Экстренная профилактика парентеральных вирусных гепатитов
и ВИЧ-инфекции
Во избежание заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией следует соблюдать правила работы с колющим и режущим инструментарием.
В случае порезов и уколов немедленно обработать и снять перчатки, выдавить кровь из ранки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70 %-м спиртом, смазать ранку 5 %-м раствором йода.
При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70 %-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70 %-м спиртом.
Если кровь попала на слизистые оболочки глаз, их сразу же промывают водой или 1 %-м раствором борной кислоты; при попадании на слизистую оболочку носа – обрабатывают 1 %-м раствором протаргола; на слизистую оболочку рта – полоскать 70 %-м раствором спирта или 0,05 %-м раствором марганцево-кислого калия или 1 %-м раствором борной кислоты.
Слизистые оболочки носа, губ, конъюнктивы обрабатывают также раствором марганцево-кислого калия в разведении 1 : 10 000 (раствор готовится ex tempore).
С целью экстренной профилактики ВИЧ-инфекции назначаются азидотимидин в течение 1 месяца. Сочетание азидотимидина (ретровир) и ламивудина (эливир) усиливает антиретровирусную активность и преодолевает формирование резистентных штаммов. При высоком риске заражения ВИЧ-инфекцией (глубокий порез, попадание видимой крови на поврежденную кожу и слизистые от пациентов, инфицированных ВИЧ) для назначения химиопрофилактики следует обращаться в территориальные Центры по борьбе и профилактике СПИД.
Лица, подвергшиеся угрозе заражения ВИЧ-инфекциец, находятся под наблюдением врача-инфекциониста в течение 1 года с обязательным обследованием на наличие маркера ВИЧ-инфекции.
Персоналу, у которого произошел контакт с материалом, инфицированным вирусом гепатита В, вводится одновременно специфический иммуноглобулин (не позднее 48 ч) и вакцина против гепатита В в разные участки тела по схеме 0—1—2—6 мес. с последующим контролем за маркерами гепатита (не ранее 3—4 мес. после введения иммуноглобулина). Если контакт произошел у ранее вакцинированного медработника, целесообразно определить уровень анти-HBs в сыворотке крови. При наличии концентрации антител в титре 10 МЕ/л и выше вакцинопрофилактика не проводится, при отсутствии антител – целесообразно одновременное введение 1 дозы иммуноглобулина и бустерной дозы вакцины.
Приложение № 2
Отчетным документом студента по производственной практике является дневник и отчет, который заполняется по разделам в конце дневника. В дневнике отмечается время пребывания студента на практике и ежедневная лечебная работа. В отчете заполняются сводные данные о лечебной, научно-исследовательской, санитарно-просветительной работе и участии в клинических конференциях.