Внутреннее смысловое единство
Советы эссеистам
1. Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (одна из основных жанрообразующих признаков эссе – парадоксальность) авторская позиция.
2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношение автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.
3. Определить, какой будет логика текста: интуитивной или хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.
4. В эссе важен диалог с читателем. Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, может быть один из самых простых приемов – риторические вопросы. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения.
5. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок.
Можно попробовать включить в эссе в качестве вступления этюд. Можно написать эссе с «обрамлением», т.е. начать и закончить этюдом. Его задача – создать настроение, углубить звучание основной части. Содержанием самого этюда может быть любая пейзажная зарисовка, описание вашего настроения, когда только что закончился очередной урок и т.д. Словом, это должен быть «моментальный снимок» состояния души, вашего яркого впечатления, лирического переживания. Помните главное: в этюде должно быть особое настроение, эмоциональная заряженность даже при внешней сдержанности повествования.
Итак, жанр эссе требует от автора не только продемонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет.
Еще раз о признаках эссе
Наличие конкретной темы либо вопроса
Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Тема всегда конкретна.
Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления
Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.
Небольшой объем
Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но для хорошего эссе бывает достаточно и одного листа, нескольких емких, побуждающих к размышлению фраз.
Свободная композиция
Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок.
Непринужденность повествования
Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем, чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений.
Парадоксальность
Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, ярко е высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы (таковы, например, темы эссе Владимира Набокова «Пушкин, или Правда и правдоподобие» или «Похвала скуке» Иосифа Бродского)
Внутреннее смысловое единство
Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
Открытость
Эссе остается незавершенным – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытые, на полный, законченный анализ.
Успехов в написании эссе!