Слово-помощник луна. На луне.
Русский язык
Тема.Правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
Ход урока.
Организационный момент
1.Приветствие.Мотивация.
(На доске стихотворение)
Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться
- Ребята, прочитайте стихотворение на доске. Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением поднимите руку ? Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что-то новое?
ΙΙ. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока.
Представление существительного как части речи
-Для того, чтобы провести исследование, нам нужно подготовиться к нему. Какую часть речи мы изучали на протяжении последних уроков. (Игра «Пересадки»)
( Имя существительное.)
- Сколько падежей в русском языке? (Шесть )
- Назовите падеж, который называют падеж – работяга? ( Творительный )
- Назовите непостоянные признаки сущ. (Падеж, число)
- Назовите падеж, у которого два предлога к, по. ( Д. п. )
- Какое правило написания ь у существительных после шипящих вы знаете? ( У существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.)
- Что такое склонение? (Изменение имён существительных по вопросам, или изменением по падежам и числам)
- Как правильно определять склонение?
(Обязательно ставить существительное в начальную форму)
2- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
− Как вы ее понимаете?
( Дети. Мы узнаем что-то новое. )
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок. Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому открываем тетради. Запишите число. Классная работа.
- Запишите эту пословицу. Выполните синтаксический разбор этого предложения и морфологический разбор слова жизни. (Два ученика работают у доски.)
( Проверка : Проверьте работу ребят у доски.)
Выпишите из пословицы в столбик имена существительные в начальной форме, определите у них род и склонение.
( Дети записывают слова: ДЕНЬ, ЖИЗНЬ. ЧАСТИЦА, МУДРОСТЬ.)
- Назовите, в каких словах написание окончаний может вызвать затруднение? Почему?
(Жизни, мудрости. Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)
- Может кто-то из вас догадался, как называется эта орфограмма? (Орфограмма называется безударные окончания имён существительных.)
- Вот вы и сделали своё первое открытие. Молодцы!
- А как проверить гласную в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)
- Определите цель нашего урока. На уроке мы будем выводить правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Тема нашего урока: «Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных»
- Какую задачу мы поставим перед собой.
(Научиться применять правило и правильно писать безударные падежные окончания)
III Физкультминутка по профилактике нарушения осанки.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
-Тихо сядьте за парты. Проверьте правила посадки.
IV Знакомство с новым материалом.
Работа над темой.
Решение проблемы.
1. Исследование.
- Проведём исследование. Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Просклоняйте имена существительные, впишите только ударные окончания, поставьте ударение.
Скл. Луна, земля
Скл. Конь, окно
Скл. Печь, степь.
-Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками? ( Учащиеся сравнивают ударные и безударные окончания и делают вывод, что слова-помощники имеют ударные окончания.)
- Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением? (Безударные гласные в корне слова.)
в) – Сформулируйте самостоятельно правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Посоветуйтесь в группах и представители ваших «учёных советов» попробуют сформулировать правило.
( Высказывания «учёных»)
- Сравните свою формулировку с данной в учебнике: «Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении. Слова-помощники для проверки:
1скл. – луна, земля
2 скл. – конь□, окно
3 скл. - печь□, степь□
2.Выработка алгоритма.«Как нужно действовать , чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».
- Попробуйте самостоятельно определить, как же нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении.
1) Ставлю существительное в … … и определяю … .
2) Подбираю … и ставлю … .
3) Пишу такое окончание, как … .
4) Проверяю: обозначаю орфограмму.
1). Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится: в тетрад… - ( что?) тетрадь□,3-е склонение.
2) Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму: степь – в степи
3) Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.
4) Проверяю написанное: в степи в тетради.
- Попробуйте применить этот алгоритм и вставить нужное окончание:
на пол□_, в дом□_, о стройк□_, к лошад□_.
- Какие окончания вставили? Почему? (Подобрали слова-помощники, поставили их в ту же форму и по ударному окончанию определили безударное.)
V Физкультминутка.
Упражнение «Задуй свечу»
VI Первичное закрепление.
1 Опираясь на знания алгоритма , проведём орфографическую минутку в виде небольшой викторины. Отвечайте на вопросы коротко- имена существительные с предлогами. Работаем по алгоритму, ребята комментируют окончания имён существительных. |
Выполняем нужные действия и записываем в тетрадь.
Вопрос | Предполагаемый ответ |
Где восходит солнце? | На востоке- восток, м. р. , 2 скл., на плече, на чём? П. П. |
А где заходит? | На западе |
Где находятся два полюса земли ? | На севере, на юге |
На чём весной висят серёжки? | На берёзе |
На каких кустах сиреневые цветы? | На сирени |
В каком месяце заканчивается 2 четверть? | В декабре |
- Что объединяет данную группу? ( Это имена существительные в предложном падеже с безударным окончанием)
-Какое слово лишнее? ( В декабре, ударное окончание)
-Какую орфографическую задачу мы можем решить с помощью этого слова?
( Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения)
Работа парами.
-Мы узнали , как нужно действовать чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных. А теперь проверьте сами себя. Потренируйтесь в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
На подушк□, без гореч□, для земляник□, у дочер□, без палк□, у дяд□, к соседк□, к мыш□ ( Выполняется парами с использованием алгоритма «Расскажи по схеме» и таблички «В копилку знаний» со словами-помощниками.)
Образец рассуждения:
на подушк□ (и или е?)
1. (Что?) подушка – 1-е склонение.
Слово-помощник луна. На луне.
3. Пишу: на подушке.
4. Сверяю: на луне.
- А как пишутся ударные и безударные падежные окончания, если склонения одинаковые? ( Они пишутся одинаково.)
- Значит , если в слове на луне ударное окончание –е, то и у слова на подушкебезударное окончание… (-е), так как падеж … ( один), склонение … (одно).
- Итак, ещё раз формулируем правило.
«Безударные падежные окончания имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения».
Проверка: Проверьте свою работу (е,и,и,и,и,и,е,и) Оцените свои знания на полях.
( Во время проверки учитель открывает запись, учащиеся исправляют свои ошибки. Выбранный способ контроля является целесообразным, соответствует индивидуальным, возрастным особенностям детей, особенностям класса)
-Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.
-Молодцы!
-Что объединяет все слова между собой? (Во всех словах есть орфограмма – безударная гласная в окончаниях имен существительных. )
- Как проверить написание безударной гласной в окончаниях имен существительных?
(Учащиеся рассказывают правило.)
Работа над правилом.
1. Чтение правила в учебнике.
2. Ответы на вопросы.
- Какие слова-помощники вы запомнили?
- Для чего они нужны?
- Только ли этими словами можно проверить безударную гласную в окончании, как вы думаете? ( Предположения детей.)
- Выберите из следующих слов те, которые смогли бы выполнить роль помощников:курица, лиса, поле ( Это слово лиса)
- А почему вы так думаете, докажите.
( При изменении этих существительных по падежам окончания у них будут ударными, поэтому они могут являться словами-помощниками.)
Обозначение орфограммы.
- Как графически обозначается орфограмма безударная гласная в окончании существительного? Как вы думаете? ( В слове обязательно нужно поставить ударение, потом выделить окончание.)
- Правильно, ставится ударение, выделяется окончание и одной чертой
подчёркивается гласная.
- А как мы объясняем выбор буквы? (Определяем склонение, записываем слово-помощник в том же падеже, выделяем окончание, ставим ударение, подчёркиваем букву двумя чертами.)
5.Дидактическая игра по рядам «Кто быстрее.»
(Работа в динамическихпарах.)
( Каждому ученику раздается слово-карточка (количество карточек соответствует числу ребят на уроке):
о геро…,
в туман…,
у братишк..…,
на барабан…,
о львенк…,
в берет…,
к коров…,
о лыжник…,
Задания:
1. Прочитай слово.
2. Запиши в тетрадь слово , вставляя безударную гласную.
3. По сигналу учителя обменяйся карточками по кругу.
Проверка:
Ученики “по цепочке” называют слово и пропущенную безударную гласную.
( Карточки по количеству детей в ряду. У каждого ребенка карточка, которую он передает своему соседу.)
На ветк_ сирен_,
в театр_ на спектакл_,
из жизн_ девочк_,
от пристан_ до деревн_,
около грядк_ ,
по тропинк_ к дач_ ,