Тема 4. Метод сбалансированных групп-аналогов 1 страница
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗООТЕХНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ
Рабочая тетрадь
Москва
Издательство РГАУ-МСХА
Методика и организация зоотехнических опытов: Рабочая тетрадь/ Составители: Н.П. Буряков, В.Г. Епифанов, В.Г. Косолапова, М.А. Бурякова, И.А. Сергеевская, А.С. Заикина. М: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, 2015. 68 с.
Рабочая тетрадь содержит задания и правила выполнения практических работ по дисциплине «Методика и организация зоотехнических опытов».
Предназначено для подготовки бакалавров по направлению 36.03.02 «Зоотехния».
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол № 47 от «22» июня 2015 г.)
© Буряков Н.П., Епифанов В.Г., Косолапова В.Г., Бурякова М.А., Сергеевская И.А., Заикина А.С., 2015
© ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА
имени К.А. Тимирязева, 2015
© Издательство РГАУ-МСХА, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Существенная роль в решении проблем по увеличению производства продуктов животноводства принадлежит науке. Сельскохозяйственная наука не может решать стоящие перед ней задачи без знаний классических и современных методов научных исследований на животных. Основа успешного проведения экспериментов и получение достоверных, объективных данных − знание классических и новейших методов научно-исследовательской работы.
В условиях интенсификации сельскохозяйственного производства специалистам зоотехнической службы необходимо знать не только современное состояние животноводства, но и принимать активное участие во внедрении новейших достижений науки в целях совершенствования способов его ведения. Поэтому специалист по животноводству должен владеть главнейшими методами постановки научно-хозяйственных опытов по кормлению животных, уметь проводить исследования важнейших хозяйственно-полезных признаков животных (живая масса, молочность, мясные качества, яйценоскость, воспроизводство и др.), математически оценивать достоверность полученных результатов и правильно делать выводы.
В научно-хозяйственных опытах по кормлению животных могут быть уточнены вопросы рационального кормления животных, проверка типов и систем кормления и их усовершенствование; балансирование рационов по аминокислотам и микроэлементам, витаминам и другим факторам питания; выбор подкормок применительно к составу и свойствам основных кормов; обоснование технологических приемов подготовки кормов для скармливания различным видам животных; экономичность кормления и качество производимой в хозяйстве животноводческой продукции.
Особенно велико значение опытов, организуемых для производственной проверки научных предложений при их внедрении в практику. Чтобы получить объективные данные по производственной и экономической эффективности, проведение научно-хозяйственных опытов и производственную проверку новых предложений и рекомендаций следует осуществлять при точном выполнении основных требований к условиям опыта.
Зоотехнические опыты по кормлению сельскохозяйственных животных условно делят на научно-хозяйственные и физиологические.
Знание методик проведения научных опытов необходимо не только работникам научно-исследовательских учреждений, но руководителям и специалистам сельскохозяйственного производства. Специалисты и руководители предприятий при внедрении прогрессивных технологий вынуждены заниматься повышением племенных и продуктивных качеств животных, совершенствованием кормовой базы и для этого важно, насколько они владеют современными методами проведения экспериментов. Кроме того, работа специалистов сельского хозяйства невозможна без изучения новинок специальной литературы, оценки опубликованных данных, определения степени их достоверности и возможности внедрения научных разработок в производство.
Основная цель изучения курса «Методика и организация зоотехнических опытов» − формирование у студентов знаний по научным основам организации и проведения экспериментов, изучение методов комплектования групп подопытных животных, схем проведения опытов, способов обобщения и оценки достоверности полученных экспериментальных данных.
Тема 1. Основные методы научных исследований
Задание 1. Дайте определение и опишите основные методы научных исследований, используемых в зоотехнии.
Наблюдение
Обследование
Историческое сравнение
Эксперимент
Научно-хозяйственный опыт
Физиологический опыт
Производственный эксперимент
Задание 2. Опишите основные этапы выполнения эксперимента.
Выбор темы и постановка задачи исследования
Сбор научных литературных данных
Написание обзора литературы
Разработка и утверждение методики исследования
Проведение исследований
Анализ результатов исследования
Экономический анализ полученных результатов
Выводы
Предложения производству
Тема 2. Основные требования к проведению опытов на сельскохозяйственных животных
Задание 1. Опишите основные требования к проведению опытов на коровах.
1.1. Особенности подбора животных в группы
1. Показатели для подбора животных в группы
Кличка и № животного | Порода и породность | Год рождения | Число лактаций | Живая масса, кг | Удой, кг | Жирность молока, % | Дата отела | Стельность | |
за 305 дней лактации | суточный в предваритель-ный период | ||||||||
1.2. Особенности кормления коров по учетным периодам
2. Пример журнала учета кормов
Дата | Время кормления | Количество корма, кг | ||||||||||||||
сено клеверное | силос кукурузный | свекла кормовая | овсяная дерть | шрот подсолнеч-ный | ||||||||||||
задано | остаток | съедено | задано | остаток | съедено | задано | остаток | съедено | задано | остаток | съедено | задано | остаток | съедено | ||
Утро | ||||||||||||||||
Полдень | ||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||
Полдень | ||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||
и т.д. | ||||||||||||||||
Всего съедено корма за опыт, кг |
1.3. Особенности проведения физиологических опытов на коровах
1.4. Особенности обработки первичных данных
Задание 2. Опишите основные требования к проведению производственных опытов по откорму сельскохозяйственных животных.
2.1. Особенности подбора животных в группы
2.2. Особенности взвешивания животных
3. Пример журнала взвешиваний животных
Дата | № животного | Живая масса, кг | Прирост за месяц, кг | Среднесуточный прирост, г | |
по предыдущему взвешиванию | по очередному взвешиванию | ||||
2.3. Особенности кормления животных по учетным периодам
2.4. Особенности обработки первичных данных
Задание 3. Опишите основные требования к проведению производственных опытов по кормлению молодняка сельскохозяйственных животных.
Задание 4. Опишите основные требования к проведению производственных опытов на свиньях.
4.1. Особенности подбора животных в группы
4.2. Особенности кормления животных по учетным периодам
4.3. Особенности проведения физиологических опытов
4.4. Особенности обработки первичных данных
Задание 5. Опишите основные требования к проведению производственных опытов на овцах.
5.1. Особенности подбора животных в группы
5.2. Особенности кормления животных по учетным периодам
5.3. Особенности проведения физиологических опытов
5.4. Особенности обработки первичных данных
Задание 6. Опишите основные требования к проведению производственных опытов на сельскохозяйственной птице.
6.1. Особенности подбора птицы в группы
6.2. Особенности кормления птицы по учетным периодам
6.3. Особенности проведения физиологических опытов
6.4. Особенности обработки первичных данных
4. Форма для расчета потребления птицей питательных веществ корма (г на 1 гол. в сутки)
Номер комбикорма и его характеристика | Потреблено комбикорма | Гигроскопи-ческая влага | Содержание в комбикорме азота, % | Потреблено | Сырой жир | Сырая клетчатка | БЭВ | Сырая зола | Кальций | Фосфор | ||||||||
содержание в комбикорме, % | потреблено | азота | протеина | содержание в комбикорме, % | потреблено | содержание в комбикорме, % | потреблено | содержание в комбикорме, % | потреблено | содержание в комбикорме, % | потреблено | содержание в комбикорме, % | потреблено | содержание в комбикорме, % | потреблено | |||
5. Форма для расчета выделения птицей питательных веществ с пометом и калом (г на 1 гол. в сутки)
Номер группы и ее характеристика | Выделено сырого помета | Влажность помета, % | Выделено воздушно-сухого помета | Гигроско-пическая влага | Азот кала | Общий азот | Сырой жир | Сырая клетчатка | БЭВ | Сырая зола | Кальций | Фосфор | |||||||||
содержание в помете, % | выделено | содержание в помете, % | выделено | содержание в помете, % | выделено | содержание в помете, % | выделено | содержание в помете, % | выделено | содержание в помете, % | выделено | содержание в помете, % | выделено | содержание в помете, % | выделено | содержание в помете, % | выделено | ||||
6. Форма для расчета выделения птицей питательных веществ с яйцом (г на 1 гол. в сутки)
Номер группы и ее характеристика | Содержимое яйца без скорлупы | Выделено скорлупы | Скорлупа | Итого выделено с яйцом | ||||||||||||||||||
выделено сырой массы | % первоначальной влаги | Выделено воздушно-сухой массы | азот | жир | зола | кальций | фосфор | зола | кальций | фосфор | азота | жира | золы | кальция | фосфора | |||||||
% | г | % | г | % | г | % | г | % | г | |||||||||||||
Тема 3. Метод пар-аналогов
Постановка опыта методом пар-аналогов является одним из основных и универсальных в зоотехнических исследованиях. При подборе животных в группы учитывают породу, происхождение, пол, продуктивность, возраст, живую массу и другие показатели. Максимальная аналогичность подопытных групп – важнейшее требование для проведения эксперимента данным методом. Сформированные группы животных по принципу пар- аналогов проверяют по среднегрупповым показателям, затем одну из них (любую) используют как опытную, а другую − в качестве контрольной группы. Изучаемые показатели при постановке опыта методом пар-аналогов могут касаться факторов кормления, содержания сельскохозяйственных животных и др.
Задание 1. Для проведения опыта при беконном откорме по принципу пар-аналогов отобрано 27 хрячков породы ландрас в племзаводе «Кудиново» Калужской области, данные представлены в таблице 7.
Распределите хрячков на 2 аналогичные группы, учитывая следующее:
1. Возраст – аналоги;
2. Масса животного – допустимое отклонение не более 2-3%;
3. Происхождение – от одних хряков и маток.
Результаты подбора хрячков запишите в таблицу 8.
7. Дата рождения, живая масса и происхождение хрячков
№ п/п | Номер животного | Дата рождения | Масса, кг | Происхождение | |
отец | мать | ||||
15.03. | Аскер 3075 | Тура 5806 | |||
12.03. | Дейл 6538 | Бета 8496 | |||
07.03. | Дик 7267 | Акра 1914 | |||
15.03. | Лютик 6295 | Алли 1550 | |||
21.03. | Лев 355 | Блямст 5024 | |||
10.03. | Аскер 3075 | Корина 5854 | |||
02.04. | Дейл 6538 | Аскана 8110 | |||
01.04. | Лев 355 | Айна 7698 | |||
15.03. | Аскер 3075 | Тура 5806 | |||
11.03. | Дейл 6538 | Бета 8496 | |||
10.03. | Дик 7267 | Кайза 8316 | |||
13.03. | Лютик 6295 | Алли 1550 | |||
19.03. | Лев 355 | Блямст 5024 | |||
10.03. | Дик 7267 | Кайза 8316 | |||
12.03. | Аскер 3075 | Корина 5854 | |||
15.03. | Лютик 6295 | Алли 1550 | |||
01.04. | Лев 355 | Айна 7698 | |||
10.03. | Дейл 6538 | Бета 8496 | |||
03.04. | Лютик 6295 | Дага 4854 | |||
07.03. | Дик 7267 | Акра 1914 | |||
21.03. | Лев 355 | Блямст 5024 | |||
10.03. | Аскер 3075 | Корина 5854 | |||
03.04. | Лютик 6295 | Дага 4854 | |||
02.04. | Дейл 6538 | Аскана 8110 | |||
15.03. | Аскер 3075 | Тура 5806 | |||
06.03. | Дик 7267 | Акра 1914 | |||
01.04. | Дейл 6538 | Аскана 8110 |