Логические отношения между понятиями
Так как все предметы мира находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.
Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, "симфоническая музыка" и "солнечное затмение", "воздушное пространство" и "библиотека "). Сравнимыминазываются понятия, имеющие общие признаки (например, "язык" и "иностранный язык", "экономист" и "работник банка "). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые.
Совместимые - это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Несовместимые - это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.
Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера),где каждый круг обозначает объем понятия , а каждая точка - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.
В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону ( признак ) данного предмета или класса однородных предметов. Например, "автор рассказа "Человек в футляре" и "автор рассказа "Каштанка"
В отношении пересечения находятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, пересекающимися понятиями являются "студент" и "филателист" (А и В ): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты - студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.
В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия "герой" ( А ) и "театральный герой" ( В ). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие "театральный герой" полностью входит в объем понятия "герой".
При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.
В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия ( В и С )- это виды одного рода ( А ), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, "должностное преступление" ( А ), "взятка" ( В ), "растрата" ( С ).
В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Например, "демократическое государство" и "тоталитарное государство " ( А и В ), "свой" и "чужой", "храбрость" и "трусость" и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.
В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, "знающий философию" и "незнающий философию", "друг" и "недруг" и т.д. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются. Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, над понятиями.
9. Обобщение, ограничение и деление понятий.
Для достижения определенных целей в рассуждениях нам приходится производить над понятиями определенные операции, т.е. подвергать их изменениям.
Операция обобщения понятия заключается в том, что для исходного понятия ищется более широкое понятие, которое является для него родовым. Если обобщение это переход от вида к роду, то ограничения понятия – это операция обратная по отношению к операции обобщения, и ее суть заключается в переходе от рода к виду. Обобщением понятия «студент» будет понятие «учащийся» и обратно, ограничением понятия «учащийся» будет понятие «студент».
Очевидно, что результат обобщения и ограничения понятия не определяется однозначно. Например, обобщением понятия «щелочной метал» будет и понятие «металл» и понятие «химический элемент». Обратно, ограничением понятия «химические элемент» будут и понятие «металл» и понятие «галоген» и т.д. Особый интерес для логики и познания вообще представляет деление понятия приводящее к более или менее однозначным результатам.
Деление понятия – это такое его ограничение, при котором ставится задача отыскания всех его видов. То понятие, объем которого делится, называется делимым. Виды, получаемые в результате деления – членами деления; а признак, по которому осуществляется деление, – основанием деления.
Частным и самым простым типом деления является дихотомическое деление, при котором по наличию или отсутствию какого-то признака (основание деления) объем понятия А делится на два противоречащих понятия В и не - В, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Так, понятие «почвы» дихотомически делятся на понятия «черноземные почвы» и «нечерноземные почвы». Понятие «лес» - на понятия «лиственный лес» и «не лиственный лес» и т.д.
Но дихотомическое деление не лишено недостатков. Разделив понятие на два противоречащих понятия, мы каждый раз оставляем слишком неопределенной ту часть объема понятия, которая содержит частицу «не». Если, например, нам известно, относительно ученых только то, что они делятся на «биологов» и «не биологов», то вторая группа крайне неопределенна.
В общем случае делимое понятие делится на соподчиненные понятия, причем некоторые из последних могут в свою очередь делится на соподчиненные и т.д. Например, в химии все вещества делят сначала на простые и сложные. Простые вещества делят на металлы и не металлы. Металлы в свою очередь делят на щелочные и не щелочные и т.д.