Определите вид ошибки, исправьте ее.
Пользуясь словарем ударений, расставьте ударения в словах.
Аналог, балованный, баловать, бронировать, бронированный, банты, бомбардировать, вероисповедание, втридорога, включат, вручат, газированный, гербовый, диспансер, договор, жалюзи, завидно, заговор, запломбировать, звонит, зубчатый, инсульт, искра, каталог, квартал, километр, красивее, кремень, кулинария, кухонный, в лифте, мозги, мусоропровод, новорожденный, наотмашь, наискось, начался, обеспечение, облегчить, откупорить, отчасти, оптовый, осведомить, приданое, пуловер, принудить, ревень, сливовый, столяр, средства, сосредоточение, сироты (мн. ч.), танцовщица, туфля, украинский, умерший, упрочение, флюорография, христианин, ходатайствовать, цемент, цыган, цепочка, щавель, экспертный, языковая (норма).
Расставьте ударения в грамматических формах слов.
Класть – клал – клала – клало – клали; понять – понял – поняла – поняло – поняли; начать – начал – начала – начало – начали.
Красивый – красив – красива – красивы – красиво; правый – прав – права – правы – право; занятый – занят – занята – заняты – занято.
Тема:ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Укажите, твердо или мягко произносится согласный перед Е.
Академия, атеист, астероид, бактерия, бассейн, бизнес, бутерброд, девиз, девальвация, диспансер, деканат, кашне, компьютер, кофе, менеджер, пастель, пресса, рейтинг, свитер, сервис, сессия, стратегия, термин, террор, тест, термос, фанера, чартер, шинель, юриспруденция.
2. Подчеркните слова, в которых на месте ЧН произносится только [шн].
Булочная, подсвечник, нарочно, горчичник, горничная, пустячный, шуточный, симпатичный, порядочный, девичник, прачечная, яичница, скучно, Ильинична, убыточный, конечно, копеечный, Кузьминична, сердечный, скворечник.
3. Разделите слова на три группы: 1) с Е; 2) с Ё; 3) возможны оба варианта.
Амеба, афера, береста, блеф, бытие, двоеженец, желоб, желчь, жердочка, жернов, житие, зев, истекший, маневр, маневренный, недоуменный, никчемный, опека, оседлость, острие, приведший, привезший, принесший, свекла, смета, хребет.
Укажите слова, в которых допущены орфоэпические (и вслед за ними орфографические) ошибки. Исправьте их.
Пироженое, афёра, жёлчь, опека, компроментировать, транвай, грейпфрукт, учереждение, конъюнктура, интриган, скрупулёзный, претендент, прецендент, будующий, экскорт, инагурация, дуршлаг, пастерилизованный, пульверизатор, констатировать, дерматин, резетка, флюрография.
Тема: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Исправьте лексические ошибки и недочеты. Определите вид ошибки.
Свободная вакансия, народный фольклор, реальная действительность, заявление о разводе брака, играть значение, одеть свитер, династия братьев, от 10 лет и старше, 17 часов вечера, молодая девушка, большая или меньшая половина, поставить роспись в зачетной книжке, скоропостижно уехал, ожидания не выполнились; принимали участие певцы, музыканты и артисты.
Подберите синонимы к заимствованным словам.
Толерантный, легитимный, лояльный, альтруизм, геноцид, педант, филантроп, мизантроп, тривиальный, субтильный, электорат, плагиат, амбиция, мемуары, инсинуация, имидж, меркантильный, волонтер, импозантный, визави, гламурный, брутальный, инфантильный, фатальный, филигранный, унификация, тотальный.
Составьте предложения с паронимами, объясните их значение.
1. Невежда, невежа. 2. Криминальный, криминалистический. 3. Одеть, надеть. 4. Эффективный, эффектный. 5. Командировочный, командированный. 6. Длинный, длительный. 7. Скрытый, скрытный. 8. Терпеливость, терпимость.
4. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.
1. Музыкант___________ чехол на гитару. 2. Девочка______________ куклу. 3. Слесарь____________ хомут на трубу. 4. Мама___________дочь, как принцессу. 5. Космонавт _____________ скафандр. 6. Сегодня холодно, ____________ шарф! 7. Больной гриппом должен _____________ повязку из марли.
Составьте предложения с омонимами, объясните их значение.
Гриф, среда, свет, акция, нота.
Определите вид ошибки, исправьте ее.
1. Только у нас супердешевые цены на бытовую технику. 2. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. 3. В конце авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 4. Большинство времени они потратили впустую. 5. Делаем только срочные переломы (объявление на рентген-кабинете). 6. Компания РИКО обует всю страну. 7. Нами была обезврежена целая плеяда жуликов. 8. Верить в неминуемую победу. 9. Специалисты оказывали экономические консультации правительству. 10. Татьяна, сестра царя, занимала почетную роль при дворе. 11. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 12. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 13. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 14. Не исключено, что, возможно, на фестиваль приедет Софи Лорен. 15. Это была стройная белокурая блондинка. 16. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля». 17. Рождество отмечали на даче у коллеги по работе. 18. Знания в нас вкладываются посредством преподавателей и семинаров.
Тема: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. Укажите значение фразеологических оборотов. Какие из них вы используете в своей речи? Историю каких фразеологизмов вы знаете? Запишите истории 4-5 фразеологизмов (т.е. как появились эти выражения, почему мы так говорим).
Кануть в Лету, медвежья услуга, ломиться в открытую дверь, метать бисер перед свиньями, сизифов труд, филькина грамота, китайская грамота, дать дуба, притча во языцех, без году неделя, козел отпущения, куда Макар телят не гонял, внести лепту, сжечь мосты, последний из могикан, Содом и Гоморра, между Сциллой и Харибдой, потемкинские деревни, дамоклов меч, почивать на лаврах, держать ухо востро, крокодиловы слезы, слава Герострата, глас вопиющего в пустыне.
2. Определите смысл и источник «крылатых слов».
Быть или не быть? А ларчик просто открывался. Слона-то я и не приметил. Свежо предание, а верится с трудом. Есть еще порох в пороховницах. Умом Россию не понять… На деревню дедушке. Явление Христа народу. Мы все учились понемногу… Счастливые часов не наблюдают. Любви все возрасты покорны. Рукописи не горят. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.
3. Определите значение иноязычных выражений (при необходимости воспользуйтесь словарем). Составьте с нимипредложения.
Post factum (пост фактум), post scriptum (пост скриптум), a la (а ля), alma mater (альма матер), homo sapiens (хомо сапиенс), idee fixe (идея фикс), terra inсognita (терра инкогнита), comme il faut (ком иль фо), persona non grata (персона нон грата), force majeure (форс мажор), a priori (а приори).
4. Определите, какие значения имеют следующие латинские выражения:
Casus belli (казус бэлли). Consensus omnium (консэнсус омниум). De facto (дэ факто). De jure (дэ юрэ). Status quo (статус кво). Ignorantia non est argumentum (игноранциа нон эст аргумэнтум). Dura lex, sed lex (дура лэкс, сэд лэкс).