Сравнительная перкуссия лёгких
Часть II
Перкуссия
Перкуссия (лат. percussio—выстукивание) — это объективный метод физической диагностики, основанный на выстукивании определённых участков тела для того, чтобы получить звуковой феномен — перкуторный звук (тон) и оценить его физические свойства.
При нанесении перкуторного удара возникают колебательные движения в подлежащих органах и тканях, которые распространяются внутрь тела и затем отражаются во внешнюю среду — воздух в виде звуковых волн, воспринимаемых нашим органом слуха в виде того или иного звука.
Физическая характеристика перкуторного звука определяется амплитудой, частотой, продолжительностью колебательных движений, находящихся в зависимости от строения подлежащих органов, особенностей проводящих сред, а также от силы и способа перкуссии, от состояния и свойств грудной и брюшной стенки на данном участке. Необходимо подчеркнуть, что основное влияние на качество перкуторного звука оказывает та или иная степень содержания воздуха, плотного вещества и жидкости в органах. При перкуссии различных органов возникает 3 вида перкуторных звуков:
1. Лёгочный; 2. Тимпанический; 3. Тупой.
Лёгочный звук встречается над нормальными, неизменёнными лёгкими — воздухсодержащим органом. Этот перкуторный звук ясный, громкий, низкий, продолжительный. В физическом смысле он приближается к шуму, так как состоит из различных тонов неодинаковой высоты, силы и продолжительности.
При перкуссии тонкостенных полых органов (желудок, кишечник, гортань, трахея), которые по анатомическому строению представляют собой более или менее значительную воздухо -или газосодержащую полость, выстукивается ещё более сильный и продолжительный, чем лёгочный звук. Такой перкуторный звук весьма напоминает звук при ударе по барабану, поэтому он получил название барабанного тимпанического (пер. с греч. тимпан — барабан). Барабанный — тимпанический звук с физической точки зрения приближается к тону, насыщенному рядом гармоничных ему обертонов, что придаёт этому звуку музыкальный характер. Легочный звук в отличие от тимпанического не музыкален, так как состоит из многочисленных разнородных тонов, а присутствующие обертоны в лёгочном звуке значительно преобладают над основным тоном и совершенно его заглушают. Исходя из этого лёгочному звуку дано название нетимпанического (немузыкального). Характерные свойства тимпанического звука (громкий, продолжительнее и ниже, чем лёгочный звук, музыкальный) обусловлены его происхождением, а именно тем, что более или менее значительные по объёму полости воздухо -или газосодержащих органов представляют собой естественные объёмистые резонаторы, которые хорошо отражают и усиливают звук.
Над безвоздушными органами (печень, селезёнка) или полостными органами, содержащими жидкость при перкуссии выстукивается тихий, тупой, короткий, высокий перкуторный звук. Подобный звук появляется над мышечной массой бедра, поэтому такой перкуторный звук получил название бедренного звука.
Создателем метода перкуссии является венский врач Ауенбруггер, который в 1761 году изложил в своём сочинении: «Новое изобретение, состоящее из перкуссии человеческой грудной клетки, как признака (способа) распознавания болезней, скрытых в грудной полости» технику и методику этого способа исследования. Пионером введения перкуссии в России был видный терапевт Московского университета Т. И. Сокольский; им была предложена пальцевая — бимануальная перкуссия (1835), позднее усовершенствованная Герхардтом и ныне широко используемая в клинической практике под названием пальце-пальцевой перкуссии.
Виды и способы перкуссии
I. В зависимости от способа выполнения:
1. Непосредственная перкуссия, которая производится путём постукивания грудной клетки концами пальцев, сложенных в виде пирамиды (способ Ауенбруггера), одним или двумя пальцами по определённой исследуемой области тела. Недостатком этих способов является трудность получения интенсивного звука. Наибольшее распространение при непосредственной перкуссии получил способ В. П. Образцова, при котором перкуссия выполняется ударом указательного пальца правой руки при соскальзывании его со среднего пальца — метод соскальзывающей перкуссии, метод щелчка.
2. Посредственная перкуссия позволяет получить более громкий колоритный перкуторный звук. Посредственная перкуссия делится на: а) инструментальную (молоточко-плессиметровая перкуссия по способу Барри, палочко-плессиметровая перкуссия по Гейбнеру), которая практически не применяется в настоящее время; б) бимануальную (дигитальную) перкуссию (способ Г. Н. Сокольского, который использовал один или два пальца левой руки в качестве плессиметра, а верхушки 2—3-х сложенных вместе пальцев правой руки — для перкуторных ударов, способ Герхардта — пальце-пальцевая перкуссия средними пальцами той или другой руки: левым в качестве пальца-плессиметра, правым — для нанесения перкуторных ударов, способ Плеша — средний палец левой руки согнутый под прямым углом в первом межфаланговом сус-таве в качестве плессиметра, средний палец правой руки в качестве молоточка для нанесения перкуторных ударов). Все перечисленные способы перкуссии в настоящее время имеют только исторический интерес, за исключением способов Герхардта, Образцова и Плеша, которые широко используются сегодня в практической медицине при обследовании больных.
II. В зависимости от силы нанесения перкуторного удара:
1. Поверхностная перкуссия производится ударами средней силы, для того, чтобы получить информацию о физических свойствах тканей, расположенных на глубине 2—4 см от по верхности тела. С помощью поверхностной перкуссии можно определить топографию (месторасположение) органа — топографическая перкуссия, а также отграничить один орган от другого — отграничительная перкуссия.
2. Глубокая перкуссия выполняется более сильными ударами, вызывающими колебания тканей предлежащих органов на глубину более 4 см, обычно до 6 см. Этот вид перкуссии имеет своей целью выявление более глубоко расположенных болезненных очагов. Дня получения представления об истинных (анатомических) границах более глубоко залегающих органов (сердце, печень, селезёнка) используют глубоко-пальпаторную перкуссию по Эбштейну. При этом виде перкуссии необходимо избегать отрывистых ударов, задерживая палец-молоточек на пальце-плессиметре в момент удара на некоторое время, т. е. перкутировать и одновременно как бы ощупывать с целью улавливания степени резистентности перкутируемого органа.
3. Минимальная (тишайшая, пороговая, предельная) перкуссия по способу Гольдшейдера выполняется очень слабыми ударами, вызывающими колебания тканей на глубину около 1 см При этом виде перкуссии удары наносятся пальцем по пальцу в виде лёгких как бы дотрагиваний до тела исследуемого; возникающий при этом звук лежит в зоне «порога восприятия» нашим органом слуха, В этом случае легко воспринимается на слух разница между почти полным отсутствием звука над безвоздушными органами и моментом появления очень .слабого звука над воздухоносными органами. Минимальная перкуссия должна выполняться в условиях полной тишины, перкуторные удары направляют сагиттально, больной должен ровно и спокойно дышать или задержать дыхание при полном выдохе. Для того, чтобы звуковые колебания при этом виде перкуссии проникали вглубь и нераспространялись значительно в стороны, необходимо использовать способ Плеша, при котором палец-плессиметр приставляют к перкутируемому участку в согнутом состоянии под прямым углом в первом межфаланговом сочленении, а концевая фаланга удерживается лишь с лёгким давлением. Необходимо подчеркнуть, что при этом виде перкуссии лучше перкутировать от воздухоносного органа к безвоздушному, например: при определении ширины сосудистого пучка, перкутируя над лёгкими исследователь улавливает чуть слышимый звук, но лишь только перкуторные удары начинают вызывать колебания сосудов, лёгочный звук исчезает.
Ш. В зависимости от поставленной цели:
1. Топографическая перкуссия — установить топографию (месторасположение, размер, границы) органов, разграничить те или иные перкутируемые анатомические образования;
2. Сравнительная перкуссия ставит своей задачей сравнение анатомически одинаково расположенных перкутируемых объектов.
Перкуссия является одним из простых, легко выполняемых и доступных методов физического исследования, позволяющий получить необходимую информацию о состоянии органов у постели больного. Игнорирование данного метода исследования ведёт к возникновению диагностических ошибок. Всё это диктует необходимость для каждого студента, вступающего в клинику, подробного ознакомления с перкуссией и овладения ею. Непременным условием для овладения перкуссией является многодневный труд — постоянные упражнения по освоению техники, различных способов и видов этого метода исследования.
Сравнительная перкуссия лёгких
Перкуссия лёгких начинается со сравнительной перкуссии, названной так потому, что она выполняется с обеих сторон грудной клетки на строго симметричных участках. При таком виде перкуссии можно быстро получить представление о состоянии лёгких, памятую о том, что на симметричных участках грудной клетки с обеих сторон у здорового человека возникает практически одинаковый звук.
Условия при выполнении перкуссии:
1. Перкуссию лёгких лучше производить в вертикальном (стоя или сидя) положении, но это всецело зависит от состояния больного;
2. Больной должен, по мере возможности ровно и спокойно дышать;
3. Руки больного должны быть опущены, так же как слегка опущена голова и установлена прямо, т. е. сагиттально.
4. Вид перкуссии:
В зависимости от силы нанесения перкуторного удара при сравнительной перкуссии используется поверхностная и глубокая пальпаторная перкуссия для того, чтобы иметь представление о состоянии не только поверхностных, но и глубоких участках лёгких с обеих сторон.
Техника и методика перкуссии:
Приступая к сравнительной перкуссии лёгких необходимо соблюдать непременные условия: а) при интактных (здоровых) легких необходимо перкутировать поочерёдно правое, а затем левое лёгкое, при поражении лёгких с той или другой стороны, — перкутировать вначале со здоровой стороны, переходя на поражённую сторону грудной клетки; б) палец-плессиметр на каждом данном уровне должен располагаться строго симметрично в отношении противоположной стороны.
Вначале перкутируют верхушки лёгких в надключичных ямках. Палец-плессиметр помещают тотчас выше ключицы над серединой её расстояния и параллельно ей. Наносят 2 иногда (реже) 3 удара средней силы, применяя вначале поверхностную перкуссию с той и другой стороны, а затем глубокую — пальпа-торную. Необходимо отметить, что перкуторный звук над ключицей справа у здорового человека по продолжительности несколько отличается от такового звука слева вследствие того, что справа выражена толщина мышц и более низкое стояние правой верхушки лёгкого. Справа перкуторный звук короче, чем слева, но он сохраняет все присущие лёгочному звуку остальные физические параметры, поэтому практически можно считать, что в надключичных ямках с обеих сторон у здорового человека одинаковый ясный лёгочный звук.
Затем переходят к сравнительной перкуссии под ключицами, в 1-ом межрёберье. Плессиметр ставят в 1-ом межрёберье по парастернальной линии параллельно ходу рёбер. Во втором межреберном промежутке палец-плессиметр располагают параллельно ходу рёбер между парастернальной и сосковой линиями, а в третьем — по сосковой линии также параллельно ходу рёбер. Звук слева во II и III межреберьях несколько короче, чем справа, вследствие близости сердца. Необходимо подчеркнуть, что палец-плессиметр следует переставлять приподнимая его каждый раз, а не сдвигать вместе с кожей; поскольку это может способствовать искусственному изменению качества перкуторного звука. Сравнительная перкуссия спереди должна заканчиваться на уровне III межреберья, поскольку в IV и далее межреберьях характер звука слева резко изменяется от подлежащего здесь сердца. Далее производится сравнительная перкуссия в ямках Моренгейма, где палец-плессиметр прикладывают вертикально.
Затем переходят к перкуссии боковых отделов грудной клетки. Для лучшего доступа при перкуссии боковых отделов больного просят удерживать руки на голове.
В начале палец-плессиметр ставят вертикально по средней аксиллярной линии тотчас же в подмышечной впадине, т. е. строго перпендикулярно вершине подмышечной впадины.
Затем в IV и V межреберьях, где палец-плессиметр ставят параллельно ходу рёбер по средней аксиллярной линии. В норме лёгочные звуки по аксиллярным линиям отличаются между собой, вследствие близости предлежащих органов. Справа звук короче из-за близкого расположения печени.
В VI и ниже межрёберных промежутках сравнительная перкуссия не проводится, т. к. качество перкуторного звука с обеих сторон резко отличается, вследствие расположения справа печени, а слева — желудка, селезёнки (пространство Траубе).
После этого переходят к сравнительной перкуссии задней поверхности грудной клетки. Для удобства проведения сравнительной перкуссии сзади, больному предлагают сложить крестообразно руки на груди, что способствует увеличению межлопаточных пространств, некоторому расширению межрёберных промежутков и более ровной поверхности спины, вследствие чего увеличивается ясность перкуторного звука.
Вначале перкутируют в надлопаточных областях, где палец-плессиметр ставят перпендикулярно к наклону плеч, помещая его на середине свободного края трапециевидной мышцы.
В межлопаточном пространстве палец-плессиметр ставят параллельно позвоночнику на середине расстояния между внутренним краем лопатки (на уровне середины) и позвоночником.
Под лопатками палец-плессиметр ставят по лопаточной линии, тотчас ниже угла лопатки, параллельно ходу рёбер.
Наконец на лопатках палец-плессиметр ставят ниже sp. scapulae посредине лопатки в вертикальном или горизонтальном направлении.
Перкуторные удары при сравнительной перкуссии сзади должны быть намного сильнее, чем спереди, вследствие более выраженной толщины мышц и подкожно-жирового слоя.