Самостоятельная (аудиторная) работа студентов под руководством преподавателя. УИРС
№ п/п | Тема и содержание занятия | Целевые задачи практического занятия | Самостоятельная работа под руководством преподавателя | Объём в час. | Се-местр | |
Практ занят. | СРС | |||||
Принципы физиотерапии. Электролечение: гальванизация, лекарственный электрофорез, электросон, диадинамотерапия, амплипульстерапия. Механизм действия постоянного и импульсного токов, физиологические лечебные эффекты, возникающие в организме под действием данных методов. Показания и противопоказания к их назначению. Методики проведения процедур. Контроль исходного уровня знаний и умений. Разбор с преподавателем основных вопросов, необходимых для освоения темы. Демонстрация преподавателем основных методик гальванизации, электросна, диадинамотерапии и амплипульстерапии. Самостоятельная работа студентов и обсуждение результатов. Контроль конечного уровня усвоения темы, решение ситуационных задач. | Студент должен знать основные принципы физиотерапии; физические основы постоянного и импульсных токов, механизмы действия токов в зависимости от формы тока, частотных характеристик; используемые классические методики гальванизации и электрофореза, методики и технику проведения процедур импульсной терапии, дозирование, технические характеристики и возможности физиотерапевтической аппаратуры и принципы работы на аппаратах, показания и противопоказания к назначению лечебных процедур. Студент должен уметь правильно выбрать метод электролечения больным с различными заболеваниями, применить оптимальную методику лечения, правильно подобрать дозиметрические параметры, грамотно оформить направление на физиотерапевтическую процедуру по форме 044-у. | Подобрать соответствующую методику и параметры токов, оформить физиотерапевтический рецепт, освоить методики наложения электродов при различных заболеваниях, осуществить технику проведения процедур на аппаратах в физиотерапевтическом отделении. Элементы УИРС: Подобрать соответствующую методику электролечения, параметры частоты и глубины модуляции токов различным пациентам. | 1,5 | VIII | ||
Высокочастотная терапия: дарсонвализация, индуктотермия, электрическое поле ультравысокой частоты, сверхвысокочастотная терапия. Магнитотерапия. Механизм действия электрических, электромагнитных и магнитных полей, основные лечебные эффекты дарсонвализации, индуктотермии, УВЧ-терапии, ДМВ, СМВ- и КВЧ- терапии, магнитотерапии, методы и методики проведения процедур, показания и противопоказания к ним. Демонстрация методик. Самостоятельная работа студентов и обсуждение результатов. Контроль конечного уровня усвоения темы. | Студент должен знать физические основы действия дарсонвализации, электрического поля УВЧ, микроволновой терапии; магнитных полей высокой и низкой частоты, классические методики проведения процедур, принципы дозирования и оформления физиотерапевтических направлений по форме 044-У, принципы работы на физиотерапевтических аппаратах. Студент должен уметь правильно выбрать метод лечения (дарсонвализация, индуктотермия, УВЧ-терапия, ДМВ, СМВ, КВЧ-терапия, магнитотерапия) больным с различными заболеваниями, применить оптимальную методику лечения, грамотно оформить направление на физиотерапевтическую процедуру | Осуществить технику проведения на соответствующих физиотерапевтических аппаратах с выбором локализации электродов, режима работы, используемой мощности и других дозиметрических параметров. Элементы УИРС: решение ситуационных задач. | 1,5 | VIII | ||
Фототерапия. Ультразвуковая терапия. Лекарственный фонофорез. Ингаляционная терапия. Механизм действия на организм основных видов светолечения (инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое и лазерное излучение) ультразвуковой терапии и ингаляционной терапии; лечебные эффекты их воздействия, виды ингаляций, методы и методики применения фототерапии, ультразвука и фонофореза; показания и про- тивопоказания к ним. Контроль исходного уровня знаний и умений. Разбор с преподавателем основных вопросов, необходимых для освоения темы. Демонстрация преподавателем основных методик. Контроль усвоения темы. | Студент должен знать физические основы действия ингаляционной, ультразвуковой и фототерапии, основные методики и технику проведения процедур, технические характеристики физиотерапевтической аппаратуры, принципы дозирования процедур, показания и противопоказания к назначению процедур. Студент должен уметь правильно выбрать эффективный метод фототерапии, ультразвуковой терапии, вид ингаляции пациентам с различными заболеваниями, использовать оптимальную методику лечения, правильно оформить направление на процедуру с указанием основных параметров дозирования процедуры, осуществить технику проведения процедуры на соответствующих физиотерапевтических аппаратах. | Подобрать больным оптимальный метод фототерапии, ингаляционной терапии, выбрать соответствующие методики и параметры, определить биодозу пациенту, освоить технику проведения процедур. Элементы УИРС: Самостоятельная запись результатов назначения физиотерапии в историю болезни. | 1,5 | VIII | ||
Водо- и теплолечение. Санаторно-куротное лечение. Зачет. Понятие об основных видах водо- и теплолечения, механизм действия водолечения и теплолечения в зависимости от вида воздействия и химического состава, методы и методики основных водо- и теплолечебных процедур, показания и противопоказания к ним. Понятие о курортах и санаториях, их основные цели и задачи; характеристика основных лечебных факторов, используемых на курорте; особенности действия курортных факторов на организм человека; методы и методики применения лечебных факторов в условиях санаториев на курортах; показания и противопоказания к проведению санаторно-курортного лечения. Особенности курортов РБ. Контроль исходного уровня знаний и умений. Разбор с преподавателем основных вопросов, необходимых для освоения темы. Самостоятельная работа. Контроль конечного уровня знаний по общей физиотерапии. | Студент должен знать физические основы действия тепла и воды; состав и механизм действия душей и основных видов используемых ванн (пресных, минеральных, газовых), минеральных питьевых вод, грязелечения, парафино- и озокеритолечения; методики и технику проведения процедур; принципы дозирования процедур; показания и противопоказания к назначению методов тепло- и водолечения. Общие принципы санаторно-курортного лечения, классификацию и основные задачи курортов, лечебные факторы, используемые в санаторно-курортных условиях, показания и противопоказания к назначению санаторно-курортного лечения. Студент должен уметь правильно выбрать основные курорты России и Башкирии с указанием лечебных факторов больным с различными заболеваниями, метод лечения (грязелечение, парафинотерапия, озокеритотерапия, души, ванны, обтирания и др.), назначить правильную методику и подобрать основные параметры дозирования процедур, грамотно оформить направление на физиотерапевтическую процедуру и санаторно-курортную карту больного. | Подготовить и провести методики по основным видам тепло- и водолечения. Подбрать соответствующую по составу питьевую минеральную воду различным пациентам. Заполнить санаторно-курортную карту с рекомендациями по выбору курорта. Зачет по результатам тестового контроля. Элементы УИРС: разбор текущих карт стационара, оформление реферата по санаторно-курортному лечению, учитывая специфику курортов РБ. | 1,5 | VIII |
2.3. Тематический план самостоятельной (внеаудиторной) работы студента
Внеаудиторная работа в основном предполагает самоподготовку к следующему практическому занятию. Студенты для подготовки к занятию могут проводить библиографический и информационный поиск по тематике практического занятия, а также использовать материал, имеющийся в электронных базах отечественных и зарубежных издательств, к которым имеет доступ библиотека БГМУ. В методических указаниях для студентов представлены основные вопросы для самоподготовки к занятию, источники основной и дополнительной литературы, тесты для самоконтроля уровня усвоения теоретического материала, ситуационные задачи.
Вопросы для самоподготовки к практическому занятию по теме: Электролечение: гальванизация, лекарственный электрофорез, диадинамотерапия, амплипульстерапия:
1. Понятие об электрическом токе, физические параметры тока, виды и формы импульсных токов, физические параметры тока.
2. Анатомо-физиологические особенности органов и систем.
3. Понятие об основных патологических процессах, типические патологические процессы.
4. Механизм действия гальванического и импульсных токов на субклеточном, клеточном, органном уровнях.
Вопросы для самоподготовки к практическому занятию по теме: Высокочастотная терапия: дарсонвализация, индуктотермия, электрическое поле ультравысокой частоты, сверхвысокочастотная терапия:
1). Понятие о переменном электрическом поле высокой частоты.
2). Понятие об электромагнитном поле сверхвысокой частоты.
3). Понятие о магнитном поле.
4). Анатомо-физиологические особенности органов и систем.
5). Знание основных патологических процессов, типических патологических процессов.
6). Механизмы действия электрического и электромагнитного поля высокой, ультравысокой и сверхвысокой частоты на субклеточном, клеточном, органном уровнях.
7). Механизм действия магнитного поля высокой и низкой частоты на субклеточном, клеточном, органном и организменном уровнях.
Вопросы для самоподготовки к практическому занятию по теме: Фототерапия, ультразвуковая терапия, лекарственный фонофорез, ингаляционная терапия:
1). Понятие об инфракрасном, видимом, ультрафиолетовом и лазерном излучениях.
2). Понятие об ультразвуке, его характеристики.
3). Анатомо-физиологические особенности органов и систем.
4). Знание основных патологических процессов, типических патологических процессов.
5). Механизмы действия фототерапии, ультразвука на субклеточном, клеточном, органном уровнях.
6). Механизмы действия ингаляционной терапии на организм человека.
Вопросы для самоподготовки к практическому занятию по теме: Водолечение, тепло- и грязелечение. Санаторно-курортное лечение:
1). Понятие об основных методах водолечения, виды водолечения.
2). Понятие об основных методах теплолечения, виды теплолечения.
3). Понятие о курорте и санатории и их основные задачи.
4). Анатомо-физиологические особенности органов и систем.
5). Понятие об основных патологических процессах, типические патологические процессы.
6). Механизм действия водолечения и теплолечения в зависимости от вида воздействия и химического состава.
7). Механизм действия курортных факторов на субклеточном, клеточном, тканевом, организменном уровнях.