Требования к оформлению контрольной работы 3 страница
2 Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является ошибочным, значит, ложно также, что некоторые положения Аристотеля не являются ошибочными.
3 Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами.
Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность.
1 Все ягоды съедобны.
2 Все люди жизнерадостные.
3 Ни один специалист не застрахован от ошибки.
Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.
1 Большинство студентов успешно сдают логику.
2 Многие студенты хорошо сдают ОФП.
3 Все студенты сдают экзамены.
Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:
1 Х не знает Y и Y не знает Х.
2 Если Х не знает Y, то Y знает Х.
3 Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х.
Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения.
1 Некоторые деревья не растут в северных широтах.
2 Ни одна захватническая война не является справедливой.
3 Все студенты нашей группы приняли участие в научной конференции.
Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения.
Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения.
1 Спорт никому не прощает лени.
2 Некоторые спортсмены достойны восхищения.
3 Все спортсмены люди ответственные.
Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.
1 Слава изнашивается - значит….
2 Некоторые легкие чувства часто длятся очень долго – значит…
3 Холостяк – это мужчина, которому удалось не найти жену – значит…
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.
Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту.
1 Ничто разумное не ставит меня в тупик.
2 Некоторые полезные ископаемые редки.
3 Все дороги ведут в Рим.
Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Порядочный человек; друг; лицемер.
2 Страус; птица; позвоночное.
3 Мышьяк; лекарство; яд.
Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.
1 Все единоборцы занимаются ОФП, и все лыжники занимаются ОФП, значит, некоторые лыжники – единоборцы.
2 Ни один преподаватель не любит «халявы». Каждый студент любит «халяву». Ни один студент не является преподавателем.
3 Некоторые студенты не написали контрольную работу по логике, а ни один, не написавший такой работы, не может рассчитывать на зачет. Значит, некоторые студенты не могут рассчитывать на зачет.
Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если кто похитил вещь, то он постарается ее спрятать, а обвиняемый вещь не спрятал. Значит…
2 Если бы цветы поливали, то они не засохли бы. Но они засохли. Ясно….
3 Если Аристотеля можно считать непогрешимым авторитетом, то логику стоит изучать. Но Аристотеля нельзя считать непогрешимым авторитетом. Следовательно…
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу.
1 Кто критикует, пусть предлагает альтернативу.
2 Если человек богат, то он счастлив.
3 Если студент имеет задолженности по дисциплинам, то его отчисляют.
Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Иван – студент, поэтому он сдает логику.
2 У хороших преподавателей не бывает плохих студентов. Значит, ты не являешься хорошим преподавателем.
3 Этот студент не допущен к зачету, так как он не написал контрольную работу.
ВАРИАНТ № 7
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная).
1 Разность х2 и у3.
2 х – самый первый чемпион мира по биатлону.
3 Правильная дробь у больше дроби 213
Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения.
1 Мастер спорта.
2 Студент.
3 Спортсмен.
4 Преподаватель.
5 Футболист.
6 Декан.
7 Красивая девушка.
Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия.
1 Доктор.
2 Метро.
3 Художник.
Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними.
1 Море.
2 Композитор.
3 Валюта.
Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия.
1 Добрый.
2 Молодой.
3 Активный.
Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем.
1 Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, корова, дикое животное.
2 Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь
Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.
1 Каждое время года имеет свое название.
2 Судьинезависимы и подчиняются только закону.
3 Каждое государство имеет свою конституцию.
Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию.
1 Коллекция почтовых марок была уникальна.
2 Родственные отношения обязывают.
3 Безбилетный пассажир должен выйти на следующей остановке.
Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий.
1 Молодежная организация – экологическая организация.
2 Опера – опера П.И. Чайковского «Орлеанская дева».
3 Закрытая книга – неоткрывавшаяся книга.
Упражнение 10. Обобщите понятия.
1 Доктор наук.
2 Справедливость.
3 Каратэ.
Упражнение 11.Ограничьте понятия.
1 Время года.
2 Автомобиль.
3 Оценка.
Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение.
1 Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.
2 Слон – большое африканское животное.
3 Железные дороги – средство общения людей между собой.
Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.
1 Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство.
2 Кокаин – ядовитое вещество, добываемое из тропического растения.
3 Альтруизм – бескорыстная забота о благе других.
Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила.
1 Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную.
2 Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.
3 Церкви делятся православные и католические, высокие и низкие.
Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.
1 Спортсмен.
2 Тренер.
3 Вид спорта.
Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
1 Некоторые студенты являются спортсменами.
2 Русские завоевали треть медалей на Олимпийских играх в Лондоне.
3 Ни один студент не горит желанием делать контрольную по логике.
Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество).
1 Ни один студент нашей группы не имеет задолженности по логике.
2 Все занятые нашей командой места были призовыми.
3 Ни один судья не поставил высокой оценки.
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката.
1 Майкл Фелпс – выдающийся пловец.
2 Некоторые студенты не понимают логику.
3 Россия является страной, завоевавшей медали на последней Олимпиаде.
Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются.
1 Ложно то, что все спортсмены – олимпийские чемпионы; значит ложно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы.
2 Истинно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы; значит, истинно то, что некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами.
3 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец.
Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность.
1 Некоторые институты не являются физкультурными.
2 Все студенты жизнерадостны.
3 Любое нарушение правил остается безнаказанным.
Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.
1 Ни один спортсмен не желает проиграть.
2 Каждый студент способен списать.
3 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации.
Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:
1 Если Х знает Y, то Y знает Х.
2 Если Х не знает Y, то Y знает Х.
3 Если Y не знает Х, то Х не знает Y.
Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения.
1 Некоторые студенты являются курящими людьми.
2 Некоторые единоборцы не являются «ударниками».
3 Все преподаватели являются справедливыми.
Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения.
Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения.
1 Некоторые кошки черные.
2 Ни один волк не травоядное.
3 Все машины дорогие.
Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.
1 Все тараканы – насекомые, следовательно…
2 Некоторые медведи не являются хищниками – значит …
3 Кошка – это лев на службе человека – значит…
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.
Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту.
1 Ничто не заставит спортсмена «опустить руки».
2 Ни один спортсмен не сдаётся.
3 Всякий спорт – благо.
Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Такса; собака; домашнее животное.
2 Аборигены; амулет; современные женщины.
3 Порядочный человек; друг; лицемер.
Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.
1 Все королевы красоты имеют длинные волосы. Иван – имеет длинные волосы. Значит, Иван – королева красоты.
2 Некоторые нездоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силен. Значит, некоторые прожорливые люди не сильны.
3 Все студенты нашей группы успешно сдали экзамены. Иван успешно сдал экзамен. Значит, Иван – студент нашей группы.
Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эта бутылка лопнула. Значит…
2 Если человек много ходил, то он устал. Этот человек устал. Значит…
3 Если бензин дорожает, то цены на продукты растут. Цены на продукты не выросли. Ясно, что…
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу.
1 Если я не решу экзаменационную задачу, то у меня не будет стипендии.
2 Кто много читает, тот много знает.
3 Если человек богат, то он счастлив.
Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Иван не может участвовать в выборах, так как ему нет восемнадцати лет.
2 Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
3 «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав».
ВАРИАНТ № 8
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная).
1 х и у – студенты.
2 Город х расположен между городов у и z.
3 х2 + y2 = z2
Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения.
1 Офицер.
2 Повар.
3 Декан.
4 Баскетболист.
5 Отец.
6 Женщина.
Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия.
1 Аудитория.
2 Лекция.
3 Преподаватель.
Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними.
1 Мебель.
2 Тип темперамента.
3 Музыкальное произведение.
Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия.
1 Хороший.
2 Красный.
3 Здоровый.
Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем.
1 Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка.
2 Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар.
Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.
1 Студентывсегда голодны.
2 Олимпийские Игры проводятся раз в четыре года.
3 Нашиспортсменыне проигрывают.
Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию.
1 Нападающий удар в волейболеприносит очки
2 Студенты должны сдавать логику.
3 Дилетанты считают, что спорт полезен для здоровья.
Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий.
1 Закрытая дверь – запертая дверь.
2 Украденная вещь – пропавшая вещь.
3 Спортсмен – тренер.
Упражнение 10. Обобщите понятия.
1 Стадион.
2 Журнал «Теория и практика физической культуры».
3 Опера.
Упражнение 11. Ограничьте понятия.
1 Студент.
2 Тренер.
3 Спортсмен.
Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение.
1 Студент – учащийся.
2 Мост – это сооружение через реку.
3 Сто – это сто единиц.
Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.
1 Техника – наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия.
2 Индукция – логический переход от частного к общему.
3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций.
Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила.
1 Виды спорта делятся на олимпийские и летние.
2 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и не наших.
3 Газеты делятся на ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно.
Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.
1 Речь.
2 Сделка.
3 Понятие.
Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
1 Русские открыли северо-восточную границу Азии.
2 Часто победа на соревнованиях является катализатором зазнайства.
3 Всякий хирург является по образованию врачом.
Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество).
1 Все композиторы музыканты.
2 Ни один студент нашей группы не имеет высшего образования.
3 Все дни в мае были солнечными.
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката.
1 Не бывает тортиков бесплатных.
2 Некоторые виды спорта являются зимними.
3 Ни в одном диктанте нет стольких ошибок как в этом.
Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются.
1 Ложно то, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит, истинно то, что некоторые сражения принесли Суворову победу.
2 Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является ошибочным, значит, ложно также, что некоторые положения Аристотеля не являются ошибочными.
3 Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами.
Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность.
1 Часть грибов являются съедобными.
2 Некоторые институты не являются физкультурными.
3 Не все студенты – дневники.
Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.
1 Любое занятие спортом приносит человеку пользу.
2 Все студенты сдают экзамены.
3 Все реки судоходны.
Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:
1 Х и Y не знают друг друга.
2 Y знает Х, или Х не знает Y.
3 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y.
Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения.
1 Ни одно растение – не хищник.
2 Некоторые рефлексы животных не являются безусловными.
3 Все бактерии вредны.
Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения.
Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения.
1 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом.
2 Все спортсмены люди ответственные.
3 Большинство глупых людей считают себя умными.
Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.
1 Все больные плохо себя чувствуют.
2 Ни одна книга не является скучной.
3 Некоторые студенты не являются успевающими.
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.
Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту.
1 Некоторые люди обладают поразительной памятью.
2 Некоторые люди не разбираются в живописи.
3 Некоторые полезные ископаемые редки.
Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Единоборец; каратист; Иван.
2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта.
3 Аборигены; амулет; современные женщины.
Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.
1 В книге ценится или ее содержание, или форма изложения. В научной книге ценится ее содержание. Значит, в научной книге не ценится форма изложения.
2 На зачете оцениваются или знания или умения. На этом зачете оценивают знания. Значит, на этом зачете не оцениваются умения.
3 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал.
Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит…
2 Иван не станет чемпионом, если он не выиграет эту встречу. Он выиграл эту встречу. Значит…
3 Если в силлогизме три термина, то он правильный. В данном силлогизме три термина. Следовательно….
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу.
1 Если яблоки на яблоне созрели, то они падают.
2 Если эти растения замерзнут, то они погибнут.
3 Если мы не можем изменить обстоятельства, то мы вполне можем изменить свое отношение к ним.
Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Эта победа не может быть признана, так как была достигнута с нарушением правил.
2 Иван – студент, поэтому он сдает логику.
3 Иван не изучает логику, и он не является студентом ЧГИФК.
ВАРИАНТ № 9
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная).
1 х – самая длинная река в мире.
2 Писатель х - современник писателя у.
3 Правильная дробь у больше дроби 213
Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения.
1 Экономист.
2 Дипломат.
3 Менеджер.
4 Мастер спорта.
5 Преподаватель.
6 Чемпион.
Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия.
1 Художник.
2 Осень.
3 Ученый.
Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними.
1 Городской транспорт.
2 Планета.
3 Литературное произведение.
Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия.
1 Сильный.
2 Здоровый.
3 Активный.
Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем.
1 Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил.
2 Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», ложка.
Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.
1 Занятия спортом формируют характер.
2 Судьиобъективны и следят за соблюдением правил.
3 Книга – лучший подарок.
Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию.
1 Проигрышогорчает.
2 Студенты должны сдавать логику.
3 Нулевоепонятие.
Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий.
1 Выносливость – скоростная выносливость.
2 Сила – скорость.
3 Город Чайковский – город.
Упражнение 10. Обобщите понятия.
1 Принтер.
2 Журнал «Начальная школа».
3 Самолет.
Упражнение 11. Ограничьте понятия.
1 Выносливость.
2 Педагогический прием.
3 Грибы.
Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение.
1 Пропеллер – устройство на спине у Карлсона.
2 Астроном – ученый, изучающий звезды.
3 Гидроэлектроэнергия вид возобновляемой энергии
Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.
1 Дедукция – логический переход от общего к частному.
2 Инстинкт – биологическая, врожденная форма поведения.
3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций.
Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила.
1 Правильные четырёхугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники.
2 Книги делятся на научные, учебные, детективные и скучные.
3 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и старательных.
Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.
1 Вид спорта.
2 Понятие.
3 Преподаватель.
Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
1 Лень никогда не приводит к добру.
2 Ни один студент не любит признавать свои ошибки.
3 Некоторые европейские страны – члены НАТО.
Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество).