Работа по учебнику Упр. 175 (с. 103).
— Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?
— Какие слова обозначают действия зайцев? Назовите их.
— Найдите глаголы-синонимы. (Собрались, сбежались, приплелись; хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
2. Упражнениев подборе синонимов
— Подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бороться, идти, болтать, надоедать, танцевать.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте предложение из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза».
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
— Посмотрите, как много действий может совершать один предмет. Предлагаю записать все мыслимые и немыслимые действия, которые может совершать родник. Кто быстрей, кто больше?
— Придумайте предложения (можно и в стихах), где обыгры- валась бы многозначность глаголов, например, глаголов потекло, пролетело.
— Прочитайте два текста.
Родничок летом
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчит. Я подошла к нему. Он был чистый-чистый. Вокруг пели птицы, и он вместе с ними радовался и улыбался. Сочным красным ягодам, росшим вокруг, он пел нежные и добрые песни. Он играл с листиками и хвоинками, которые попадали к нему в гости. Жизнь так и кипела в нём.
Родничок осенью
В лесу стало тихо. Все птицы улетели, один родничок остался на том же самом месте, где был летом. Жизнь уже не кипела в нём. Он грустил. Последний жёлтый листок упал на него, но он остался равнодушным. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок протянул руку к промёрзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит... Родничок почувствовал себя отвергнутым...
Ю. Степанова
— Что общего между этими текстами? Чем они отличаются?
— Какая часть речи помогла передать настроение каждого текста?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Каким членом предложения является глагол?
Домашнее задание
Упр. 176 (с. 103).
Урок 13 8. Значение и употребление глаголов в речи
Цель: развивать умения распознавать глаголы среди других частей речи, использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы- антонимы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения.
— Назовите слова с орфограммами и объясните их написание.
— Найдите глаголы-синонимы. {Сияло, блестела, сверкала; светит, горят.)
— Назовите словосочетания с глаголами в переносном значении. (Сверкнула мысль, горят звёзды, блестят глаза.)
III. Актуализация знаний
— Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1) Старик ... неводом рыбу, старуха ... свою пряжу. 2) Волк ... целую ночь в проруби, хвост у него и ... . 3) Емеля ... с печки,...,..., ... вёдра да топор.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.
Мир строит, а война ... .
— Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)
— Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение? (Они имеют противоположное значение.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 177 (с. 104).
— Прочитайте текст. Найдите глаголы.
— Почему автор использует такие глаголы?
— К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.
— К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 178 (с. 104).
— Прочитайте пары слов. Сравните их.
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом завтрак, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра? Оказывается, связано.
Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.
Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!
Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.
«Завтра, - думал я вчера - Сяду завтракать с утра». Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 179 (с. 104).
— Прочитайте.
— Почему это стихотворение вызывает улыбку?
— О чём можно мечтать?
— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)
2. Упражнения в подборе антонимов
— Допишите глаголы с противоположным значением.
1) Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... . 3) Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и ... . 5) Как аукнется, так и ....
— Объясните смысл пословиц.
— Подберите к глаголам антонимы и запишите их. Спать, ходить, сидеть, болтать, лежать.
VIII. Рефлексия
(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)
— Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.
баклуши бить запомнить
вдохнуть жизнь обидеться
надуть губы бездельничать
зарубить на носу оживить
— Объясните значения фразеологизмов.
— Что такое глагол?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой целью глаголы употребляются в речи?
Домашнее задание
Упр. 180 (с. 105).
Урок 139. Неопределённая форма глагола
Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников читают свои тексты.)
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные глаголы. Остров на море..., Град на острове...
С златоглавыми церквами, С теремами да садами; Ель... перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там... ручная, Да затейница какая!
А. Пушкин
IV. Самоопределение к деятельности
— Поставьте слова в начальную форму и запишите их. Весной, ближнего, леса, дороги, быстрому.
— Что такое начальная форма имени существительного? (Именительный падеж единственного числа.)
— Что такое начальная форма имени прилагательного? (Именительный падеж единственного числа мужского рода.)
— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 181 (с. 106).
— Прочитайте пары слов. Сравните их.
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Назовите приставки в этих глаголах.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
— Что такое неопределённая форма глагола?
— На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме? Упр. 182 (с. 106).
— Прочитайте предложение.
— Какая мысль выражена в предложении?
— Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 183 (с. 107).
— Прочитайте. Назовите главную мысль этих строк.
— Назовите синоним к слову Отчизна.
— Подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)
— Назовите глаголы в неопределённой форме. 2. Выборочное списывание
— Выпишите глаголы в неопределённой форме.
Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя. Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать.
А. Пушкин
— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке».)
— Назовите автора этого произведения. (А.С. Пушкин.)
— Назовите глаголы, которые вы выписали.
VIII. Рефлексия
— Замените данные словосочетания глаголами в неопределённой форме.
Нести службу, принимать еду утром, оказывать помощь, громко разговаривать.
— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
— На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 184 (с. 107).
Урок 140. Неопределённая форма глагола
Цель: развивать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте однокоренные глаголы, которые вы образовали.
— Назовите в них приставки.
III. Актуализация знаний
— Выпишите глаголы в неопределённой форме.
Спал, летать, рисует, бежал, строить, лепить, срисует, чертить, учить, проверил, шить, мечтать.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Жить да быть — ума копить.
— Найдите глаголы. Что вы можете о них сказать?
— Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 185 (с. 107).
— Прочитайте стихотворение.
— Что считал мальчик?
— Какие значения слова песок вы знаете? Назовите их.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите глаголы в неопределённой форме.
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово песок в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом песок, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 186 (с. 108).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте антонимы. Назовите части речи. Упр. 187 (с. 108).
— Прочитайте фразеологизмы.
— Объясните значение каждого выражения, выберите ответ из слов для справок.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите глаголы в каждом фразеологизме.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
2. Игра «Замени одним словом»
— Замените словосочетания глаголом в неопределённой форме.
Давать корм, дать ответ, говорить неправду, глотать воду, сделать подарок.
VIII. Рефлексия
— Спишите. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.
1) Упрямый, светлый, читать, красивая.
2) Доска, молния, доброта, сидеть.
3) Чисто, буду светить, скучно, медленно.
4) Петь, мыслить, убежал, рисовать.
— Что такое неопределённая форма глагола?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 188 (с. 108).
Урок 141. Число глаголов
Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
(Учащиеся рассказывают свои тексты.)
III. Актуализация знаний
— Разделите словосочетания на две группы.
Льётся вода, льётся музыка, бежит мальчик, бежит время, бить посуду, бить тревогу, растут деревья, растут года.
— По какому признаку вы разделили словосочетания? (Словосочетания с глаголами в прямом и переносном значении.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Плывёт, читают, звенит, играют.
— Чем они похожи? (Это глаголы.)
— Разделите слова на две группы. (1) Плывёт, звенит; 2) читают, играют.)
— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе глаголы, которые обозначают действия одного предмета, а во второй группе глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 189 (с. 109).
— Прочитайте.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
— Прочитайте глаголы. Назовите их число. Упр. 190 (с. 109).
— Прочитайте пары глаголов. Сравните их.
— Чем они отличаются?
— Почему у глаголов каждой пары разное окончание?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы и называют
их число.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как изменяются глаголы? (По числам.)
— Что обозначают глаголы в единственном числе? (Действие одного предмета.)
— На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?
— Что обозначают глаголы во множественном числе? (Действие двух и более предметов.)
— На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 191 (с. 110).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Сколько предложений в тексте?
— Прочитайте их.
— Назовите глаголы и их число.
2. Упражнение в определении числа глаголов
— Распределите глаголы в два столбика: 1) в единственном числе; 2) во множественном числе.
Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт.
VIII. Рефлексия
— Спишите, поставьте слова, данные в скобках, в нужную форму. Подчеркните все глаголы, укажите их число.
1) В труде (рождается) герои. 2) Труд (кормят), а лень (портят). 3) Язык до Киева (доведут).
— Объясните смысл этих пословиц.
— Как изменяются глаголы?
— Что обозначают глаголы в единственном и во множественном числе?
— На какие вопросы отвечают глаголы в единственном и во множественном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах.
Урок 142. Число глаголов
Цель: развивать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите глаголы и их число.
III. Актуализация знаний
Зрительно-слуховой диктант
Апрель — в..сенний месяц. Вес.ло зв..нит к..пель. Во дв..ре св..ркает лужа. В..р..бей задорно чирикает.
— Какие буквы пропущены? Объясните правописание этих слов.
— В третьем и четвёртом предложениях измените число глаголов. Запомните первое и второе предложения.
(Учитель закрывает текст, учащиеся записывают. После предварительной подготовки учащиеся записывают третье и четвёртое предложения, изменяя число глаголов, выделяя окончания.)
— Разберите третье и четвёртое предложения по членам.
— Каким членом предложения является глагол?
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Разделите слова на две группы.
Поёт, пишем, сверкает, идут, жду, наблюдают, летят, ходишь, тает.
— По какому признаку вы разделили слова на группы? (По числам.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 192 (с. 110).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Какие глаголы передают цвета предметов? Назовите их. Упр. 193 (с. 110).
— Прочитайте стихотворение.
— Почему автор его так назвал?
— Подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 194 (с. 111).
— Прочитайте. Составьте изданных слов предложения.
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Объясните написание слов с орфограммами.
— Выполните письменные задания к упражнению.
VIII. Рефлексия
— Распределите глаголы в два столбика: 1) в единственном числе; 2) во множественном числе.
Он рычит, и кричит, И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, Проглочу, Не помилую». Звери задрожали, В обморок упали. Волки от испуга Скушали друг друга. Бедный крокодил Жабу проглотил.
К. Чуковский
— Из какого произведения эти строки? («Тараканище».)
— Назовите автора этого произведения. (К.И. Чуковский.)
—Прочитайте глаголы в единственном числе. На какие вопросы они отвечают?
—Прочитайте глаголы во множественном числе. На какие вопросы они отвечают?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как определить число глагола?
Домашнее задание
Составить и записать четыре предложения на тему «Весна». Указать число глаголов.
Урок 14 3. Времена глаголов
Цель: дать представление о времени глаголов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения.
— Назовите глаголы и их число.
III. Актуализация знаний
— Подберите к глаголам антонимы и запишите их. Встречать, лежать, светлеть, начинать, кричать.
— Подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бросать, хохотать, бежать, бранить, блестеть.
— Спишите. Укажите число глаголов.
Сосенка отошла к дороге, А мать — высокая сосна — Следит за дочкою с тревогой, Не заплуталась бы она. Зовёт — протягивает ветви... А ей соседки шелестят: — И любопытны ж эти детки, Увидеть сами всё хотят.
В. Кашин
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения. Начался урок.
Начинается урок. Начнётся урок.
— Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над изменением глаголов по временам
— Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время. (Светит солнце. Едут машины.)
— Напишите предложения о том, что уже произошло. (Растаял снег.)
— Составьте предложения о том, что произойдёт. (Скоро закончится урок.)
— Прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают?
— Что можно сказать об этих глаголах?
2. Работа по учебнику Упр. 195 (с. 111).
(Коллективное устное выполнение.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 112.
— Назовите времена глаголов. (Прошедшее, настоящее и будущее.)
— На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
— Что обозначают глаголы в настоящем времени?
— Приведите примеры.
— На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
— Что обозначают глаголы в прошедшем времени?
— Приведите примеры.
— На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
— Что обозначают глаголы в будущем времени?
— Приведите примеры. Упр. 196 (с. 112).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите глаголы в настоящем времени. На какие вопросы они отвечают?
— Назовите глаголы в прошедшем времени. На какие вопросы они отвечают?
— Назовите глаголы в будущем времени. На какие вопросы они отвечают?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику Упр. 197 (с. 112).
— Прочитайте предложения.
— Найдите глаголы, которые употреблены в переносном значении.
— Назовите время и число глаголов в каждом предложении.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
Упр. 198 (с. 113).
— Прочитайте стихотворения.
— Назовите тему этих стихотворений. {Весна.)
— Найдите глаголы. Определите их время.
— В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите.
— Подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)
VIII. Рефлексия
— Определите время глаголов.
(Учащиеся используют сигнальные карточки с буквами н, п, б.) Зазеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит, стряхнул.
Прошедшее время - то, что прошло: «Вчера мы писали». «Солнце ушло». Настоящее время приходит теперь: «Мы пишем имя». «Бегает зверь». Будущее время ещё не пришло: «После уроков пойдём мы в кино».
— Как определить время глагола?
— На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
— На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
— На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 199 (с. 113).
Урок 144. Времена глаголов. 2-е лицо глаголов
Цели: познакомить с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формировать умение распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте текст.
— Кем был герой сказки, кем стал и кем будет?
— Объясните написание слов с выделенными буквами.
— Прочитайте глаголы и назовите их время.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте отрывки из произведений. Вспомните их названия и авторов. Определите время и число глаголов.
В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам. (С.Я. Маршак «Почта».)
Дядю Стёпу уважают Все, от взрослых до ребят, Встретят — взглядом провожают И с улыбкой говорят:
— Да-а! Людей такого роста
Встретить запросто не просто! {С.В. Михалков «Дядя Стёпа».)
Плачет девочка навзрыд, А Кузьма ей говорит:
— Не зальёшь огня слезами, Мы водой потушим пламя. Будешь жить да поживать
Только, чур, не поджигать! (С.Я. Маршак «Пожар».)
— Как узнать время глагола?
— На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте глаголы.
Цветёт, выросли, прольёт, проплыл, выучит, рисует.
— Разделите их на три группы. (I) Цветёт, рисует; 2) выросли, проплыл; 3) прольёт, выучит.)
— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе — глаголы настоящего времени, во второй — прошедшего, в третьей — будущего.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Грамматическая сказка