Контрольные задания по логике для заочной формы обучения.

Выбор темы осуществляется в соответствии с таблицей:

Первая буква имени № темы Первая буква имени № темы
А Р
Б С
В, Г Т
Д У
Е, Ё Ф
Ж Х
З, И, Й Ц
К Ч
Л Ш, Щ
М Э
Н Ю
О Я
П    

Задание 1

I. Теоретическое задание.

1. Основные законы логики:

1.1. Закон тождества.

1.2. Закон противоречия (непротиворечия).

1.3. Закон исключенного третьего.

1.4. Закон достаточного основания.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Спортивная обувь, не спортивная обувь, ботинки, кеды, туфли.

б) Цветок, горшок для цветов, ромашка, букет, ваза для цветов.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Всякий моряк умеет плавать;

б) Не все книги содержат полезную информацию.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Каждый ученый хочет сделать открытие

Этот человек не является ученым

?

б) Петров – фамилия победителя соревнования

Петров студент нашей группы

?

Задание 2

I. Теоретическое задание.

Понятие как форма абстрактного мышления. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Прибор, барометр, спидометр, хронометр, особо точный прибор;

б) Горд, район, центр города, улица, Казань, населенный пункт.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) У каждой лошади есть хвост.

б) Ни одна кошка не дружит с мышами

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Не все хвойные деревья остаются зелеными на зиму

Некоторые деревья остаются зелеными на зиму

?

б) Лошадь может быть рыжей

Белая лошадь не может быть рыжей

?

Задание 3

I. Теоретическое задание.

Виды понятий: общие, единичные и пустые (с нулевым объемом); конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Животное, ластоногое животное, неластоногое животное, тюлень, тигр;

б) Протон, нейтрон, электрон, атом.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Нейтрон не имеет электрического заряда;

б) Некоторые квадраты – ромбы.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Некоторые обитатели моря млекопитающие

Морской окунь – обитатель моря

?

б) Многие люди хорошие спортсмены

Некоторые люди отличники

?

Задание 4

I. Теоретическое задание.

1. Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость.

2. Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида).

3. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Логическая операция, индукция, дедукция, анализ, синтез;

б) Дом, не достроенный дом, достроенный дом, девятиэтажный дом, кирпичный дом.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Некоторые неслучайные события являются пожарами;

б) Есть кошки, которые дружат с собаками.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все тюлени – ластоногие

Ни одно ластоногое не есть рыба

?

б) Натрий – металл

Натрий не тонет в воде

?

Задание 5

I. Теоретическое задание.

1.Что такое определение понятия. Определение понятия и его виды

2. Правила явного определения понятия и возможные ошибки.

3. Неявные определения. Приемы, сходные с определениями понятий.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Кофе, молотый кофе, растворимый кофе, вкусный кофе, напиток, квас;

б) Наука, физика, химия, физические явления, химические явления.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Приведения не существуют;

б) Некоторые люди не умеют писать.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Мышь грызет книгу

Мышь – имя существительное

?

б) Некоторые ромбы квадраты

Некоторые ромбы четырехугольники

?

Задание 6

I. Теоретическое задание.

1. Деление понятий. Правила и ошибки.

2. Классификация понятий.

3. Ограничение и обобщение понятий.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Детство, ребенок, взрослый, человек, который любит шоколад, девочка;

б) Стол, шкаф, ножка от стола, мебель, не мебель.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Некоторые растения однолетние;

б) Не все то золото, что блестит.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все ужи пресмыкающиеся

Это животное не уж

?

б) Некоторые металлы жидкие

Ртуть жидкая

?

Задание 7

I. Теоретическое задание.

1. Суждение как форма мышления, его структура.

2. Суждение и предложение.

3. Основные виды суждений.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Ручка, авторучка, деревянная ручка, красивая ручка;

б) Завод, цех, предприятие, фабрика, центр завода.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Ряд водоплавающих не дышит жабрами;

б) Наши друзья не пошли в музей.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все рыбы плавают

Это животное плавает

?

б) Все слова служат для выражения мыслей

Все жесты служат для выражения мыслей

?

Задание 8

I. Теоретическое задание.

1. Суждение как форма мышления, его структура.

2. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству).

3. Объединенная классификация суждений по количеству и качеству.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Тело, организм, орган, часть тела, рука, нога, сердце;

б) Умный, глупый, человек, ребенок.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Есть люди, которые все еще верят в злых духов;

б) Ноутбук не является стационарным устройством.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Некоторые рабочие завода изобретатели

Иванов – рабочий завода

?

б) Все птицы летают

Крокодилы не птицы

?

Задание 9

I. Теоретическое задание.

1. Суждение как форма мышления, его структура.

2. Распределенность терминов в категорических суждениях. Её представление с помощью круговых схем Эйлера.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Земной шар, восточное полушарие, западное полушарие, Япония, США, президент америки;

б) Монарх, монархия, форма правления, Николай II.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Есть люди, которые очень любят читать газеты;

б) Не вся информация в Интернете полезная.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все студенты сдают экзамены

Петров сдает экзамены

?

б) Некоторые люди экстрималлы

Некоторые экстрималлы - студенты

?

Задание 10

I. Теоретическое задание.

1. Отношения суждений по истинности (правила логического квадрата).

2. Сложное суждение и его виды (соединительные, разделительные, условные, эквивалентные). Таблицы истинности.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Планета, Земля, Луна, космическое тело, спутник Земли, искусственный спутник земли, естественный спутник земли;

б) Умный, неумный, человек, сосед, родственник.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Ни один воробей не улетает зимой в Африку;

б) Летом бывает жаркая погода.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все учебные аудитории нуждаются в проветривании

Эта комната не является аудиторией

?

б) Некоторые животные яйцекладущие

Некоторые организмы – животные

?

Задание 11

I. Теоретическое задание.

1. Понятие и структура умозаключения.

2. Основные виды (типы) умозаключений (простые и сложные; дедуктивные, индуктивные, традуктивные).

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Законченное произведение, не законченное произведение, Произведение Вивальди: «Времена года».

б) Адмирал, английский адмирал, русский адмирал, адмирал Ушаков, адмирал Нельсон, морской флот, сухопутные войска.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Рожденный ползать лететь не может;

б) Морская вода тяжелее пресной.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все снайперы имеют хорошее зрение

Сидоров не является снайпером

?

б) Ни один материалист не является идеалистом

Субъективные идеалисты не материалисты

?

Задание 12

I. Теоретическое задание.

Непосредственные дедуктивные умозаключения путем преобразования суждений (превращение, обращение, противопоставление предикату, противопоставление субъекту). Методы индуктивных умозаключений.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Населенный пункт, село, город, дом, улица.

б) Полководец, древнегреческий полководец, древнеримский полководец, Ганибал.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Каждый жалуется на свою память, но никто на ум,

б) Есть студенты, которые знают логику на пять.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Шиповник не роза

Лиана не шиповник

?

б) Некоторые люди психически больные

Иванов человек

?

Задание 13

I. Теоретическое задание.

1. Понятие силлогизма его структура и аксиома.

2. Простой категорический силлогизм, его состав и общие правила.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Тело, организм, растение, камень;

б) Планета, астероид, комета, космическое тело, солнечная система, Солнце, Земля.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Есть животные, которые с легкостью переносят полярные морозы;

б) Иванов хорошо разбирается в технике.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Мышление есть психический процесс

У животных имеются психические процессы

?

б) Лук – оружие дикарей

Лук – съедобное растение

?

Задание 14

I. Теоретическое задание.

Фигуры и модусы силлогизма. Особые правила фигур и отбор правильных модусов. Правила сведения всех фигур к первой фигуре.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Летающие, нелетающие, птицы, люди, пингвины;

б) Компьютер, системный блок, монитор, процессор, цифровое устройство.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Есть люди, которые не смотрят футбол;

б) Ни одна корова не ест мясо.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Матрица – это часть системы алгебраических уравнений

Матрица – это культовый фильм

?

б) Все бессмертные существа бесплодны

Приведения бесплодны

?

Задание 15

I. Теоретическое задание.

Сложные и сокращенные силлогизмы (полисиллогизм, энтимема, сорит, эпихейрема), их логические схемы и формулы.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Параллелограмм, квадрат, четырехугольник, фигура, трапеция;

б) Шахматист, не шахматист, гроссмейстер, шахматист Каспаров.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Некоторые простые организма – амебы;

б) Все охотники убийцы животных.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все бегемоты живут в воде

Бегемоты живут в Африке

?

б) Некоторые кошки ласковые

Некоторые кошки живут у нас во дворе

?

Задание 16

I. Теоретическое задание.

1. Условно – категорический силлогизм, его модусы и формулы. Условия правильности выводов от утверждения (отрицания) основания к утверждению (отрицанию) следствия и наоборот.

2. Разделительный и условно-разделительный силлогизмы: модусы, схемы и формулы, правила построения.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Стол, мебель, полированная мебель, шкаф, ручка от шкафа, ножка от стола;

б) Ромашка, цветок, букет, горшок для цветов, ваза для цветов.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Пожар мог произойти в результате специального поджога;

б) Все страстные курильщики зависимые от некатина.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все люди смертны

Ни одна собака не есть человек

?

б) Нейтрон – частица атома

Протон – частица атома

?

Задание 17

I. Теоретическое задание.

1. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

2. Виды доказательства: прямое и непрямое (косвенное). Доказательство от противного и методом исключения.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Часть лица, часть тела, лоб, глаз, нога, тело, лицо;

б) Студент, отличник, именной стипендиат, школьник.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Некоторые летательные аппараты не имеют крыльев;

б) Все девушки интересуются модой.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все рыбы плавают

Это животное плавает

?

б) Одесская область – часть Украины

Украина член ООН .

?

Задание 18

I. Теоретическое задание.

Понятие опровержения и его способы: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Кит, акула, водоплавающее животное, рыба, млекопитающее животное;

б) Водоем, озеро, река, устье реки, судоходная река.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Все ужи пресмыкающиеся;

б) Ни один вертолет не имеет крылья.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Большинство мужчин интересуются политикой

Иванов интересуется политикой

?

б) Некоторые растения однолетние

Есть такие растения, которые имеют красный цвет

?

Задание 19

I. Теоретическое задание.

Правила доказательного рассуждения (правила тезиса, аргументов и демонстрации). Ошибки в доказательствах.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Дедушка, бабушка, сын, внук, внучка, дочка, человек;

б) Дом, многоэтажный дом, кирпичный дом, строение, первый этаж.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Ни один жир не растворяется в воде;

б) Некоторые студенты изучают логику.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Многие люди хорошие ученные

Некоторые люди интересуются спортом

?

б) Косы – сельскохозяйственные инструменты

Косы – красивые прически

?

Задание 20

I. Теоретическое задание.

1. Вопрос как форма мысли.

2. Виды и правила постановки вопросов.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Дерево, бревно, бревенчатый дом, яблоня, яблоко;

б) Земной шар, западное полушарие, восточное полушарие, Япония, США, президент Америки.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Все буряты похожи на китайцев;

б) Некоторые музыканты скрипачи.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Некоторые растения ядовиты

Некоторые некоторые змеи ядовиты

?

б) Некоторые растения ядовиты

Клубника – растение

?

Задание 21

I. Теоретическое задание.

1. Основные законы логики:

1.1. Закон тождества.

1.2. Закон противоречия (непротиворечия).

1.3. Закон исключенного третьего.

1.4. Закон достаточного основания.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Спортивная обувь, не спортивная обувь, ботинки, кеды, туфли;

б) Цветок, горшок для цветов, ромашка, букет, ваза для цветов.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) У каждой лошади есть хвост.

б) Ни одна кошка не дружит с мышами

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Некоторые обитатели моря млекопитающие

Морской окунь – обитатель моря

?

б) Многие люди хорошие спортсмены

Некоторые люди отличники

?

Задание 22

I. Теоретическое задание.

Понятие как форма абстрактного мышления. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Прибор, барометр, спидометр, хронометр, особо точный прибор;

б) Горд, район, центр города, улица, Казань, населенный пункт.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Всякий моряк умеет плавать.

б) Не все книги содержат полезную информацию.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Не все хвойные деревья остаются зелеными на зиму

Некоторые деревья остаются зелеными на зиму

?

б) Лошадь может быть рыжей

Белая лошадь не может быть рыжей

Задание 23

I. Теоретическое задание.

Виды понятий: общие, единичные и пустые (с нулевым объемом); конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Животное, ластоногое животное, неластоногое животное, тюлень, тигр;

б) Протон, нейтрон, электрон, атом.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Некоторые неслучайные события являются пожарами;

б) Есть кошки, которые дружат с собаками.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Мышь грызет книгу

Мышь – имя существительное

?

б) Некоторые ромбы квадраты

Некоторые ромбы четырехугольники

?

Задание 24

I. Теоретическое задание.

1. Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость.

2. Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида).

3. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Детство, ребенок, взрослый, человек, который любит шоколад, девочка;

б) Стол, шкаф, ножка от стола, мебель, не мебель.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Ни один воробей не улетает зимой в Африку;

б) Летом бывает жаркая погода.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Некоторые рабочие завода изобретатели

Иванов – рабочий завода

?

б) Все птицы летают

Крокодилы не птицы

?

Задание 25

I. Теоретическое задание.

1.Что такое определение понятия. Определение понятия и его виды

2. Правила явного определения понятия и возможные ошибки.

3. Неявные определения. Приемы, сходные с определениями понятий.

II. Практическое задание.

1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:

а) Земной шар, восточное полушарие, западное полушарие, Япония, США, президент америки;

б) Монарх, монархия, форма правления, английская королева.

2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:

а) Есть животные, которые с легкостью переносят полярные морозы;

б) Иванов хорошо разбирается в технике.

3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:

а) Все ужи пресмыкающиеся

Это животное не пресмыкающееся

?

б) Некоторые металлы жидкие

Ртуть жидкая

?

Наши рекомендации