Контрольные задания по логике для заочной формы обучения.
Выбор темы осуществляется в соответствии с таблицей:
Первая буква имени | № темы | Первая буква имени | № темы |
А | Р | ||
Б | С | ||
В, Г | Т | ||
Д | У | ||
Е, Ё | Ф | ||
Ж | Х | ||
З, И, Й | Ц | ||
К | Ч | ||
Л | Ш, Щ | ||
М | Э | ||
Н | Ю | ||
О | Я | ||
П |
Задание 1
I. Теоретическое задание.
1. Основные законы логики:
1.1. Закон тождества.
1.2. Закон противоречия (непротиворечия).
1.3. Закон исключенного третьего.
1.4. Закон достаточного основания.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Спортивная обувь, не спортивная обувь, ботинки, кеды, туфли.
б) Цветок, горшок для цветов, ромашка, букет, ваза для цветов.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Всякий моряк умеет плавать;
б) Не все книги содержат полезную информацию.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Каждый ученый хочет сделать открытие
Этот человек не является ученым
?
б) Петров – фамилия победителя соревнования
Петров студент нашей группы
?
Задание 2
I. Теоретическое задание.
Понятие как форма абстрактного мышления. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Прибор, барометр, спидометр, хронометр, особо точный прибор;
б) Горд, район, центр города, улица, Казань, населенный пункт.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) У каждой лошади есть хвост.
б) Ни одна кошка не дружит с мышами
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Не все хвойные деревья остаются зелеными на зиму
Некоторые деревья остаются зелеными на зиму
?
б) Лошадь может быть рыжей
Белая лошадь не может быть рыжей
?
Задание 3
I. Теоретическое задание.
Виды понятий: общие, единичные и пустые (с нулевым объемом); конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Животное, ластоногое животное, неластоногое животное, тюлень, тигр;
б) Протон, нейтрон, электрон, атом.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Нейтрон не имеет электрического заряда;
б) Некоторые квадраты – ромбы.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Некоторые обитатели моря млекопитающие
Морской окунь – обитатель моря
?
б) Многие люди хорошие спортсмены
Некоторые люди отличники
?
Задание 4
I. Теоретическое задание.
1. Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость.
2. Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида).
3. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Логическая операция, индукция, дедукция, анализ, синтез;
б) Дом, не достроенный дом, достроенный дом, девятиэтажный дом, кирпичный дом.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Некоторые неслучайные события являются пожарами;
б) Есть кошки, которые дружат с собаками.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все тюлени – ластоногие
Ни одно ластоногое не есть рыба
?
б) Натрий – металл
Натрий не тонет в воде
?
Задание 5
I. Теоретическое задание.
1.Что такое определение понятия. Определение понятия и его виды
2. Правила явного определения понятия и возможные ошибки.
3. Неявные определения. Приемы, сходные с определениями понятий.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Кофе, молотый кофе, растворимый кофе, вкусный кофе, напиток, квас;
б) Наука, физика, химия, физические явления, химические явления.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Приведения не существуют;
б) Некоторые люди не умеют писать.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Мышь грызет книгу
Мышь – имя существительное
?
б) Некоторые ромбы квадраты
Некоторые ромбы четырехугольники
?
Задание 6
I. Теоретическое задание.
1. Деление понятий. Правила и ошибки.
2. Классификация понятий.
3. Ограничение и обобщение понятий.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Детство, ребенок, взрослый, человек, который любит шоколад, девочка;
б) Стол, шкаф, ножка от стола, мебель, не мебель.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Некоторые растения однолетние;
б) Не все то золото, что блестит.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все ужи пресмыкающиеся
Это животное не уж
?
б) Некоторые металлы жидкие
Ртуть жидкая
?
Задание 7
I. Теоретическое задание.
1. Суждение как форма мышления, его структура.
2. Суждение и предложение.
3. Основные виды суждений.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Ручка, авторучка, деревянная ручка, красивая ручка;
б) Завод, цех, предприятие, фабрика, центр завода.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Ряд водоплавающих не дышит жабрами;
б) Наши друзья не пошли в музей.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все рыбы плавают
Это животное плавает
?
б) Все слова служат для выражения мыслей
Все жесты служат для выражения мыслей
?
Задание 8
I. Теоретическое задание.
1. Суждение как форма мышления, его структура.
2. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству).
3. Объединенная классификация суждений по количеству и качеству.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Тело, организм, орган, часть тела, рука, нога, сердце;
б) Умный, глупый, человек, ребенок.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Есть люди, которые все еще верят в злых духов;
б) Ноутбук не является стационарным устройством.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Некоторые рабочие завода изобретатели
Иванов – рабочий завода
?
б) Все птицы летают
Крокодилы не птицы
?
Задание 9
I. Теоретическое задание.
1. Суждение как форма мышления, его структура.
2. Распределенность терминов в категорических суждениях. Её представление с помощью круговых схем Эйлера.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Земной шар, восточное полушарие, западное полушарие, Япония, США, президент америки;
б) Монарх, монархия, форма правления, Николай II.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Есть люди, которые очень любят читать газеты;
б) Не вся информация в Интернете полезная.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все студенты сдают экзамены
Петров сдает экзамены
?
б) Некоторые люди экстрималлы
Некоторые экстрималлы - студенты
?
Задание 10
I. Теоретическое задание.
1. Отношения суждений по истинности (правила логического квадрата).
2. Сложное суждение и его виды (соединительные, разделительные, условные, эквивалентные). Таблицы истинности.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Планета, Земля, Луна, космическое тело, спутник Земли, искусственный спутник земли, естественный спутник земли;
б) Умный, неумный, человек, сосед, родственник.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Ни один воробей не улетает зимой в Африку;
б) Летом бывает жаркая погода.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все учебные аудитории нуждаются в проветривании
Эта комната не является аудиторией
?
б) Некоторые животные яйцекладущие
Некоторые организмы – животные
?
Задание 11
I. Теоретическое задание.
1. Понятие и структура умозаключения.
2. Основные виды (типы) умозаключений (простые и сложные; дедуктивные, индуктивные, традуктивные).
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Законченное произведение, не законченное произведение, Произведение Вивальди: «Времена года».
б) Адмирал, английский адмирал, русский адмирал, адмирал Ушаков, адмирал Нельсон, морской флот, сухопутные войска.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Рожденный ползать лететь не может;
б) Морская вода тяжелее пресной.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все снайперы имеют хорошее зрение
Сидоров не является снайпером
?
б) Ни один материалист не является идеалистом
Субъективные идеалисты не материалисты
?
Задание 12
I. Теоретическое задание.
Непосредственные дедуктивные умозаключения путем преобразования суждений (превращение, обращение, противопоставление предикату, противопоставление субъекту). Методы индуктивных умозаключений.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Населенный пункт, село, город, дом, улица.
б) Полководец, древнегреческий полководец, древнеримский полководец, Ганибал.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Каждый жалуется на свою память, но никто на ум,
б) Есть студенты, которые знают логику на пять.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Шиповник не роза
Лиана не шиповник
?
б) Некоторые люди психически больные
Иванов человек
?
Задание 13
I. Теоретическое задание.
1. Понятие силлогизма его структура и аксиома.
2. Простой категорический силлогизм, его состав и общие правила.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Тело, организм, растение, камень;
б) Планета, астероид, комета, космическое тело, солнечная система, Солнце, Земля.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Есть животные, которые с легкостью переносят полярные морозы;
б) Иванов хорошо разбирается в технике.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Мышление есть психический процесс
У животных имеются психические процессы
?
б) Лук – оружие дикарей
Лук – съедобное растение
?
Задание 14
I. Теоретическое задание.
Фигуры и модусы силлогизма. Особые правила фигур и отбор правильных модусов. Правила сведения всех фигур к первой фигуре.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Летающие, нелетающие, птицы, люди, пингвины;
б) Компьютер, системный блок, монитор, процессор, цифровое устройство.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Есть люди, которые не смотрят футбол;
б) Ни одна корова не ест мясо.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Матрица – это часть системы алгебраических уравнений
Матрица – это культовый фильм
?
б) Все бессмертные существа бесплодны
Приведения бесплодны
?
Задание 15
I. Теоретическое задание.
Сложные и сокращенные силлогизмы (полисиллогизм, энтимема, сорит, эпихейрема), их логические схемы и формулы.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Параллелограмм, квадрат, четырехугольник, фигура, трапеция;
б) Шахматист, не шахматист, гроссмейстер, шахматист Каспаров.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Некоторые простые организма – амебы;
б) Все охотники убийцы животных.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все бегемоты живут в воде
Бегемоты живут в Африке
?
б) Некоторые кошки ласковые
Некоторые кошки живут у нас во дворе
?
Задание 16
I. Теоретическое задание.
1. Условно – категорический силлогизм, его модусы и формулы. Условия правильности выводов от утверждения (отрицания) основания к утверждению (отрицанию) следствия и наоборот.
2. Разделительный и условно-разделительный силлогизмы: модусы, схемы и формулы, правила построения.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Стол, мебель, полированная мебель, шкаф, ручка от шкафа, ножка от стола;
б) Ромашка, цветок, букет, горшок для цветов, ваза для цветов.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Пожар мог произойти в результате специального поджога;
б) Все страстные курильщики зависимые от некатина.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все люди смертны
Ни одна собака не есть человек
?
б) Нейтрон – частица атома
Протон – частица атома
?
Задание 17
I. Теоретическое задание.
1. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.
2. Виды доказательства: прямое и непрямое (косвенное). Доказательство от противного и методом исключения.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Часть лица, часть тела, лоб, глаз, нога, тело, лицо;
б) Студент, отличник, именной стипендиат, школьник.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Некоторые летательные аппараты не имеют крыльев;
б) Все девушки интересуются модой.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все рыбы плавают
Это животное плавает
?
б) Одесская область – часть Украины
Украина член ООН .
?
Задание 18
I. Теоретическое задание.
Понятие опровержения и его способы: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Кит, акула, водоплавающее животное, рыба, млекопитающее животное;
б) Водоем, озеро, река, устье реки, судоходная река.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Все ужи пресмыкающиеся;
б) Ни один вертолет не имеет крылья.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Большинство мужчин интересуются политикой
Иванов интересуется политикой
?
б) Некоторые растения однолетние
Есть такие растения, которые имеют красный цвет
?
Задание 19
I. Теоретическое задание.
Правила доказательного рассуждения (правила тезиса, аргументов и демонстрации). Ошибки в доказательствах.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Дедушка, бабушка, сын, внук, внучка, дочка, человек;
б) Дом, многоэтажный дом, кирпичный дом, строение, первый этаж.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Ни один жир не растворяется в воде;
б) Некоторые студенты изучают логику.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Многие люди хорошие ученные
Некоторые люди интересуются спортом
?
б) Косы – сельскохозяйственные инструменты
Косы – красивые прически
?
Задание 20
I. Теоретическое задание.
1. Вопрос как форма мысли.
2. Виды и правила постановки вопросов.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Дерево, бревно, бревенчатый дом, яблоня, яблоко;
б) Земной шар, западное полушарие, восточное полушарие, Япония, США, президент Америки.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Все буряты похожи на китайцев;
б) Некоторые музыканты скрипачи.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Некоторые растения ядовиты
Некоторые некоторые змеи ядовиты
?
б) Некоторые растения ядовиты
Клубника – растение
?
Задание 21
I. Теоретическое задание.
1. Основные законы логики:
1.1. Закон тождества.
1.2. Закон противоречия (непротиворечия).
1.3. Закон исключенного третьего.
1.4. Закон достаточного основания.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Спортивная обувь, не спортивная обувь, ботинки, кеды, туфли;
б) Цветок, горшок для цветов, ромашка, букет, ваза для цветов.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) У каждой лошади есть хвост.
б) Ни одна кошка не дружит с мышами
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Некоторые обитатели моря млекопитающие
Морской окунь – обитатель моря
?
б) Многие люди хорошие спортсмены
Некоторые люди отличники
?
Задание 22
I. Теоретическое задание.
Понятие как форма абстрактного мышления. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Прибор, барометр, спидометр, хронометр, особо точный прибор;
б) Горд, район, центр города, улица, Казань, населенный пункт.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Всякий моряк умеет плавать.
б) Не все книги содержат полезную информацию.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Не все хвойные деревья остаются зелеными на зиму
Некоторые деревья остаются зелеными на зиму
?
б) Лошадь может быть рыжей
Белая лошадь не может быть рыжей
Задание 23
I. Теоретическое задание.
Виды понятий: общие, единичные и пустые (с нулевым объемом); конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Животное, ластоногое животное, неластоногое животное, тюлень, тигр;
б) Протон, нейтрон, электрон, атом.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Некоторые неслучайные события являются пожарами;
б) Есть кошки, которые дружат с собаками.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Мышь грызет книгу
Мышь – имя существительное
?
б) Некоторые ромбы квадраты
Некоторые ромбы четырехугольники
?
Задание 24
I. Теоретическое задание.
1. Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость.
2. Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида).
3. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Детство, ребенок, взрослый, человек, который любит шоколад, девочка;
б) Стол, шкаф, ножка от стола, мебель, не мебель.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Ни один воробей не улетает зимой в Африку;
б) Летом бывает жаркая погода.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Некоторые рабочие завода изобретатели
Иванов – рабочий завода
?
б) Все птицы летают
Крокодилы не птицы
?
Задание 25
I. Теоретическое задание.
1.Что такое определение понятия. Определение понятия и его виды
2. Правила явного определения понятия и возможные ошибки.
3. Неявные определения. Приемы, сходные с определениями понятий.
II. Практическое задание.
1. Определите с помощью кругов Эйлера логические отношения между понятиями:
а) Земной шар, восточное полушарие, западное полушарие, Япония, США, президент америки;
б) Монарх, монархия, форма правления, английская королева.
2. Придайте суждению четкую логическую форму. Определите вид суждения и распределенность в нем терминов. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью кругов Эйлера:
а) Есть животные, которые с легкостью переносят полярные морозы;
б) Иванов хорошо разбирается в технике.
3. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм не правильный, то укажите ошибку:
а) Все ужи пресмыкающиеся
Это животное не пресмыкающееся
?
б) Некоторые металлы жидкие
Ртуть жидкая
?