Семинар 2. Понятие как форма мышления

Семинар 1. Предмет и значение логики

План

1. Основные значения слова «логика».

2. Правильность, истинность, справедливость мышления как принципиально различные характеристики (оценки).

3. Специфика предмета логики.

4. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

5. Значение логики в практической, научной деятельности.

Дополнительные вопросы

1. Соотношение понятий «традиционная логика», «классическая логика», «формальная логика», «математическая логика».

2. Диалектическая логика и логика формальная, их соотношение и взаимосвязь.

3. Истинность рассуждения и формальная правильность рассуждения.

4. Различие диалектических противоречий и формально-логических противоречий.

5. Что возразить человеку, который считает что истина = правде?

Семинар 2. Понятие как форма мышления

План

1. Понятие как форма мышления.

2. Содержание и объем мышления.

3. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями. Типы совместимости и несовместимости.

5. Определение понятий. Виды определений.

6. Правила определения.

7. Деление понятий. Виды деления.

8. Правила деления.

Дополнительные вопросы

1. Ошибки, возможные в определении понятий.

2. Ошибки, возможные в делении понятий.

3. Приемы, заменяющие определение.

4. Значение определения (деления) в науке и практическом рассуждении.

5. Классификация понятий, виды классификации.

6. Точное определение понятий как необходимое условие плодотворности общения.

Упражнения

1. Приведите по два примера единичных, общих, пустых, неопределенных, конкретных и абстрактных понятий. Сформулируйте их содержание. В чем состоит гипостазирование? Дайте пример этой ошибки.

2. Охарактеризуйте, пользуясь принципом обратного отношения между объемом и содержанием понятий, следующие пары понятий: «логика - наука», «философ – русский философ», «треугольник с четырьмя сторонами - треугольник», «река Дон – самая длинная река», «кентавры - мифические существа».

3. Дайте по три примера сравнимых и несравнимых понятий.

4. Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями:

а) «полководец» – «древнегреческий полководец» – «древнеримский полководец» – «Александр Македонский» – «Александр Суворов» – «Ганнибал»;

б) «картина» – «реалистическая картина» – «сюрреалистическая картина» – «картина Репина» – «картина Дали»;

в) «сын» - «внук» – «отец» - «дедушка».

5. Укажите, какие понятия являются противоположными, а какие противоречивыми:

а) «молодой - старый», «равнодушный - неравнодушный»;

б) «большой красный стол – небольшой черный стол», «страны Северного полушария – страны Южного полушария», «небольшая черная книга – маленькая белая книга».

6. Подберите подходящие примеры понятий, объемы которых находятся в графически представленных отношениях.

Семинар 2. Понятие как форма мышления - student2.ru Семинар 2. Понятие как форма мышления - student2.ru Семинар 2. Понятие как форма мышления - student2.ru Семинар 2. Понятие как форма мышления - student2.ru Семинар 2. Понятие как форма мышления - student2.ru Семинар 2. Понятие как форма мышления - student2.ru Семинар 2. Понятие как форма мышления - student2.ru Семинар 2. Понятие как форма мышления - student2.ru

7. Дайте примеры следующих разновидностей определений: определения через род и видовое отличие, генетического определения, определения через абстракцию.

8. Приведите по два примера, демонстрирующих различие между номинальными и реальными определениями, явными и неявными.

9. Дайте примеры определения понятий, демонстрирующих возможные ошибки при нарушении правил определений.

10. Укажите, какие ошибки допускаются в следующих определениях:

а) Умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные и аналогию.

б) Грамматические предложения делятся на простые, сложносочиненные и сложноподчиненные.

в) Числа делятся на простые, четные и нечетные.

Наши рекомендации