Каковы же реальные возможности

Небесных водных потоков?


Самый сильный ливень на планете приборы зафиксировали на станции Баро в Гваделупе в ноябре 1970 г. Интенсивность дождя намного превысила все раннее наблюдаемые и составила 38 мм/мин. Предыдущий максимум был отмечен в США (Юнионвиль) в июле 1956 г. — около 31мм/мин. Эти два сверхинтенсивных дождя так и стоят особняком в истории метеорологических наблюдений. До сих пор к ним не мог приблизиться ни один ливень ни на одном континенте.

В Европе самый сильный ливень зафиксирован в 1920 г. в Германии — 15,5 мм/мин. На территории России ливни такой мощи практически невероятны. Самые сильные обычно не превышают 5 мм/мин. В умеренных широтах трудно ожидать дождей тропической силы. По мере продвижения на север интенсивность ливней обычно уменьшается, хотя природа может преподнести любые сюрпризы...

К счастью, продолжительность экстремальных ливней измеряется несколькими минутами. Но так как вода не успевает впитаться в землю, то и короткий ливень может наделать много бед. Пройдитесь по улицам Нью-Йорка после сильных ливней, вы найдете множество разрушительных следов. Если же ливень продолжается часами, то угроза катастрофы возрастает многократно.

Но эта тема уже для другого разговора...

Вопросы и задания к текстам

1. Какие грамматические классы слов преобладают в текстах I-V? Связано ли это с принадлежностью текста к тому или иному стилю?

2. Выделите ключевые слова (имена существительные), общие для всех текстов, и определите их грамматико-стилистические особенности, связанные со стилем текста.

3. Охарактеризуйте стилистические особенности имен прилагательных, встречающихся в текстах.

4. Сравните употребление глаголов в текстах I-V (личные формы, вид, время).

5. Проанализируйте синтаксические особенности текстов.

6. Найдите в текстах образные средства и сравните их употребление.

***

Упражнение 2. Определите стилистическую принадлежность приведенного ниже текста. Обоснуйте свой ответ. Выполните задание к тексту.

Сейчас от меня тетка. Она просит тебя к ней писать, а меня тебе уши выдрать. Она переезжает в Царское Село, в дом князя Кочубея, с Натальей Кирилловной, которая удивительно мила и добра; завтра еду с ней проститься. Зачем ты тетке не пишешь? какая ты безалаберная! Она просит, чтоб я тебя в Калугу пустил, да ведь ты махнешь и без моего позволения. Ты на это молодец. Сейчас простился с отцом и матерью. У него хандра и черные мысли. Знаешь, что я думаю? не приехать ли мне к тебе на лето? нет, жена, дела есть, потерпи еще полтора месяца. А тут я к тебе упаду как снег на голову; если только пустят меня. Охота тебе думать о помещении сестер во дворец. Во-первых, вероятно откажут; а во-вторых, коли и возьмут, то подумай, что за скверные толки пойдут по свинскому Петербургу. Ты слишком хороша, мой ангел, чтоб пускаться в просительницы. Погоди; овдовеешь, постареешь – тогда, пожалуй, будь салонницей и титулярной советницей. Мой совет тебе и сестрам быть подале от двора; в нем толку мало. Вы же не богаты. На тетку нельзя вам всем навалиться. Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином. Но вы, бабы, не понимаете счастья независимости и готовы закабалить себя навеки...

Тетка прислала мне твое письмо, за которое я тебя очень благодарю. Будь здорова, умна, мила, не езди на бешеных лошадях, за детьми смотри, чтоб за ними няньки их смотрели, пиши ко мне чаще; сестер поцелуй запросто... Целую тебя. Еду на пироскафе провожать Вьельгорского, который, вероятно, жену свою в живых не застанет. «Петр I-й» идет: того и гляди напечатаю 1-й том к зиме, на того я перестал сердиться, потому что... он виноват в свинстве, его окружающем. А живя в нужнике, поневоле привыкнешь к ... , и вонь его тебе не будет противна... Ух, кабы мне удрать на чистый воздух.

(Письмо А. С. Пушкина к Н. Н. Пушкиной)

Задание к тексту

Отметьте в тексте слова, имеющие в нормативных словарях современного русского литературного языка стилистические пометы разговорное, просторечное.

Упражнение 3.Прочитайте отрывок из пародийного переложения сказки Шарля Перро «Красная Шапочка», в котором автор, Марк Розовский, стилизует сюжет в ключе просторечия и молодежного жаргона. Выполните задания к тексту.

…Всю дорогу, со страшной силой хиляя в лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной красной шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк — слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку.

— Слушай, детка, прими таблетку, — сказал Серый Волк. — Это не фонтан, пшено не в жилу.

— Отпад, — сказала Красная Шапочка. — Будь здоровчик…

Задания к тексту

1. Почему данный текст воспринимается как нелитературный? Обоснуйте свое мнение.

2. «Переведите» данный отрывок на литературный язык.

Упражнение 4.Для глаголов отрéзать, лететь, свалить, подбросить, поставить, подцепить определите стилистически нейтральное и переносное значение, характерное для разговорного стиля речи.

Упражнение 5.Составьте предложения со словами волынка, музыка, дело; стекляшка, времянка, железка; нормальный, простой, пустой и объясните, что они могут обозначать.

Упражнение 6.Укажите словосочетания, которые подверглись скрещиванию, объединению двух сочетаний, связанных между собой какими-либо ассоциациями: сердце грустью обливается, чаша терпения лопнула, оказать впечатление, предпринять меры, предъявить требовательность, внушать сомнения. Объясните, из каких фразеологизмов получились данные словосочетания-контаминации.

Вопросы для повторения

1. Какова сфера употребления и основные функции разговорного стиля?

2. В каких формах реализуется разговорный стиль?

3. Можно ли противопоставить разговорный стиль книжным стилям?

4. Какое место занимает в разговорном стиле книжная лексика и фразеология?

5. В связи с какой особенностью разговорного стиля в нем наблюдается преобладание лексических и грамматических средств с конкретным значением над единицами с отвлеченным значением?

6. Почему в разговорном стиле диалогический характер речи преобладает над монологическим?

7. Перечислите основные фонетические особенности разговорного стиля.

8. Какова роль внеязыковых средств, интонации в оформлении высказывания?

9. Каковы особенности функционирования частей речи в разговорном стиле?

10. Можно ли назвать разговорный стиль наиболее эмоциональным по сравнению с другими стилями? Докажите свою мысль.

***

Упражнение 7. Прочитайте текст. Определите его стилистическую принадлежность. Выполните задания к тексту.

Телефон

«Если я заставлю ток изменить свою силу в точном соответствии с тем, как меняется плотность воздуха при получении звука, то смогу передавать на расстояние человеческую речь». Этими словами Александр Белл выразил принцип работы телефона. В 1876 году Белл первым запатентовал устройство, передававшее и принимавшее голосовые сообщения.

В передатчике Белла (микрофоне) звук вызывал колебания гибкой мембраны, прикрепленной к постоянному магниту. Эффект, называемый электромагнитной индукцией, вызывал изменяющийся по силе ток в находившейся рядом проволочной катушке. Этот переменный ток передавался по проводам к приемнику (слуховой трубке), где он также проходил через электромагнитную катушку. Изменения тока вызывали изменения магнитного поля, которые заставляли тонкую стальную мембрану колебаться в соответствии с исходными звуковыми колебаниями. Передатчик Белла давал слабый сигнал — средств его усиления еще не было. Американский изобретатель Томас Алва Эдисон в 1878 году использовал в микрофоне угольный порошок, который деформировался под действием звуковых волн, с той или иной силой прогибавших мембрану. В зависимости от этого менялось электрическое сопротивление порошка и сила пропускаемого через него тока. Как и в устройстве Белла, в приемнике электрические колебания преобразовывались обратно в звуковые с помощью электромагнита.

Угольный порошок использовался в микрофонах вплоть до недавнего времени. В более современных телефонных аппаратах его роль выполняет предварительно наэлектризованная мембрана. Этот так называемый электретный микрофон позволяет значительно повысить четкость и точность воспроизведения звука.

Абонентов телефонной связи соединяет оборудование телефонной станции. Первая станция заработала в штате Коннектикут, США, в 1878 году. Поначалу звонящий называл номер, и телефонистка соединяла его вручную. Первая автоматическая телефонная станция (АТС) открылась в штате Индиана в 1892 году. Электрические импульсы, передаваемые с механического диска набора на аппарате звонящего, приводили в действие автоматические переключатели на станции, а те уже выбирали нужную линию.

Современная телефонная сеть включает оптоволоконную технологию, телевидение, компьютеры и спутники. По телефонным проводам передается графическая информация (факсимильная связь) и электронная почта.

(Древо познания, 2003)

Задания к тексту

1. К каждому абзацу составьте вопросы, поясняющие основную мысль.

2. Проанализируйте основные стилевые черты и характерные особенности данного стиля.

3. Выпишите из текста слова, которые вам непонятны, определите по словарям их значение.

4. Найдите в тексте характерные особенности определенного вами стиля в области лексики, морфологии и синтаксиса. Свои наблюдения представьте в виде связного устного ответа, стремясь к научности своего высказывания.

5. Подтвердите примерами из текста соблюдение в нем таких норм определенного вами стиля, как точность, однозначность и логичность.

Упражнение 8.Сравните лексику, морфологию, синтаксис, характер подачи материала и т.д. приведенных ниже текстов. Чем объясняются различия? Можно ли считать второй текст относящимся к собственно научному стилю?

I

Метеориты – железные или каменистые тела, падающие на Землю из межпланетного пространства.

Метеориты имеют различные размеры, от долей миллиметра до нескольких метров в поперечнике и, соответственно, весят от тысячных долей грамма до десятков тонн. Метеориты подразделяют на три класса: железные (сидериты), железокаменные (сидеролиты или литосидериты) и каменные (аэролиты), однако можно проследить непрерывный переход от одного класса к другим. Характерными признаками метеорита являются: угловатая форма со сглаженными выступами, кора плавления, покрывающая метеорит в виде тонкой скорлупы, а также ямки, как бы вмятинки, называемые регмаглиптами, или пьезоглиптами, которые имеются на поверхности многих метеоритов. Кора обыкновенно имеет темно-серый (иногда почти черный или, наоборот, светло-серый) цвет с синевато-фиолетовым оттенком на железных метеоритах и с буроватым – на каменных. На метеоритах, долго пролежавших в почве, образуется кора окисления ржаво-бурого цвета. В изломе каменные метеориты имеют пепельно-серый, реже черный или белый цвет; часто видны многочисленные мелкие включения никелистого железа белого цвета и сульфида железа – минерала троилита бронзово-желтого цвета, а также тонкие темно-серые, почти черные жилки.

(Большая Советская энциклопедия)

II

Метеоритами называют камни или куски железа, упавшие на Землю из межпланетного пространства. Метеориты имеют невзрачный вид: серые, черные или черно-бурые куски камней или железа. Однако метеориты – единственные внеземные тела, доступные для непосредственного изучения. Мы можем в лаборатории исследовать их химический и минеральный состав, структуру и различные физические свойства.

Изучение метеоритов помогает астрономам узнать историю небесных тел.

О падении метеоритов люди знали со времен глубокой древности. У некоторых древних народов метеориты в течение веков служили предметом почитания и поклонения как "посланцы бога". Их сохраняли в храмах, носили при богослужениях, укладывали в гроб при погребении покойников. По случаю падения метеоритов нередко совершались богослужения, а на местах падения метеоритов устраивали храмы, которые приносили большие доходы ревнителям религии.

(Детская энциклопедия)

Упражнение 9. В приведенном ниже тексте выделите языковые средства, отражающие последовательность изложения материала, связь информационных частей текста. Характерны ли эти языковые средства для других стилей?

Сформулируем условия эквивалентности двух пар сил, используя наиболее общую характеристику пары сил – ее векторный характер.

Известно, что пару сил можно как угодно поворачивать и переносить в плоскости ее действия; от этого действие пары сил на твердое тело не изменяется, если алгебраический момент пары сил остается таким же. Следовательно, векторный момент пары сил можно переносить параллельно самому себе в любую точку твердого тела, лежащую в плоскости действия пары сил. Так как к тому же пару сил можно переносить в параллельную плоскость, то векторный момент пары сил можно переносить параллельно самому себе в любую точку тела, не изменяя действия пары сил на твердое тело. Таким образом, векторный момент пары сил, действующий на твердое тело, есть свободный вектор, т. е. он характеризуется только величиной и направлением, а точкой приложения у него может быть любая точка тела и, следовательно, векторный момент пары сил не обязательно прикладывать посредине отрезка, соединяющего точки приложения пар сил.

Итак, две пары сил, действующие на одно и то же твердое тело, эквивалентны, если они имеют одинаковые по величине и направлению векторные моменты.

(В.В. Добронравов и др. Курс теоретической механики)

Упражнение 10. Охарактеризуйте лексические особенности приведенного ниже текста. Укажите специальные лексические единицы, подчеркивающие отвлеченно-обобщенный характер научной речи.

Так как все тела состоят из атомов, а в каждом атоме число протонов и число электронов одинаковы, то в обычных условиях общее число электронов в любом теле равно общему числу протонов в нем. Все электроны одинаковы, и каждый из них имеет наименьший отрицательный заряд. Все протоны также одинаковы, и каждый имеет положительный заряд, равный заряду электрона. Значит, сумма всех отрицательных зарядов в теле равна по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда: оно электрически нейтрально.

Если же нейтральное тело приобретает электроны от какого-нибудь другого тела, то оно всегда получит отрицательный заряд. Таким образом, тело заряжено отрицательно в том случае, если оно обладает избыточным, по сравнению с нормальным, числом электронов.

А если нейтральное тело теряет электроны, то оно получает положительный заряд. Таким образом, тело заряжено положительно в том случае, если в нем содержится недостаточное, по сравнению с нормальным, число электронов.

(А.И. Китайгородский и др. Элементарная физика)

Упражнение 11. В.В. Виноградов в монографии «Русский язык». Грамматическое учение о слове» (М. – Л., 1947. С. 82) отмечает, что "общее, отвлеченное значение вещной предметности кажется наиболее близким к категории среднего рода. Точно так же обозначения абстрактных понятий, между прочим действий и продуктов деятельности, – и притом особенно в стилях книжной речи – также заметно тяготеют к категории среднего рода". Другие исследователи также отмечают абстрактность, обобщенность категории среднего рода (А.Н. Кожин, М.Н. Кожина, Л.Г. Барлас и др.). Поскольку отвлеченность и обобщенность "непременно пронизывают каждый научный текст", то он отличается повышенной употребительностью слов среднего рода. Проверьте это положение на примере какого-либо текста, относящегося к научному функциональному стилю речи.

Упражнение 12. В приведенных ниже текстах охарактеризуйте особенности употребления форм числа выделенных имен существительных.

I

При щелочном гидролизе образуютсясоли высших жирных кислот, называемыемылами.

Гидрогенизациейжиров называется процесс присоединения водорода к остаткам непредельныхкислот, входящих в состав жиров. При этом остатки непредельныхкислот переходят в остатки предельныхкислот, и жиры из жидких превращаются в твердые.

Из важнейших пищевых веществ – белков, жиров и углеводов – жиры обладают наибольшим запасом энергии.

(Кузьменко Н.Е. и др. Химия: Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб.пособие. — М.: Дрофа, 1995).

II

Основной пищей длятигра в Ленкорани былкабан и в меньшей степени благородныйолень. В Средней Азии и Казахстане на первом месте также стоялкабан, а на втором в Средней Азии – хангул, или бухарскийолень (подвид благородногооленя), а в Казахстане – косуля. (И.Б. Шишкин. Тигр)

Упражнение 13. Выделите стилеобразующие элементы в приведенном ниже тексте. Охарактеризуйте особенности употребления именных и глагольных форм в приведенном ниже тексте научного стиля речи.

Рассмотрим второй способ образования пара – кипение.

Пронаблюдаем это явление .на опыте. Для этого будем нагревать воду в открытом стеклянном сосуде, измеряя ее температуру. При нагревании испарение воды с поверхности усиливается, иногда даже можно заметить над ней туман. Это водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки (сам пар, конечно, невидим).

При дальнейшем повышении температуры мы заметим появление в воде многочисленных мелких пузырьков. Их размеры постепенно растут. Это пузырьки воздуха, который всегда бывает растворен в воде. Чем холоднее вода, тем большее количество воздуха может быть растворено в ней. Поэтому при нагревании излишек воздуха выделяется из воды в виде пузырьков. Эти пузырьки содержат не только воздух, но и водяной пар, так как вода испаряется внутрь этих пузырьков воздуха.

По мере дальнейшего нагревания воды пузырьки становятся крупнее и многочисленнее. С ростом размеров пузырьков возрастает и архимедова сила, выталкивающая их из воды, и они всплывают. В этот момент бывает слышен шум, предшествующий обычно кипению. При определенной температуре с приближением к поверхности объем пузырьков резко возрастает. На поверхности они лопаются, и находившийся в них водяной пар выходит в атмосферу – вода кипит.

Следовательно, кипение – это интенсивный переход жидкости в пар вследствие образования и роста пузырьков пара, которые при определенной температуре для каждой жидкости всплывают на ее поверхность и лопаются.

В отличие от испарения, которое происходит при любой температуре, кипение начинается и происходит при определенной и постоянной для каждой жидкости температуре.

Упражнение 14.Приведенные ниже предложения измените таким образом, чтобы в них отразились черты научного стиля.

1) Предлоги с существительными пишутся раздельно, а также с местоимениями.

2) Шесть падежей в русском языке, а в немецком — только четыре. В английском же еще меньше — всего два.

3) Причастия очень похожи на прилагательные, но не совсем.

4) Чтобы проверить написание безударной гласной, мы должны поставить ее под ударение.

Упражнение 15.Составьте связный текст-рассуждение на любую тему, используя по выбору данные средства соединения информации.

1) Причинные, условные отношения: поэтому, следовательно, значит, в связи с этим, благодаря тому что, однако, ввиду того что.

2) Соединение, присоединение: также, тоже, при этом, кроме того, вместе с тем, вместе с этим.

3) Сопоставление, противопоставление: с одной стороны, однако, с другой стороны, наоборот, напротив, аналогично, таким образом.

4) Обобщение, вывод, итог: таким образом, итак; из этого следует, что.

5) Порядок перечисления информации: цифровой или буквенный.

Вопросы для повторения

1. Какие сферы человеческой деятельности обслуживает научный стиль речи?

2. Перечислите его основные черты и выполняемые им функции.

3. В каких формах и жанрах реализуется научный стиль?

4. Является ли термин стилеобразующим элементом научного стиля?

5. Каковы наиболее продуктивные способы пополнения состава научной терминологии?

***

Упражнение 16. Сделайте полный стилистический анализ приведенного ниже текста по схеме: функциональный стиль речи, жанр документа, лексика, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис, тип речи.

ДОГОВОР АРЕНДЫ КВАРТИРЫ

г. ___________ “__” ______ 20__ года

Мы, нижеподписавшиеся, гражданин ______________, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны, и гражданин ______________________________, именуемый в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

Предмет договора

1.1. Арендодатель предоставляет, а Арендатор получает во временное пользование (аренду) ________ комнатную квартиру, расположенную по адресу: г. ____________ ул. __________________________________ дом. _______ корп. ______ кв. ________

1.2. Арендодатель предоставляет, а Арендатор получает во временное пользование находящиеся в квартире предметы мебели и бытовую технику.

1.3. Срок аренды определяется с ( ___ ) ___________ 20 __ г. по ( ___ ) __________ 20 __ г.

1.4. Передаваемая в аренду квартира используется Арендатором только для проживания без права сдачи её в субаренду.

Наши рекомендации