Требования к оформлению контрольной работы 4 страница
1 Некоторые участники конференции не согласились с выдвинутым тезисом.
2 Все учебные заведения имеют лицензию на образовательную деятельность.
3 Некоторые члены российской сборной ведут активную работу по пропаганде здорового образа жизни.
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката.
1 Все студенты являются учащимися со студенческими билетами.
2 Не бывает тортиков бесплатных.
3 Некоторые спортсмены – не лыжники.
Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются.
1 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец.
2 Истинно, что ни один учебник логики, ни читается легко, значит ложно, что все учебники логики читаются легко.
3 Истинно, что все студенты должны учить логику; значит истинно, что некоторые студенты должны учить логику.
Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность.
1 Все научные книги являются неинтересными.
2 Некоторые дети дошкольного возраста нуждаются в дневном сне.
3 Ни один красный мухомор не является съедобным.
Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.
1 Все грибы съедобны.
2 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации..
3 Любое занятие спортом приносит человеку пользу.
Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:
1 Х и Y не знают друг друга.
2 Y знает Х, или Х не знает Y.
3 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y.
Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения.
1 Ни один рассказ этого автора не является реалистическим.
2 Все преподаватели имеют высшее образование.
3 Некоторые единоборцы не являются «ударниками».
Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения.
Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения.
1 Все математики – ученые.
2 Наука на веру ничего не принимает.
3 Никто из людей не был на Марсе.
Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.
1 Многие киноактеры являются актерами театра – значит …
2 Все композиторы музыканты – значит…
3 Некоторые книги являются научными – значит…
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.
Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту.
1 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта.
2 Все спортсмены мечтают принять участие в Олимпийских Играх.
3 Ни один спортсмен не сдаётся.
Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Зарядка; физкультура; занятие, полезное для здоровья.
2 Логика; дисциплина; трудна для студентов.
3 Золотая медаль; Иван; упорно тренироваться.
Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.
1 Всякий преподаватель является либо строгим, либо добрым. Этого преподавателя нельзя считать добрым. Следовательно, этот преподаватель – строг.
2 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал.
3 Все преподаватели ЧГИФК имеют высшее образование. Иван – не преподаватель ЧГИФК. Значит, Иван не имеет высшего образования.
Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если кто завоевал медаль, то он постарается ее показать, а Иван медаль не показывает. Значит…
2 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит…
3 Если бы студент учил логику, то его бы не отчислили. Но его отчислили. Ясно….
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу.
1 Если хочешь быть хорошим спортсменом, много тренируйся.
2 Кто никогда не падал, тот не научится вставать.
3 Кто никогда не страдал, тот не любил.
Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Иван обязан соблюдать правила соревнований, так как все спортсмены должны соблюдать правила соревнований.
2 Ты опоздал на пару, поэтому выйди.
3 Тебе никогда не стать хорошим спортсменом, ты так мало тренируешься.
ВАРИАНТ № 10
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная).
1 Преподаватель х – ведет дисциплину у.
2 Спортсмен х – занимается вместе со спортсменом у.
3 z, делится на 3 без остатка.
Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения.
1 Девушка.
2 Житель Чайковского.
3 Продавец-консультант.
4 Художник.
5 Отец.
6 Спортсмен.
Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия.
1 Школа.
2 Биатлон.
3 Кровать.
Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними.
1 Шоколад.
2 Автомобиль.
3 Тип телосложения.
Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия.
1 Медленный.
2 Низкий.
3 Слабый.
Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем.
1 Студент, российский студент, студент ЧГИФК, студент физкультурного вуза, военнообязанный.
2 Дом, деревянный дом, кирпичный дом, одноэтажный дом, десятиэтажный дом, недостроенный дом.
Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.
1 Каждый вуз имеет свой устав.
2 Вузы Пермского края признаны неэффективными.
3 Коллекция картин Эрмитажа собиралась веками.
Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию.
1 Созвездие Большой Медведицы.
2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
3 Студенты должны сдавать логику.
Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий.
1 «Щелкунчик» – балет П.И.Чайковского.
2 Молодой человек – спортсмен.
3 Институт – институт физической культуры.
Упражнение 10. Обобщите понятия.
1 Доктор наук.
2 Кама.
3 Доктор
Упражнение 11. Ограничьте понятия.
1 Монархия.
2 Съезд.
3 Депутат.
Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение.
1 Историк - человек, изучающий историю.
2 Мухомор есть ядовитый гриб.
3 Планета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.
Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.
1 Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из сторон.
2 Вино – алкогольный напиток, получаемый путем сбраживания фруктового сока.
3 Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.
Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила.
1 Биатлон бывает летний и зимний.
2 Студенты бывают способные, старательные, ленивые и неуспевающие.
3 Люди делятся на веселых и глупых.
Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.
1 Речь.
2 Диплом.
3 Соревнования
Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
1 Всякий кандидат наук защищал диссертацию.
2 Большинство спортсменов не курят.
3 Большинство дисциплин в вузе непростые.
Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество).
1 Ни один специалист не злоупотребляет своим служебным положением.
2 Все выпускники вузов имеют диплом о высшем образовании.
3 Некоторые единоборцы – девушки.
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката.
1 Троллейбус является видом городского транспорта.
2 Маршал Жуков – выдающийся полководец Второй мировой войны.
3 Кёрлинг является зимним видом спорта.
Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются.
1 Ложно, что ни один студент ЧГИФК – не спортсмен, значит, ложно также, что некоторые студенты ЧГИФК не являются спортсменами.
2 Истинно, что некоторые студенты сдали экзамен; значит, истинно также то, что некоторые студенты не сдали экзамен.
3 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец.
Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность.
1 Некоторые суждения не являются простыми.
2 Не ошибается тот, кто ничего не делает.
3 Не все, хорошо понимающие логику, специально ее изучали раньше.
Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.
1 Большинство студентов успешно сдают логику.
2 Многие студенты хорошо сдают ОФП.
3 Все студенты сдают экзамены.
Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:
1 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y.
2 Х не знает Y и Y не знает Х.
3 Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х.
Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения.
1 Не все победы являются легкими.
2 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта.
3 Все студенты нашей группы приняли участие в спартакиаде института.
Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения.
Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения.
1 Некоторые спортсмены – биатлонисты.
2 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом.
3 Все спортсмены люди ответственные.
Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.
1 Все каратисты – единоборцы, следовательно…
2 Многие Олимпийские чемпионы не пропагандируют ЗОЖ – значит …
3 Студент – это человек, который постоянно голоден – значит…
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.
Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту.
1 Некоторые студенты призывного возраста.
2 Все кошки прекрасно чувствуют своих хозяев.
3 Ни одна собака не предаст.
Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Логика; Иван; зачет.
2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта.
3 Студент; Иван; не опаздывать на пары.
Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.
1 В зимние месяцы идет снег. В марте идет снег. Значит, март – зимний месяц.
2 Все педагоги воспитывают кого-нибудь. Иван – не педагог. Значит, он никого не воспитывает.
3 Все аудитории нуждаются в проветривании. Это помещение не является аудиторией. Это помещение не нуждается в проветривании.
Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если дует попутный ветер, то лодка идет быстро. Попутного ветра не было. Значит…
2 Если человек знает логику, то ему не составит труда выполнить это упражнение. Этот студент не может выполнить это упражнение. Значит…
3 Если правило фигуры соблюдается, то вывод достоверный. В данном случае правило фигуры соблюдается. Значит…
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу.
1 Если птицы появились над морем, близко земля.
2 Если не ухаживать за зубами, то возникнет кариес.
3 Если друзья соперничают, то они от этого выигрывают.
Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Увидеть летучую мышь непросто, так как она – ночной зверек.
2 Иван не является сильным баскетболистом, потому что он не знает теорию баскетбола.
3 У Ивана аллергия, поэтому ему запрещено сладкое.