Требования к оформлению контрольной работы 3 страница

2 Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является ошибочным, значит, ложно также, что некоторые положения Аристотеля не являются ошибочными.

3 Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами.

Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность.

1 Все ягоды съедобны.

2 Все люди жизнерадостные.

3 Ни один специалист не застрахован от ошибки.

Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.

1 Большинство студентов успешно сдают логику.

2 Многие студенты хорошо сдают ОФП.

3 Все студенты сдают экзамены.

Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:

1 Х не знает Y и Y не знает Х.

2 Если Х не знает Y, то Y знает Х.

3 Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х.

Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения.

1 Некоторые деревья не растут в северных широтах.

2 Ни одна захватническая война не является справедливой.

3 Все студенты нашей группы приняли участие в научной конференции.

Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения.

Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения.

1 Спорт никому не прощает лени.

2 Некоторые спортсмены достойны восхищения.

3 Все спортсмены люди ответственные.

Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.

Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.

1 Слава изнашивается - значит….

2 Некоторые легкие чувства часто длятся очень долго – значит…

3 Холостяк – это мужчина, которому удалось не найти жену – значит…

Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.

Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту.

1 Ничто разумное не ставит меня в тупик.

2 Некоторые полезные ископаемые редки.

3 Все дороги ведут в Рим.

Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.

Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.

1 Порядочный человек; друг; лицемер.

2 Страус; птица; позвоночное.

3 Мышьяк; лекарство; яд.

Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.

1 Все единоборцы занимаются ОФП, и все лыжники занимаются ОФП, значит, некоторые лыжники – единоборцы.

2 Ни один преподаватель не любит «халявы». Каждый студент любит «халяву». Ни один студент не является преподавателем.

3 Некоторые студенты не написали контрольную работу по логике, а ни один, не написавший такой работы, не может рассчитывать на зачет. Значит, некоторые студенты не могут рассчитывать на зачет.

Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.

1 Если кто похитил вещь, то он постарается ее спрятать, а обвиняемый вещь не спрятал. Значит…

2 Если бы цветы поливали, то они не засохли бы. Но они засохли. Ясно….

3 Если Аристотеля можно считать непогрешимым авторитетом, то логику стоит изучать. Но Аристотеля нельзя считать непогрешимым авторитетом. Следовательно…

Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу.

1 Кто критикует, пусть предлагает альтернативу.

2 Если человек богат, то он счастлив.

3 Если студент имеет задолженности по дисциплинам, то его отчисляют.

Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма.

1 Иван – студент, поэтому он сдает логику.

2 У хороших преподавателей не бывает плохих студентов. Значит, ты не являешься хорошим преподавателем.

3 Этот студент не допущен к зачету, так как он не написал контрольную работу.

ВАРИАНТ № 7

Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются имен­ными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная).

1 Разность х2 и у3.

2 х – самый первый чемпион мира по биатлону.

3 Правильная дробь у больше дроби 213

Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения.

1 Мастер спорта.

2 Студент.

3 Спортсмен.

4 Преподаватель.

5 Футболист.

6 Декан.

7 Красивая девушка.

Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

1 Доктор.

2 Метро.

3 Художник.

Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними.

1 Море.

2 Композитор.

3 Валюта.

Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия.

1 Добрый.

2 Молодой.

3 Активный.

Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем.

1 Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, корова, дикое животное.

2 Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь

Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.

1 Каждое время года имеет свое название.

2 Судьинезависимы и подчиняются только закону.

3 Каждое государство имеет свою конституцию.

Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию.

1 Коллекция почтовых марок была уникальна.

2 Родственные отношения обязывают.

3 Безбилетный пассажир должен выйти на следующей остановке.

Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий.

1 Молодежная организация – экологическая организация.

2 Опера – опера П.И. Чайковского «Орлеанская дева».

3 Закрытая книга – неоткрывавшаяся книга.

Упражнение 10. Обобщите понятия.

1 Доктор наук.

2 Справедливость.

3 Каратэ.

Упражнение 11.Ограничьте понятия.

1 Время года.

2 Автомобиль.

3 Оценка.

Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение.

1 Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.

2 Слон – большое африканское животное.

3 Железные дороги – средство общения людей между собой.

Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.

1 Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство.

2 Кокаин – ядовитое вещество, добываемое из тропического растения.

3 Альтруизм – бескорыстная забота о благе других.

Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила.

1 Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную.

2 Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

3 Церкви делятся православные и католические, высокие и низкие.

Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.

1 Спортсмен.

2 Тренер.

3 Вид спорта.

Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

1 Некоторые студенты являются спортсменами.

2 Русские завоевали треть медалей на Олимпийских играх в Лондоне.

3 Ни один студент не горит желанием делать контрольную по логике.

Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество).

1 Ни один студент нашей группы не имеет задолженности по логике.

2 Все занятые нашей командой места были призовыми.

3 Ни один судья не поставил высокой оценки.

Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката.

1 Майкл Фелпс – выдающийся пловец.

2 Некоторые студенты не понимают логику.

3 Россия является страной, завоевавшей медали на последней Олимпиаде.

Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются.

1 Ложно то, что все спортсмены – олимпийские чемпионы; значит ложно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы.

2 Истинно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы; значит, истинно то, что некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами.

3 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец.

Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность.

1 Некоторые институты не являются физкультурными.

2 Все студенты жизнерадостны.

3 Любое нарушение правил остается безнаказанным.

Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.

1 Ни один спортсмен не желает проиграть.

2 Каждый студент способен списать.

3 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации.

Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:

1 Если Х знает Y, то Y знает Х.

2 Если Х не знает Y, то Y знает Х.

3 Если Y не знает Х, то Х не знает Y.

Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения.

1 Некоторые студенты являются курящими людьми.

2 Некоторые единоборцы не являются «ударниками».

3 Все преподаватели являются справедливыми.

Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения.

Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения.

1 Некоторые кошки черные.

2 Ни один волк не травоядное.

3 Все машины дорогие.

Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.

Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.

1 Все тараканы – насекомые, следовательно…

2 Некоторые медведи не являются хищниками – значит …

3 Кошка – это лев на службе человека – значит…

Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.

Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту.

1 Ничто не заставит спортсмена «опустить руки».

2 Ни один спортсмен не сдаётся.

3 Всякий спорт – благо.

Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.

Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.

1 Такса; собака; домашнее животное.

2 Аборигены; амулет; современные женщины.

3 Порядочный человек; друг; лицемер.

Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.

1 Все королевы красоты имеют длинные волосы. Иван – имеет длинные волосы. Значит, Иван – королева красоты.

2 Некоторые нездоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силен. Значит, некоторые прожор­ливые люди не сильны.

3 Все студенты нашей группы успешно сдали экзамены. Иван успешно сдал экзамен. Значит, Иван – студент нашей группы.

Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.

1 Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эта бутылка лопнула. Значит…

2 Если человек много ходил, то он устал. Этот человек устал. Значит…

3 Если бензин дорожает, то цены на продукты растут. Цены на продукты не выросли. Ясно, что…

Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу.

1 Если я не решу экзаменационную задачу, то у меня не будет стипендии.

2 Кто много читает, тот много знает.

3 Если человек богат, то он счастлив.

Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма.

1 Иван не может участвовать в выборах, так как ему нет восемнадцати лет.

2 Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

3 «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав».

ВАРИАНТ № 8

Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются имен­ными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная).

1 х и у – студенты.

2 Город х расположен между городов у и z.

3 х2 + y2 = z2

Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения.

1 Офицер.

2 Повар.

3 Декан.

4 Баскетболист.

5 Отец.

6 Женщина.

Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

1 Аудитория.

2 Лекция.

3 Преподаватель.

Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними.

1 Мебель.

2 Тип темперамента.

3 Музыкальное произведение.

Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия.

1 Хороший.

2 Красный.

3 Здоровый.

Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем.

1 Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка.

2 Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар.

Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.

1 Студентывсегда голодны.

2 Олимпийские Игры проводятся раз в четыре года.

3 Нашиспортсменыне проигрывают.

Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию.

1 Нападающий удар в волейболеприносит очки

2 Студенты должны сдавать логику.

3 Дилетанты считают, что спорт полезен для здоровья.

Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий.

1 Закрытая дверь – запертая дверь.

2 Украденная вещь – пропавшая вещь.

3 Спортсмен – тренер.

Упражнение 10. Обобщите понятия.

1 Стадион.

2 Журнал «Теория и практика физической культуры».

3 Опера.

Упражнение 11. Ограничьте понятия.

1 Студент.

2 Тренер.

3 Спортсмен.

Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение.

1 Студент – учащийся.

2 Мост – это сооружение через реку.

3 Сто – это сто единиц.

Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.

1 Техника – наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия.

2 Индукция – логический переход от частного к общему.

3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций.

Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила.

1 Виды спорта делятся на олимпийские и летние.

2 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и не наших.

3 Газеты делятся на ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно.

Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.

1 Речь.

2 Сделка.

3 Понятие.

Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

1 Русские открыли северо-восточную границу Азии.

2 Часто победа на соревнованиях является катализатором зазнайства.

3 Всякий хирург является по образованию врачом.

Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество).

1 Все композиторы музыканты.

2 Ни один студент нашей группы не имеет высшего образования.

3 Все дни в мае были солнечными.

Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката.

1 Не бывает тортиков бесплатных.

2 Некоторые виды спорта являются зимними.

3 Ни в одном диктанте нет стольких ошибок как в этом.

Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются.

1 Ложно то, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит, истинно то, что некоторые сражения принесли Суворову победу.

2 Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является ошибочным, значит, ложно также, что некоторые положения Аристотеля не являются ошибочными.

3 Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами.

Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность.

1 Часть грибов являются съедобными.

2 Некоторые институты не являются физкультурными.

3 Не все студенты – дневники.

Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.

1 Любое занятие спортом приносит человеку пользу.

2 Все студенты сдают экзамены.

3 Все реки судоходны.

Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:

1 Х и Y не знают друг друга.

2 Y знает Х, или Х не знает Y.

3 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y.

Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения.

1 Ни одно растение – не хищник.

2 Некоторые рефлексы животных не являются безусловными.

3 Все бактерии вредны.

Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения.

Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения.

1 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом.

2 Все спортсмены люди ответственные.

3 Большинство глупых людей считают себя умными.

Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.

Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.

1 Все больные плохо себя чувствуют.

2 Ни одна книга не является скучной.

3 Некоторые студенты не являются успевающими.

Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.

Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту.

1 Некоторые люди обладают поразительной памятью.

2 Некоторые люди не разбираются в живописи.

3 Некоторые полезные ископаемые редки.

Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.

Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.

1 Единоборец; каратист; Иван.

2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта.

3 Аборигены; амулет; современные женщины.

Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.

1 В книге ценится или ее содержание, или форма изложения. В научной книге ценится ее содержание. Значит, в научной книге не ценится форма изложения.

2 На зачете оцениваются или знания или умения. На этом зачете оценивают знания. Значит, на этом зачете не оцениваются умения.

3 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал.

Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.

1 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит…

2 Иван не станет чемпионом, если он не выиграет эту встречу. Он выиграл эту встречу. Значит…

3 Если в силлогизме три термина, то он правильный. В данном силлогизме три термина. Следовательно….

Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу.

1 Если яблоки на яблоне созрели, то они падают.

2 Если эти растения замерзнут, то они погибнут.

3 Если мы не можем изменить обстоятельства, то мы вполне можем изменить свое отношение к ним.

Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма.

1 Эта победа не может быть признана, так как была достигнута с нарушением правил.

2 Иван – студент, поэтому он сдает логику.

3 Иван не изучает логику, и он не является студентом ЧГИФК.

ВАРИАНТ № 9

Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются имен­ными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная).

1 х – самая длинная река в мире.

2 Писатель х - современник писателя у.

3 Правильная дробь у больше дроби 213

Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения.

1 Экономист.

2 Дипломат.

3 Менеджер.

4 Мастер спорта.

5 Преподаватель.

6 Чемпион.

Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

1 Художник.

2 Осень.

3 Ученый.

Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними.

1 Городской транспорт.

2 Планета.

3 Литературное произведение.

Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия.

1 Сильный.

2 Здоровый.

3 Активный.

Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем.

1 Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил.

2 Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», ложка.

Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.

1 Занятия спортом формируют характер.

2 Судьиобъективны и следят за соблюдением правил.

3 Книга – лучший подарок.

Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию.

1 Проигрышогорчает.

2 Студенты должны сдавать логику.

3 Нулевоепонятие.

Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий.

1 Выносливость – скоростная выносливость.

2 Сила – скорость.

3 Город Чайковский – город.

Упражнение 10. Обобщите понятия.

1 Принтер.

2 Журнал «Начальная школа».

3 Самолет.

Упражнение 11. Ограничьте понятия.

1 Выносливость.

2 Педагогический прием.

3 Грибы.

Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение.

1 Пропеллер – устройство на спине у Карлсона.

2 Астроном – ученый, изучающий звезды.

3 Гидроэлектроэнергия вид возобновляемой энергии

Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.

1 Дедукция – логический переход от общего к частному.

2 Инстинкт – биологическая, врожденная форма поведения.

3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций.

Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила.

1 Правильные четырёхугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники.

2 Книги делятся на научные, учебные, детективные и скучные.

3 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и старательных.

Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.

1 Вид спорта.

2 Понятие.

3 Преподаватель.

Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

1 Лень никогда не приводит к добру.

2 Ни один студент не любит признавать свои ошибки.

3 Некоторые европейские страны – члены НАТО.

Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество).

Наши рекомендации