Образ кота в русской литературе: мифологические и фольклорные мотивы
Кот сопровождает человека с древнейших времен в быту, неслучайно он стал персонажем мифов, фольклорных и литературных произведений. Мифологический образ кота используется и переосмысляется в русском фольклоре и литературе на протяжении почти всей их истории. Он разрабатывался в самых разных литературных жанрах: поэмах, рассказах, повестях, романах.
Чтобы выделять архетипичные черты в образе кота в русской литературе, мы обратились к работе Е. М. Мелетинского «О литературных архетипах». Ученый говорил о том, что на ранних ступенях развития повествовательные схемы отличаются исключительным единообразием. На более поздних этапах они весьма разнообразны, но внимательный анализ обнаруживает, что многие из них являются своеобразными трансформациями первичных элементов. В работе рассмотрены возможные трансформации героя - кота в русской литературе.
Для изучения были использованы произведения русских писателей (слайд 2)
В основном об образе кота говорится в небольших статьях. Среди них статья историка и семиотика Евгения Владимировича Пчелова «У Лукоморья дуб зеленый». В ней исследователь, объясняет мотив движения по цепи и приходит к выводу о статичном положении кота, всегда остающегося как бы на месте, в настоящем. О повести А.Погорельского «Лафертовская маковница» писала литературовед и фольклорист Гребнева Марина Павловна, выявляя в ней наследие мифологических и фольклорных воззрений.Исследователь только упоминает кота как помощника Бабы Яги, не давая подробного анализа. А.А. Данилевский в комментариях к повести «Крестовые сестры», высказывает мысль о том, что кошка является олицетворением простого народа. Т. Рыжкова рассматривает Кота Бегемота в совокупности с другими героями, дает частотный анализ изменения героя, в разных эпизодах. В «Булгаковской энциклопедии» дается информация о мифологических истоках литературного образа. Романом Стругацких «Понедельник начинается в субботу» занимался Юджин Зеб Козловских в своей работе «Коды комического в сказках Стругацких «Понедельник начинается в субботу»», коту посвящена небольшая часть исследования, в которой герой рассматривается как пародия на советского поэта.
Новизна работы заключается в том, что мы определяем функции каждого персонажа - кота в произведениях и рассматриваем литературный образ кота в развитии.
Итак, цель работы: выявить мифологические и фольклорные мотивы в изображении кота в русской литературе. Для реализации цели определили круг задач: (слайд 3)
В качестве целостной модели был использован сравнительно-функциональный метод Проппа. В.Я. Пропп в своей работе «Морфология волшебной сказки» (1928) выделил устойчивый ряд инвариантных функций. Пропп считал, что мотивы в волшебных сказках равнозначны функциями – поступками действующего лица, определяемыми с точки зрения его значения для хода действия.
Способом анализа в нашей работе является обнаружение постоянных функций кота в мифологии и фольклоре, а затем наблюдение за реализацией выявленных функций в произведениях русской литературы.
Объектомнашего исследования являются тексты русских писателей, в которых встречается герой-кот, предметом – функции кота в этих произведениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава носит реферативный характер – «Кот в славянской мифологии и фольклоре». В ней рассматривается место кота в славянской мифологии и фольклоре. Выявляются три основных функции кота. (Таблица на слайде 4)
Вторая глава представляет собой анализ образа кота в разных текстах и соотнесение с выполнением мифологических функций, выявленных в 1 главе. (Таблица на слайде 5)
В поэме Пушкина кот играет роль существа пограничного, его роль связана с охраной прохода между двумя мирами, он вводит читателя в поэму. Прообразом кота учёного выступает фольклорный кот Баюн, который обладает такими же качествами, как и кот из поэмы А.С. Пушкина: знание сказок, умение говорить, пограничное место обитания. Но, вместе с тем, кот не играет сюжетообразующей роли в произведении, он нужен для того, чтобы ввести читателя в особый сказочный мир. А. А. Погорельский в своей повести «ЛафЕртовская мАковница» выводит кота как одного из главных героев, вокруг него разворачиваются ключевые события повести: приход к ведьме, исчезновение ведьмы, женитьба Маши и последнее испытание героини. Аристарх Фалелеич Мурлыкин воплощает традиционные представления славян о коте: принадлежность двум мирам, легкий переход из одного мира в другой, отношение к нечистой силе, черный окрас как признак ведьминского помощника, умение принимать человеческое обличие. Кот в произведении выполняет две функции – проводника и вредителя. В произведениях Гоголя кошка стала частым персонажем в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», где выполняет одну и ту же функцию – вредительство главному герою и имеет постоянные признаки – черный цвет, появление в ночное время суток. Кошка всегда выступает как одно из обличий ведьмы и всегда носит в себе женское начало. В цикле «Миргород» мы выделили произведение, в котором также имеется образ кота. В повести «Старосветские помещики» имеется несколько котов и кошка. Их функции не совпадают. Коты выступают носителями зла, разрушения, то есть выполняют функции вредителя, кошка же в произведении имеет две функции. В начале произведения является олицетворением домашнего очага, идиллии, позже, когда происходит вторжение внешнего враждебного мира, становится предвестником смерти, своеобразным вредителем.
В повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» сочетаются фольклорное и мифологическое составляющее в образе кота. Кот позволяет более полно раскрыть образы героев, их отношения, характеры. Его появление в снах героини указывает на мистический характер этих эпизодов. Помимо мистического появления кота, присутствует ассоциативная связь с героями. Кот выступает символом страсти между Катериной и Сергеем. Сравнение Катерины и Сергея с «кошачьим дуэтом» направлено на снижение романтического составляющего повести.
Образы кота и кошки в повести «Крестовые сестры» Алексея Ремизова несколько иные. В начале повести наличие кошачьих черт мы замечаем в одном из героев, в Глотове, эти черты становятся в этом контексте олицетворением сытости, хищности, то есть носят негативный оттенок. Но далее образ животного утрачивает индивидуальный характер и обретает масштабы общечеловеческие. Мурка несет в себе символ страдания целого народа и является выражением жизни каждого. Мифологические корни образа кошки в произведении довольно слабые, здесь отражена литературная традиция Ф.М.Достоевского, в частности, образы лошади из «Преступления и наказания» и собаки из «Братьев Карамазовых». Но Алексей Толстой в повести «Детство Никиты» намеренно обращается к мифопоэтической традиции. Образ кота в произведении напрямую связан с мифологическими представлениями славян о животных. Четко можно выделить функцию проводника у кота Васьки, которую животное выполняет в момент инициации главного героя. После пройденного испытания глазами героя мы замечаем, что кот теряет свою мистическую сущность и превращается в обыкновенного домашнего питомца. У А.И. Куприна также присутствует в творчестве герой-кот, а точнее кошка в рассказе «Ю-ю». В тексте отсутствуют фантастические элементы, в отличие от предыдущих текстов, связанные с кошкой. В тексте на первый план выходят психологические аспекты. Животное становится символом любви и привязанности. Следуя нашей функциональной классификации, можно говорить о том, что кошка выполняет функцию хранителя домашнего очага. Наиболее значительное место в произведении среди героев-котов занимает кот из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Герой характеризуется многообразием мифологем славянских и европейских, вместе с тем, в тексте присутствует аллюзии, например, на Кота в сапогах. То есть, автор намеренно выстраивает такой образ, беря за основу библейские, демонологические и литературные источники. Бегемот является одним двигателей сюжета. Казалось бы, Бегемот является антогонистом, злодеем, он совершает аморальные поступки: отрывает головы, обманывает, издевается над людьми. Его место в свите самого дьявола подразумевает роль жестокого демона, злодея. Но в романе все совсем наоборот, функцию злодея и вредителя берут на себя обычные люди, москвичи, а Бегемот является обличителем человеческих пороков. Кот Василий, герой романа братьев Стругацких, несомненно, мифологичен и сразу же отсылает нас к пушкинскому герою, который в свою очередь создан по мотиву кота БаЮна. Кот ученый в этом произведении создан для комического эффекта. Но пародия Стругацких двупланова, это и пародия на известный литературный образ кота Ученого, и в тоже время на обобщенный образ современного им советского поэта.
Выводы :Исследуя ряд взятых нами текстов, можно проследить, что в произведениях начала 19 века кот является романтическим образом, тогда как в более поздних, трансформируется в образ комический – образ снижается. Но кот всегда выполняет одну из функций, которые мы выявили в первой главе: хранитель (помощник), проводник, вредитель. Это связано с тем, что литературные произведения наследуют мифопоэтические традиции в создании героя кота. Наиболее частотными можно назвать две функции – проводник и вредитель. В большинстве текстов эти функции переплетаются, так как кот появляется в текстах как существо, связанное с потусторонним миром. Из этого следует, что кот используется в литературе в моменты фантастические, когда герою необходимо проникнуть в другой мир или когда герой уже в нем пребывает.
В нашем исследовании было задействовано большинство текстов («Руслан и Людмила», цикл «Ночь перед Рождеством», «Леди Макбет Мценского уезда», «Дество Никиты», «Мастер и Маргарита») представленных в школьной программе. Результаты исследования могут быть применены при изучении этих текстов на уроках литературы.
Результаты работы над этой темой были представлены на университетской научной конференции(Пермь, 2016).
Исследование может быть продолжено, так как образ кота довольно популярен в разных жанрах современной литературы (В. Кунин «Кыся», Т.Толстая «Кысь»), как русской, так и зарубежной.