Семинар 2. Понятие как форма мышления
Семинар 1. Предмет и значение логики
План
1. Основные значения слова «логика».
2. Правильность, истинность, справедливость мышления как принципиально различные характеристики (оценки).
3. Специфика предмета логики.
4. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
5. Значение логики в практической, научной деятельности.
Дополнительные вопросы
1. Соотношение понятий «традиционная логика», «классическая логика», «формальная логика», «математическая логика».
2. Диалектическая логика и логика формальная, их соотношение и взаимосвязь.
3. Истинность рассуждения и формальная правильность рассуждения.
4. Различие диалектических противоречий и формально-логических противоречий.
5. Что возразить человеку, который считает что истина = правде?
Семинар 2. Понятие как форма мышления
План
1. Понятие как форма мышления.
2. Содержание и объем мышления.
3. Виды понятий.
4. Отношения между понятиями. Типы совместимости и несовместимости.
5. Определение понятий. Виды определений.
6. Правила определения.
7. Деление понятий. Виды деления.
8. Правила деления.
Дополнительные вопросы
1. Ошибки, возможные в определении понятий.
2. Ошибки, возможные в делении понятий.
3. Приемы, заменяющие определение.
4. Значение определения (деления) в науке и практическом рассуждении.
5. Классификация понятий, виды классификации.
6. Точное определение понятий как необходимое условие плодотворности общения.
Упражнения
1. Приведите по два примера единичных, общих, пустых, неопределенных, конкретных и абстрактных понятий. Сформулируйте их содержание. В чем состоит гипостазирование? Дайте пример этой ошибки.
2. Охарактеризуйте, пользуясь принципом обратного отношения между объемом и содержанием понятий, следующие пары понятий: «логика - наука», «философ – русский философ», «треугольник с четырьмя сторонами - треугольник», «река Дон – самая длинная река», «кентавры - мифические существа».
3. Дайте по три примера сравнимых и несравнимых понятий.
4. Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями:
а) «полководец» – «древнегреческий полководец» – «древнеримский полководец» – «Александр Македонский» – «Александр Суворов» – «Ганнибал»;
б) «картина» – «реалистическая картина» – «сюрреалистическая картина» – «картина Репина» – «картина Дали»;
в) «сын» - «внук» – «отец» - «дедушка».
5. Укажите, какие понятия являются противоположными, а какие противоречивыми:
а) «молодой - старый», «равнодушный - неравнодушный»;
б) «большой красный стол – небольшой черный стол», «страны Северного полушария – страны Южного полушария», «небольшая черная книга – маленькая белая книга».
6. Подберите подходящие примеры понятий, объемы которых находятся в графически представленных отношениях.
7. Дайте примеры следующих разновидностей определений: определения через род и видовое отличие, генетического определения, определения через абстракцию.
8. Приведите по два примера, демонстрирующих различие между номинальными и реальными определениями, явными и неявными.
9. Дайте примеры определения понятий, демонстрирующих возможные ошибки при нарушении правил определений.
10. Укажите, какие ошибки допускаются в следующих определениях:
а) Умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные и аналогию.
б) Грамматические предложения делятся на простые, сложносочиненные и сложноподчиненные.
в) Числа делятся на простые, четные и нечетные.