VIII. Полетно-информационное обслуживание
8.1. Полетно-информационным обслуживанием обеспечиваются все воздушные суда, на полет которых эта информация может оказать влияние и которые:
а) обеспечиваются диспетчерским обслуживанием воздушного движения или
б) иным образом известны соответствующим органам обслуживания воздушного движения (подали уведомление (план полета).
8.1.1. В том случае, когда органы обслуживания воздушного движения обеспечивают одновременно полетно-информационное обслуживание и диспетчерское обслуживание, предоставление диспетчерского обслуживания осуществляется на первоочередной основе по отношению к предоставлению полетно-информационного обслуживания во всех случаях, когда этого требует предоставление диспетчерского обслуживания.
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 12 мая 2014 г. N 124 в пункт 8.1.2 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
8.1.2. Полетно-информационное обслуживание предоставляется:
а) в границах района полетной информации - центром полетной информации;
б) в пределах контролируемого воздушного пространства и на контролируемых аэродромах - соответствующими органами ОВД.
Если полетно-информационное обслуживание предоставляется воздушным судам в районе конкретного неконтролируемого аэродрома и непосредственно на нём, то такое обслуживание предоставляет аэродромная служба полетной информации в соответствии с делегированными полномочиями.
8.1.3. Полетно-информационное обслуживание включает предоставление соответствующей информации:
а) краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полета воздушных судов, а также предполагаемую эволюцию данных явлений во времени и в пространстве (далее - SIGMET) и краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных явлений погоды по маршруту полета, которые не были включены в прогнозы районам полетов в виде текста с установленными сокращениями для полетов на малых высотах (далее - AIRMET);
б) относительно вулканической деятельности, вулканических извержений, а также облаков вулканического пепла;
в) относительно выбросов в атмосферу радиоактивных веществ или токсических химических веществ;
г) об изменении эксплуатационного состояния навигационных средств;
д) об изменении состояния аэродромов и связанных с ними средств, включая информацию о состоянии рабочих площадей аэродрома, когда они покрыты снегом, льдом или значительным слоем воды;
е) о беспилотных неуправляемых аэростатах;
ж) иной информации, которая может повлиять на безопасность полетов.
8.1.4. При полетно-информационном обслуживании воздушным судам предоставляется дополнительная информация:
а) о действующих или прогнозируемых погодных условиях на аэродромах вылета, назначения и запасных аэродромах;
б) об опасности столкновения для воздушных судов, выполняющих полет в воздушном пространстве классов C и G;
в) для выполнения полета над водной поверхностью по просьбе пилота и при возможности предоставляется любая имеющаяся информация, например, о радиопозывном, местоположении, истинной линии пути, скорости и т.д., надводных судах в данном районе.
Информация, определенная подпунктом "б" настоящего пункта, может быть передана только в отношении известных органу ОВД воздушных судов.
8.1.5. Полетно-информационное обслуживание, предоставляемое воздушным судам, выполняющим полеты по ПВП, включает предоставление имеющейся информации относительно движения и погодных условий по маршруту полета, в которых полет по ПВП может оказаться невыполнимым.
8.1.6. При полетно-информационном обслуживании информация, отображаемая на индикаторе воздушной обстановки органа ОВД, может быть использована для предоставления опознанным воздушным судам:
а) о любых других наблюдаемых воздушных судах, которые следуют по траектории, ведущей к возникновению конфликтной ситуации с ними, а также предложений или рекомендаций в отношении действий по предотвращению столкновения;
б) о местоположении особых явлений погоды и, если это целесообразно, рекомендаций воздушным судам в отношении наилучших вариантов обхода любых таких районов с неблагоприятными погодными условиями;
в) которая может помочь пилоту воздушного судна в выполнении его функций по самолетовождению.
8.1.7. Орган обслуживания воздушного движения, обслуживающий район полетной информации, регистрирует информацию о фактическом ходе полетов воздушных судов, беспилотных неуправляемых аэростатах, которые не обеспечиваются диспетчерским обслуживанием, в справочных целях для:
а) поиска и спасания;
б) передачи другим органам обслуживания воздушного движения.
8.2. Орган, обеспечивающий полетно-информационное обслуживание, передает на борт воздушных судов информацию с использованием одного или нескольких определяемых им способов:
а) направленная передача информации воздушному судну по инициативе органа полетно-информационного обслуживания с обязательным подтверждением приема (этот способ является предпочтительным);
б) общий вызов, передача информации всем соответствующим воздушным судам с подтверждением приема;
в) радиовещательная передача информации;
г) передача информации по линии передачи данных.
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 12 мая 2014 г. N 124 в пункт 8.2.1 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
8.2.1. Общие вызовы используются только в тех случаях, когда до нескольких воздушных судов необходимо незамедлительно довести важную информацию, например, информацию о неожиданном возникновении неблагоприятных атмосферных условий, изменении используемой ВПП или отказе основного средства захода на посадку.
8.2.2. Специальные донесения, полученные с бортов воздушных судов, передаются другим соответствующим воздушным судам в течение 60 минут после их получения.
8.2.3. В целях предупреждения столкновения экипажи воздушных судов при полетно-информационном обслуживании осуществляют передачу информации на частоте органа полетно-информационного обслуживания о своем движении и местонахождении.
8.2.4. Информация SIGMET и AIRMET, а также специальные донесения с бортов воздушных судов, которые не использовались при подготовке информации SIGMET, передаются на борт воздушных судов с использованием одного или нескольких способов, указанных в пункте 8.2 настоящих Правил.
8.2.5. Информация SIGMET и AIRMET и специальные донесения с бортов воздушных судов, направляемые воздушным судам, должны охватывать часть маршрута в пределах до одного часа полетного времени по направлению полета воздушного судна.
8.2.6. Информация о вулканической деятельности, вулканических извержениях и информация об облаках вулканического пепла (местоположение облаков и затронутые эшелоны полета) передается на борт воздушных судов путем использования одного или нескольких способов, указанных в пункте 8.2 настоящих Правил.
8.2.7. Информация о выбросе в атмосферу радиоактивных материалов и токсических химических веществ, который может затронуть воздушное пространство, находящееся в зоне обслуживания данного органа ОВД, передается на борт воздушных судов с использованием одного или нескольких способов, приведенных в пункте 8.2 настоящих Правил.
8.2.8. Специальные сводки в кодовой форме сводок специальных наблюдений (далее - SPECI) и скорректированные прогнозы по аэродрому (далее - TAF) передаются по запросу и дополняются следующими способами передачи информации:
а) направленной передачей органом обслуживания воздушного движения выборочных специальных сводок и скорректированных TAF по аэродромам вылета, назначения и запасным аэродромам, указанным в плане полета;
б) общим вызовом воздушных судов и подтверждения ими получения выборочных специальных сводок и скорректированных TAF;
в) непрерывной или повторяемой через короткие промежутки времени радиовещательной передачей или передачей с использованием линии передачи данных текущих регулярных наблюдений (далее - METAR) и TAF в районах с высокой интенсивностью воздушного движения.
Для этой цели должны использоваться радиовещательные передачи метеорологической информации по маршруту полета (далее - ВОЛМЕТ).
8.2.9. Передача органом обслуживания воздушного движения информации о неуправляемых аэростатах передается на борт воздушных судов с применением одного или нескольких способов, указанных в пункте 8.2 настоящих Правил.
8.2.10. На последних стадиях полета в пределах конечного участка захода на посадку или при других затруднительных обстоятельствах воздушные суда могут не подтверждать прием направленных передач.
8.3. Между смежными органами ОВД, обеспечивающими полетно-информационное обслуживание, осуществляется координация действий в отношении полетов.
8.3.1. В целях обеспечения непрерывного полетно-информационного обслуживания воздушных судов при координации действий передается информация о полете:
а) пункты текущего плана полета;
б) время, когда в последний раз велась связь с воздушным судном.
Эта информация передается смежному органу ОВД, ответственному за полетно-информационное обслуживание в следующем районе полетной информации, до входа воздушного судна в район полетной информации.
8.4. При оперативном полетно-информационном обслуживании (далее - OFIS) радиовещательные передачи должны содержать объединенную информацию об отдельных эксплуатационных и метеорологических элементах по различным этапам полета и передаются по каналам ВЧ- и ОВЧ-диапазона.
Сообщения АТИС передаются по каналам ОВЧ-диапазона, сообщения ВОЛМЕТ - в ОВЧ- и ВЧ-диапазонах.
8.4.1. Скорость передачи сообщения не должна ухудшать качество приема, а продолжительность передачи не должна превышать 5 минут.
8.4.2. Сообщения должны подготавливаться и распространяться органом полетно-информационного обслуживания. Каждое сообщение по аэродрому содержит название аэродрома, к которому относится информация.
8.4.3. Включаемая в радиовещательную передачу информация должна обновляться немедленно, если происходит существенное ее изменение.
8.4.4. В сообщения, входящие в ВЧ-радиовещательные передачи при оперативном полетно-информационном обслуживании, должна включаться следующая информация, передаваемая в указанной последовательности:
а) информация о погоде на маршруте;
б) информация об особых явлениях погоды на маршруте передается по имеющейся форме SIGMET;
в) информация по аэродрому, в том числе:
название аэродрома;
время наблюдения;
важная оперативная информация;
направление и скорость приземного ветра;
видимость и, в соответствующем случае, дальность видимости на ВПП;
текущая погода;
облачность ниже 1500 м (5000 футов) или ниже наибольшей минимальной абсолютной высоты в секторе в зависимости от того, какое значение больше; кучево-дождевая облачность; если облачность сплошная, вертикальная видимость, когда такие данные имеются;
прогноз по аэродрому.
8.4.5. В сообщения, входящие в ОВЧ-радиовещательные передачи, при оперативном полетно-информационном обслуживании должна включаться следующая информация, передаваемая в указанной последовательности:
а) название аэродрома;
б) время наблюдения;
в) используемая для посадки ВПП;
г) особые условия на поверхности ВПП и коэффициент сцепления;
д) изменения эксплуатационного состояния навигационных средств;
е) при необходимости задержка в зоне ожидания;
ж) направление и скорость приземного ветра;
з) видимость и, в соответствующем случае, дальность видимости на ВПП;
и) текущая погода;
к) облачность ниже 1500 м (5000 футов) или ниже наибольшей минимальной абсолютной высоты в секторе в зависимости от того, какое значение больше; кучево-дождевая облачность; если облачность сплошная - вертикальная видимость, когда такие данные имеются;
л) температура воздуха;
м) температура точки росы;
н) данные для установки высотомера;
о) дополнительная информация о недавних явлениях погоды, влияющих на производство полетов, и при необходимости о сдвиге ветра;
п) прогноз для посадки, когда он имеется;
р) уведомление о текущих сообщениях SIGMET.
8.5. В тех случаях, когда план полета воздушного судна (уведомление об использовании воздушного пространства) был активизирован, экипаж воздушного судна обязан не позднее 30 минут после планируемого времени прибытия отменить, указать новое время прибытия или закрыть план полета. Активизация, отмена, изменение и закрытие плана полета воздушного судна производятся любым доступным способом, включая сообщение с борта воздушного судна, сеть Интернет либо с использованием телефонной сети связи общего пользования. При посадке на контролируемый аэродром закрытие плана полета осуществляется органом ОВД, предоставляющим диспетчерское обслуживание на данном аэродроме.
8.5.1. Воздушные суда, оборудованные средствами двусторонней радиосвязи, передают донесение в период между 20 и 40 минутами после времени последнего сеанса связи независимо от цели такого сеанса для доклада о том, что полет проходит в соответствии с планом; такое донесение включает государственный и/или регистрационный опознавательный знак воздушного судна и слова "полет проходит нормально" или сигнал QRU (ЩРУ).
8.5.2. Сообщение, содержащее фразу "полет проходит нормально", передается по каналу двусторонней связи соответствующему органу обслуживания воздушного движения.
8.5.3. При нахождении воздушного судна в аварийных условиях или при получении с борта воздушного судна сообщения о наличии минимального запаса топлива, или в любой другой ситуации, когда безопасность полета воздушного судна не гарантируется, информация о типе аварийной ситуации и обстоятельствах, в которых находится воздушное судно, передающим органом ОВД сообщается принимающему органу или любому другому органу ОВД, который может иметь отношение к данному полету, и соответствующим координационным центрам поиска и спасания.
8.5.4. При проведении длительной поисково-спасательной операции по согласованию с Главным авиационным координационным центром поиска и спасания издается сообщение NOTAM с указанием боковых и вертикальных границ района проведения поисково-спасательных операций для предупреждения воздушных судов, не занятых в выполнении поисково-спасательных операций и не контролируемых диспетчерской службой, о том, чтобы они не заходили в такие районы без разрешения соответствующего органа ОВД.
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса России от 12 мая 2014 г. N 124 пункт 8.5.5 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
8.5.5. В случае отсутствия от воздушного судна доклада "полет проходит нормально" после наступления запланированного или расчетного времени представления донесения, орган ОВД в течение периода времени продолжительностью 30 минут принимает меры для получения такого донесения, чтобы в случае необходимости применить положения, касающиеся "стадии неопределенности".
8.5.6. Исключен.
Информация об изменениях:
См. текст пункта 8.5.6
8.5.7. При отсутствии уверенности в местоположении воздушного судна, выполняющего полет через несколько районов полетной информации или диспетчерских районов, координацию аварийного оповещения осуществляет орган ОВД района полетной информации и диспетчерского района:
а) в пределах которого воздушное судно выполняло полет во время последнего выхода на связь "воздух - земля";
б) в который данное воздушное судно собиралось войти в момент последнего выхода на связь "воздух - земля", находясь на границе двух районов полетной информации или диспетчерских районов или вблизи нее;
в) в пределах которого расположен пункт промежуточной посадки или назначения данного воздушного судна:
если воздушное судно не оснащено соответствующим оборудованием двусторонней радиосвязи, или
не было обязано передавать донесения о местоположении.
8.5.8. Орган, который является ответственным за аварийное оповещение:
а) кроме уведомления связанного с ним координационного центра поиска и спасания, уведомляет о введении аварийной стадии или стадий органы, обеспечивающие аварийное оповещение в других соответствующих районах полетной информации или диспетчерских районах;
б) используя все надлежащие средства, в том числе средства связи, просит эти органы оказать помощь в поисках любой полезной информации о воздушном судне, которое, как предполагается, находится в аварийном положении;
в) собирает информацию, накопленную на каждой аварийной стадии, и после проведения необходимых уточнений передает ее в координационный центр поиска и спасания;
г) в соответствии с обстоятельствами объявляет об отмене аварийного положения.
8.5.9. До объявления стадии бедствия орган обслуживания воздушного движения, ответственный за аварийное оповещение, должен получить необходимую ему информацию о воздушном судне, которая отсутствовала на момент передачи уведомления координационному центру, уделив особое внимание аварийным частотам, которые могут быть использованы оставшимися в живых и которые указываются в графе 19 плана полета, но которые обычно не передаются.