Показатели нервно- психического развития детей первого года жизни.
При характеристике нервной системы в педиатрии используются два определения-синонима: нервно-психическое развитие (НПР) и психомоторное развитие (ПМР).
Критериями опенки НПР являются:
- моторика;
- статика;
- условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система);
- речь (2 сигнальная система);
- высшая нервная деятельность.
Моторика (движение') — это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.
Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерным является так называемый физиологический мышечный гипертонус и на фоне этого сгибательная поза. Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положениях бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большие пальцы приведены к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание . Даже во время сна мышцы не расслабляются. Движения новорожденного ограниченые, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные=дрожащие . Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни .
Вдальнейшем показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке:
1) сначала координированным становится движение мышц глаз (на 2-3 неделе), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете;
2) поворот головы вслед за игрушкой указывает на развитие шейных мыши:
3) мануальная деятельность рук развивается на 4месяце жизни: ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пеленку, подушку. Движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками (на втором полугодии может сам взять бутылочку с молоком и выпить его и т.д.);
4) на 4-5 месяце развивается координация движения мышц спины, что проявляется вначале переворачиванием со спины на живот, а на 5-6 месяце — с живота на спину;
5) когда к концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, то признаком моторики является не просто процесс ходьбы, а координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом направлении.
За постепенным своевременным развитием моторики у человека можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого хватания карандаша ребенком первого года до манипуляций у взрослых лиц — рисование, игра на скрипке и пианино, лепка, вязание и тд.
Статика — это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении.
Первый признак статики — удерживание головы — появляется на втором-третьем месяце жизни, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении.
Второй признак — малыш сидит — развит в 6-7 месяцев. Кроме того, на 6-м месяце малыш начинает ползать , на 7-м — ползает хорошо.
Третий признак — ребенок стоит — в 9-10 месяцев.
Четвертый признак — малыш ходит — к концу первого года жизни.
Условно-рефлекторная деятельность — это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главным рефлексом у новорожденного является пищевая доминанта. Подошло время кормления, ребенок проголодался и он плачет — это хорошо. Пососал материнскую грудь, поел — успокоился, уснул.
К концу первого месяца через несколько минут после начала кормления наступает небольшая пауза — ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь. На втором месяце формируется улыбка, на третьем — радостное движение конечностей при виде матери. Все это указывает на формирование условных рефлексов на внешние раздражители.
При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени. т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному.
Например.
1. Если 5-месячному ребенку показать яркую игрушку, то он прекращает движения, широко открывает глаза, рот — это так называемое оральное внимание. При такой же ситуации на 8 месяце жизни ребенок должен не открыть рот, а потянуться за игрушкой руками. Наличие орального внимания у ребенка к концу первого года жизни указывает на задержку НПР.
2. Приближение незнакомого человека, матери, отца к ребенку 4-5 месяцев вызывает у него комплекс оживления: радостное торжествование на лице, выраженная улыбка, малыш перебирает ручками, ножками. На 8-9 месяце жизни ребенок при появлении матери должен тянуться к ней руками, а на чужого человека у малыша возникает реакция страха и негативизма.
К признакам условно-рефлекторной деятельности относятся слуховое и зрительное сосредоточения. На втором месяце жизни эти признаки проверяет невропатолог:
1) для оценки слуха врач хлопает руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей лежащего на пеленальном столе ребенка, можно хлопать по самому столу — при этом здоровый ребенок должен моргнуть веками:
2) для выяснения зрения врач проводит ярким предметом на высоте 30 см над глазами лежащего малыша с одной стороны на другую — при развитом зрении глаза ребенка должны следить за движением предмета.
До конца первого года возникает сенсорная речь: понимание малышом отдельных слов, которые звучат со стороны. Это обнаруживается поворотом головы, потягиванием ручек и т.д.
Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда он начинает аукать. Произношение первых звуков называется гуление (а, гу-у, э-э-э и т.д. — гул голосов англ. hum, buzz).
В 6 месяцев ребенок произносит отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и др.), не понимая их смысла, что называется лепет .
К концу первого года жизни в лексиконе малыша уже 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, на, папа, мама и др.). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам — кушать, ав-ав — собачка, тик-так — часы и т.п.).
В 2 года запас слов доходит до 300, появляются краткие предложения.
Высшая нервная деятельность. Этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Он является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет.
Кроме рассмотренных критериев НПР, для оценки состояния нервной системы врач-педиатр выясняет v новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов. Все безусловные рефлексы в зависимости от времени их существования и развития разделены на 3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.
Рассмотрим основные безусловные рефлексы.
СТОЙКИЕ РЕФЛЕКСЫ существуют на протяжении всей жизни.
Основные из них:
- глотательный;
- сухожильные рефлексы конечностей(один из примеров — удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе);
- роговичный(легкое прикосновение мягкой бумагой или ваткой к роговице глаза вызывает смыкание век; называется еще корнеальный рефлекс);
- конъюнктивальный(похож на роговичный; вызывается таким же методом, но с конъюнктивы);
- надбровный(постукивание по внутреннему краю надбровной дуга вызывает смыкание век; называется еще орбикулопальпебральный рефлекс).
ТРАНЗИТОРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте.К ним относятся:
- оральные=стволовые рефлексы (дуга замыкается в продолговатом мозге);
- спинальные рефлексы (дуга замыкается на уровне спинного мозга);
- миелоэнцефальные позотонические рефлексы (регулируются центрами продолговатого и среднего мозга).
К основным оральным рефлексам относятся:
- сосательный рефлекс(10-12 мес, у детей южных стран планеты — 1,5-2 года — здесь и далее в скобках после названия рефлекса указана продолжительность его существования);
- поисковый рефлекс=Куссмауля(3-4 мес.) — при поглаживании кожи в области угла рта (к губам не прикасаться!) ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя ;
- хоботковый рефлекс(2-3 мес.) — при нежном поколачивании пальцем по губам ребенка он вытягивает их вперед в виде хоботка ;
- ладонно-рото-головной рефлекс=Бабкина(отечественный педиатр XX века) (2-3 мес.) — при надавливании большими пальцами на ладони ребенка малыш открывает рот и наклоняет голову вперед к груди .
К основным спинальным рефлексам относятся:
- защитный рефлекс(2 мес.) — если положить новорожденного на живот, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону ;
- рефлекс опоры(2 мес.) — врач удерживает ребенка в подмышечной области со спины и одновременно поддерживает голову. Ребенок при этом сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах. Если малыша опустить вниз так, чтобы он притрагивался стопами к столу, ребенок плотно упирается ножками ;
- рефлекс автоматической походки (2 мес.) — если в состоянии рефлекса опоры туловище ребенка немного наклонить вперед, он делает шаги вперед ;
- хватательный рефлекс Робинсона (канадский педиатр) (3 мес.) — рефлекс заключается в том, что малыш плотно удерживает пальцы врача, вложенные в его ладони; иногда при этом ребенка можно поднять ;
- рефлекс Моро (4 мес). Существует несколько способов его установления, при которых реакция ребенка одинаковая:
• при ударе двумя руками по поверхности, на которой находится ребенок (на расстоянии 15-20 см от головы), он вначале широко разводит руки в стороны и разгибает пальцы — первая фаза рефлекса Моро, а затем возвращает руки в прежнее положение — вторая фаза рефлекса Моро;
• удерживая ребенка на руках, резко опустить его вниз на 15-20 см (возникает I фаза), в дальнейшем поднять в прежнее положение (возникает II фаза);
• относительно быстро разогнуть ребенку нижние конечности;
• это может быть продолжением хватательного рефлекса — несколько подтянуть ребенка за пальцы (не поднимая над столом) и тут же отпустить их; после этого возникают одна за другой 2 фазы рефлекса Моро;
• похлопать по бедру;
• похлопать по ягодице;
- рефлекс Кернига) (4 мес). Внимание! Рефлекс является показателем состояния мозговых оболочек, корешков спинного мозга, пирамидной системы.
Если согнуть ногу ребенка в коленном и тазобедренном суставах (в лежачем положении), то потом разогнуть ее в коленном суставе невозможно ;
- рефлекс ползания=Бауэра (4 мес.) — если положить ребенка на живот, то он старается поднять голову и выполнить одновременно ползающие движения; а если плотно прижать руку к стопе ребенка, то он активно от нее отталкивается;
- рефлекс Бабинского =подошвенный рефлекс (4-6 мес, иногда до 1-2 лет). Внимание! Рефлекс является показателем состояния пирамидное системы.
При царапании подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам происходит медленное тыльное разгибание большого пальца ноги и в меньшей степени других пальцев . Реакция II-V пальцев может быть другой — они могут расправляться веером , или оставаться неподвижными, или незначительно согнуться;
- рефлекс Галанта (3-4 мес.) — если ребенка положить на бок и первым и вторым пальцами провести по паравертебральным линиям сверху вниз (от шеи к ягодицам), то это вызывает дугообразное изменение туловища в сторону раздражителя;
- рефлекс Переса (3-4 мес). Внимание! Рефлекс вызывает боль. Если ребенка положить на живот и, несколько надавливая, провести указательным пальцем от копчика до шеи по остистым отросткам позвоночника , то это вызовет у ребенка:
• кратковременное апноэ (остановку дыхания), а в дальнейшем резкий крик;
• поднятие головы и таза (форма лордоза);
• изгибание конечностей;
• гипертонус мышц;
• иногда — дефекацию и мочеиспускание.
Косновным миелоэнцефальным позотоническим рефлексам относятся:
- симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) (до 2 мес.) — если малышу в лежачем положении голову пассивно согнуть, то верхние конечности согнутся, а нижние — вытянутся вдоль (возникает соответственно гипертонус сгибателей и разгибателей ); при разгибании головы возникнут противоположные изменения;
- асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) (до 2-3 мес.) — если ребенку в лежачем положении повернуть голову в одну сторону так, что подбородок прикоснется плеча, то в той же стороне снижается тонус конечностей и может возникнуть их кратковременное вытягивание, а на противоположной стороне конечности согнутся, так как тонус их повышается.
К основным установочным рефлексам , которых нет сразу после рождения, а формируются они в определенном возрасте, относятся:
- верхний рефлекс Ландау (появляется в 4 мес.) — находясь на животе, ребенок поднимает голову, верхнюю часть туловища и, опираясь руками, удерживается в таком положении ;
- нижний рефлекс Ландау (появляется в 5-6 мес.) — находясь на животе, ребенок разгибает и поднимает ноги .
При оценке результатов исследования безусловных рефлексов нужно учесть:
- их наличие или отсутствие;
- при наличии — симметричность;
- время появления и исчезновения;
- соответствие выраженности рефлекса возрасту ребенка.
Вывод. При нормальном нервно-психическом развитии ребенка безусловные рефлексы должны своевременно возникнуть и своевременно исчезнуть.
Трактовка нарушений развития:
1) отсутствие рефлексов в необходимом возрасте является признаком задержки нервно-психического развития;
2) рефлексы считаются патологическими, если они имеют место у ребенка в том возрасте, в котором должны отсутствовать.
Общие правила определения НПР:
- в теплом помещении;
- через час после кормления и не на голодный желудок;
- вначале выясняется состояние всех пяти признаков;
- после этого оценка безусловных рефлексов начинается с позы ребенка на спине, затем на животе, в последнюю очередь — в вертикальном положении, а также те, которые вызывают боль (!!!).
Для точной оценки своевременности становления НПР в зависимости от возраста ребенка условно выделено 6 этапов:
1этап | - | 0-1 месяц; |
II этап | - | 1-3 месяца; |
III этап | - | 3-6 месяцев; |
ГУ* этап | - | 6-9 месяцев; |
Уэтап | - | 9-12 месяцев; |
VI этап | - | 1-3 года. |
Поэтому после оценки выраженности всех 5 критериев, проявления безусловных рефлексов необходимо сопоставить полученные данные с возрастом ребенка.
В норме показатели НПР должны соответствовать указанному возрастному этапу его становления. Иногда при развитии этих критериев порядок их становления может быть несколько нарушен: один из них пойдет на 1 этап вперед, другой — на 1 этап отстает. Длительное заболевание и недостаточное воспитание могут привести к допустимому отставанию всех показателей только на 1 этап. Но не более. Такая задержка становления нервной системы считаетсяфункциональной.
Отставание НПР на 2 и более этаповуказывает на патологическую задержку развития и в таком случае ставится диагноз: энцефалопатия.
При нормальном развитии ребенка к2 годам все критерии должны прийти к финишу. Если это не наступает, то после двух лет ставится конкретный диагноз: олигофрения, гидроцефалия, эпилепсия и т.п.
20. Центральные органы иммунной системы
Вилочковаяжелеза (тимус) — источник Т-лимфоцитов.Железа закладывается на 6 неделе внутриутробного развития, лимфоциты в ней появляются на 2-3 месяце жизни плода.
После рождения железа является относительно зрелым органом, состоящим из двух долей, окруженных капсулой: корковые перегородки от капсулы разделяют доли на дольки.
Под капсулой находится корковое вещество, в котором имеется много малых лимфоцитов, обладающих значительной митотической активностью. Мозговое вещество тимуса складывается, в основном, из ретикулярных клеток и местами из компактных скоплений эпителиальных клеток, подвергающихся уплощению, — телец вилочковой железы. Лимфоцитов в мозговом веществе мало.
Около 90% лимфоцитов разрушается в самом же тимусе, а остальные 10% под влиянием гормонов вилочковой железы созревают и приобретают иммунную функцию. Окончательно созревает тимус в 12-15 лет. После этого начинается возрастная, так называемая физиологическаяинволюция — снижается образование гормонов, цитопоэз, а также уменьшается сама зона коркового вещества.
К сожалению, кроме возрастной, необратимой инволюции, под влиянием разнообразных действий (антибиотики, экологические факторы, стрессовые состояния) может развиться так называемая обратимая инволюция тимуса. Такое развитие событий особенно опасно в раннем детском возрасте. Оба вида инволюции могут привести к развитию вторичной иммунологической недостаточности.
Если возрастная инволюция не наступает,что бывает редко, то при этом возникает дефицит гормональной функции надпочечников. Все это приводитк тяжелому течению воспалительных процессов, а также увеличению частоты злокачественных заболеваний.
В костном мозгеклетки гемопоэза появляются на 12-14 неделях внутриутробного развития. На 20 неделе мозг является источником стволовых клеток миело- и лимфопоэза. До конца беременности они образуются лишь в костном мозге.