Гигиена детей и подростков
Показатели и методы индивидуальной оценки физического развития. Определение групп здоровья детей и подростков.
Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Биологический и паспортный возраст. Социально-гигиеническое значение акселерации.
Понятие школьной зрелости, критерии определения. Группы риска неготовности к школьному обучению.
Задачи и содержание работы школьного врача.
Температурно-влажностный и световой режим в школьных помещениях.
Гигиенические требования к школьной парте, учебным пособиям. Физиологические особенности правильной посадки ребенка.
ВОЕННО-МОРСКАЯ ГИГИЕНА.
Питание личного состава ВМФ. Консервы и концентраты и их роль в питании личного состава.
Основы организации питания личного состава ВМФ и СА (адекватность, сбалансированность, дифференцированность, регламентированность).
Особенности санитарно-гигиенической экспертизы продуктов, загрязненных РВ, ОВ.
Системы водоснабжения на кораблях. Методы их дезинфекции.
Организация водоснабжения ВМФ. Нормы водопотребления в различных условиях.
Опреснение морской воды.
Обеззараживание пресной воды на кораблях.
Обработка и удаление нечистот и отбросов на кораблях.
Методы оценки загрязнения морской воды.
Мероприятия по охране морей и океанов. Санитарно-эпидемиологический, социально-экономический и планетарно-экологический аспекты загрязнения морей и океанов.
Обеззараживание воды индивидуальными средствами. Меры дезактивации воды.
Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях. Табельные и подручные средства очистки воды.
Понятие об обитаемости кораблей. Гигиенические требования к размещению личного состава на кораблях ВМФ.
Гигиенические требования к освещению корабельных помещений. Виды освещения.
Гигиеническая характеристика отопления и вентиляции на кораблях.
Корабельный шум. Профилактические мероприятия.
Вибрация в условиях корабля. Профилактика морской болезни.
Обязанности корабельного врача.
Военно-морская база. Санитарно-гигиенические требования к планировке, устройству, водоснабжению.
Организация санитарно-гигиенических мероприятий при размещении военнослужащих в фортификационных сооружениях открытого типа.
Организация санитарно-гигиенических мероприятий при размещении военнослужащих в фортификационных сооружениях полузакрытого и закрытого типа.
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами.
Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.
Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье".
Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".
Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.
Предмет гигиеныхорошо раскрывается в ее определении.
Задачи гигиены.
Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления:
1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и социальных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.
2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.
3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.
Методы гигиены:
Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:
1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описания". При этом обычно заполняются санитарные карты.
2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).
3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моделях.
4. Статистические (медико-статистические) методы.