Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость черепа. Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека
Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.
Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;
Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.
Оснащение занятия
1. Скелет.
2. Костные препараты.
3. Антропологические бланки по числу студентов в группе.
4. Таблицы и схемы по теме занятия.
5. Мультимедийный проектор, ноутбук.
Актуальность темы:
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-31.
Мотивация
Общее понятие о развитии, индивидуальной и возрастной изменчивости черепа, методика определения возраста и пола по черепу и элементам посткраниального скелета необходимо для дальнейшего изучения частной и медицинской антропологии, а также приближает студента к физикальному обследованию пациента в клинике терапии, хирургии, педиатрии и гериатрии.
Цели занятия:
Учебная: участие в реализации ПК-16 в части способности и готовности использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка: изучить основные способы и принципы диагностики пола и возраста по черепу и элементам посткраниальнго скелета; участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; роль антропологического подхода в клинической практике.
Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере.
Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы.
Последующие дисциплины: анатомия человека, гистология, патологическая анатомия, хирургические болезни, внутренние болезни, детские болезни.
Конкретные задачи занятия:
ЗНАТЬ возрастные, половые и индивидуальные особенности черепа; методы определения возраста, пола по черепу и по элементам посткраниального скелета; методы вычисления длины тела по костям скелета (ОК-5; ОК-8; ПК-16).
УМЕТЬ определять пол, возраст и длину тела на основе остеометрических и краниометрических признаков с помощью оценочных таблиц; работать в группе, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-16, ПК-31).
ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
Этапы занятия, методы проведения и контроль их усвоения
1. Вводный этап – 5 мин.
A. Организационные вопросы (проверка присутствующих студентов) – 2 мин.
B. Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей. Постановка цели практического занятия (совместное целеполагание) – 3 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний – 15 мин (ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31) (проверка конспектов по теме и антропологических бланков; опрос с отметкой по материалу последней лекции и вопросам из учебника и тестов, заслушивание докладов-сообщений) – от порогового до повышенного уровня.
3. Основной этап – 55 мин.
Содержание занятия
Определение пола, возраста и морфологических особенностей человека по черепу и элементам скелета.
A.Микролекция (участие в реализации ПК-5, ПК-31, ОК-5) - контроль в виде выборочного устно-практического опроса на следующем занятии (от порогового до среднего уровня) – 15 мин.
B.Самостоятельная работа студентов малыми группами при активной консультации преподавателя (задания Д) и Ж) для самоподготовки либо другие, предлагаемые преподавателем) – 40 мин.
4. Заключительный этап – 10 мин
A.Контроль конечного уровня знаний по теме занятия: выходной тестовый контроль, опрос студентов по теме текущего занятия (пороговый уровень) – 5 мин.
B.Подведение итогов занятия, задание студентам на дом материала для повторения и самостоятельной подготовки, ответы на вопросы, возникшие при изучении темы – 5 мин.
Методические указания к самостоятельной работе студента(участие в реализации ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31).
При освоении данной темы целесообразно освежить в памяти содержание занятий № 2-6: возрастную периодизацию, понятие о биологическом и скелетном возрасте, возрастные особенности скелета вообще и черепа в частности, антропометрические и кефалометрические точки, методику антропо- и кефалометрии, индексы пропорциональности, их интерпретацию и значение. Затем следует проговорить основные понятия анатомической изменчивости скелетной системы.
Разобрать методы определения вариантов анатомической изменчивости (возрастной, половой, индивидуальной) скелетной системы. Применить на практике все доступные методы определения пола, возраста и морфологических особенностей по костному материалу.
Обговорить и обосновать значение методики для медицины
Самостоятельная работа студента при изучении данной темы складывается из трех этапов:
1. Самостоятельная подготовка к занятиюдома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа); она включает задания А), Б), В).
2. Самостоятельная работа на занятии после обсуждения темы с преподавателем (аудиторная работа); рекомендуются задания Д) и Ж) в устной форме либо другие, предлагаемые преподавателем.
3. Самостоятельная работа по пройденной теме в рамках подготовки к опросу по контрольным практическим и теоретическим и вопросам включает в себя задания от А) и далее; осуществляется дома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа).