Б). Мифологические и магические мотивы.

Магические верования занимали огромное место в жизни древних ирландцев. Наряду с обширным пантеоном богов, существовала вера в духов, населяющих землю, воду и воздух. Магический элемент играет большую роль в сагах.

  • Сиды.Огромное значение имеют полубоги – сиды. Представление об их местопребывании двоится. Они не то обитают на чудесном острове, где-то далеко за морем, не то под землею, в холмах. Они малы ростом и прекрасны собой, вечно молоды и превосходят людей силой и мудростью, будучи им подобны. Они владеют великими сокровищами и проводят жизнь в пирах и играх, в любви и веселье; они кротки и великодушны, но иногда ведут войны с племенами иных духов. По-видимому, они не знают естественной смерти, но могут умирать в бою (родичи Син в «Смерти Муйрхертаха»). Часто они помогают людям, вступают с ними в любовные связи, заманивают их на свои волшебные холмы и там иногда потешаются над ними, но чаще всего отпускают с богатыми дарами («Приключения Кормака»). Иногда для устройства своих дел они прибегают к помощи смертных («Болезнь Кухулина»).
  • Боги.Рядом с сидами в сагах есть образы богов. Это Луг – бог света, отец Кухулина, Огме – бог мудрости, красноречия и письменности. Мананнани отец его Лербыли божествами моря. Бог Мидеробладал даром превращения и часто влюблялся в смертных женщин. Морриган – богиня войны.
  • Мотив магического зачатия смертной от божества – один из самых распространенных в кельтских сказаниях.
  • Праздники.Часто упоминается Самайн, когда друиды зажигали священный огонь, а все остальные огни в Ирландии должны были быть погашены. В ночь Самайна разверзались волшебные холмы, и сиды общались с людьми.
  • Запреты.Совершенно особым видом колдовских поверий были гейсы, или зароки, лежащие на отдельных лицах. От табу они отличаются тем, что носят персональный характер. Некоторые из них – исключительно моральные. Это гейсы Кухулина – не отказывать в помощи ни одной женщине. Некоторые гейсы связаны с культом природных сил. На Конайре лежал запрет не выходить из дома после захода солнца.
  • Кухулин.Вся личность и судьба Кухулина наполнены магическими мотивами. Если Конхобар метафорически именуется «земным богом», то Кухулин – истинный полубог. Никто не обладает таким большим количеством чудесных способностей, как он. Весьма вероятно, что в образе Кухулина слилось несколько бразов, эпически, исторически и мифически первоначально различных.

В). Сюжеты и персонажи.

Саги о Кухулине составляют своеобразную легендарную биографию героя. Кухулин – сын Дехтире, сестры Конхобара, и бога света Луга. По другой версии предания, его прижил сам Конхобар с Дехтире (представление, восходящее к периоду матриархата).

Облик и характер Кухулина насыщены мифическими чертами. Он обладает целым рядом чудесных свойств и способностей. Когда он приходит в боевую ярость, то необычайно вырастает и весь искажается. На конце каждого его волоска выступает капля крови. От его тела исходит необыкновенный жар. Он может, воткнув копье в землю, влезть на вершину его и встать ногой на наконечнике. Он почти обладает способностью летать. В трудных случаях он пускает в ход «рогатое копье» (с разветвленным наконечником), которое мечет не рукой, а пальцами ноги, стоя в воде, чтобы враг не знал, откуда будет удар.

В образе Кухулина воплотился идеал доблести и нравственного совершенства. Он великодушен к врагам, отзывчив ко всякому горю, утонченно вежлив со всеми женщинами, всегда – защитник слабых и угнетенных. Ни один из его подвигов не был вызван корыстью или эгоизмом. Он самоотверженно один отстаивает грудью свою родину против врагов («Угон быка из Куалнге»). Он безутешен, когда его рукой сражен друг его юности (Фердиад). Его зароки также являются образцом благородства и великодушия. Кухулин поклялся никогда не отказывать женщине в беде, никогда не отказываться от предложенного гостеприимства, всегда быть верным данному слову. Характерно, что в саге о своей смерти он становится жертвой собственного великодушия, когда соглашается поесть с ведьмами собачьего мяса (другой его зарок, связанный с тотемистическими верованиями. Кухулин – Пес Кулан, его тотемное животное - собака).

По сравнению с Кухулином другие персонажи цикла значительно бледнее. Но все-таки: Фергус –добродушный простак, Брикрен– язвительный, злокозненный, грубый, свирепый (в монографии о Локи написано, что Брикрен – его ирландский двойник), Найси – нежный и смелый.

Сила враждебного Уладскому королевству Коннахта воплощается в королеве Медб, могучей и жестокой, и ее мужа Айлиля. Они окружены верными бойцами – Фергусом, Фердиадом и другими. На ее стороне также выступает мудрец Муман и Лугайд. Этой коалиции противостоит Конхобар, Кухулин, Конал Победоносный, Лойгайре Сокрушитель, которые все живут в столице уладов – Эмайн-Махе..

Наши рекомендации