Проектирование продольного профиля

Горные дороги отличаются извилистостью трассы, т.е. наличия большого количества кривых в плане вызванных обходом препятствий, пересечением водотоков и развитием трассы. Продольные уклоны горных дорог близки к предельным, принимаем для уменьшения земляные работы. Установление расчетной скорости для назначения продольного уклона производится с учетом интенсивности движения, а также состава движения. Особенно это важно для горных дорог, трассы которых прокладываются с искусственным увеличение длины трассы.

При движении по участкам значительного протяжения с большим продольным уклоном, происходит перераспределение нагрузки между осями автомобиля, в следствии чего шины колес автомобиля преждевременно изнашиваются. Поэтому на трудных участках дорог допускаются затяжные уклоны более 60‰ с обязательным включением участков с меньшими продольными уклонами 20‰ и менее и площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длины участков, указанных в СНиПе.

Проектирование плана и продольного профиля дорог производим из условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности и удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода.

Для дороги III категории руководствуясь СНиП 2.05.02.85 в качестве основных параметров принимаем:

продольные уклоны - не более 80 ‰;

радиусы кривых в плане - не менее 100 м;

радиусы кривых в продольном профиле:

выпуклых - не менее 1500 м;

вогнутых - не менее 400 м.

Проектирование продольной оси дороги начинается с высоты ПК62+00 с учетом снегонезаносимой насыпи, которая рассчитывается по формуле:

hсн= hs+Δh+Δhо ,м (2.1)

где hs – высота снежного покрова 5%-й вероятности;

Δh – возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимого для ее незаносимости;

Δhо – превышение оси над бровкой.

hs для Советского района 0,69 м.

Δh = 0,4 м – в соответствии со СНиП 2.05.02 – 85 (по категории автомобильной дороги, для III категории – согласно задания). [1]

Δh – рассчитывается по поперечному профилю земляного полотна по рисунку 2:

Проектирование продольного профиля - student2.ru

Рисунок 2.2 - Поперечный профиль

Δh0 = (3,5+0,5)·0,02 + (2,0·0,04) = 0,16 м.

Получаем, что высота снегонезаносимой насыпи по формуле 2.1:

hсн = 0,4 + 0,60 + 0,16 = 0,8 м

При проектировании автомобильных дорог используются отрезки вертикальных кривых, ограниченных прямыми-касательными с малыми продольными уклонами, что позволяет при расчетах сопряжений горизонтальную проекцию любого элемента проектной линии приравнять длине самого элемента, как это принято в дорожном проектировании.

Координаты параболических кривых при расположении начала координат в вершине кривой связаны уравнением

Проектирование продольного профиля - student2.ru (2.2)

Принимая во внимание принятое в дорожном проектировании допущение о равенстве длины элемента профиля его горизонтальной проекции, получаем окончательное уравнение кривой

Проектирование продольного профиля - student2.ru (2.3)

Проектирование продольного профиля - student2.ru Проектирование продольного профиля - student2.ru

Рисунок 2.3 – Расчетные схемы параболических кривых:а — выпуклая кривая; б — вогнутая кривая

Находя первую производную, получаем

Проектирование продольного профиля - student2.ru

Следовательно, величина уклона в любой точке кривой прямо пропорци­ональна расстоянию l точки от вершины кривой и обратно пропорциональна радиусу кривизны параболы. Находя вторую производную

Проектирование продольного профиля - student2.ru или Проектирование продольного профиля - student2.ru

устанавливаем, что уклон векторных точек параболических кривых изменяется равномерно, по прямолинейному закону. Величины уклонов последовательного ряда векторных точек кривой, расположенных на расстоянии 1 м друг от друга, последовательно изменяются в каждом случае на постоянную величину кривизны Проектирование продольного профиля - student2.ru .

Из приведенных выше формул получаем зависимости, широко исполь-зуемые для вывода формул сопряжения элементов проектной линии (рисунок 2.3).

Расстояние между двумя любыми точками параболической кривой с уклонами i2 и i1 равно произведению разности уклонов второй (правой) и первой (левой) точек на радиус

L=( i2- i1)R (2.4)

В этой и последующих формулах принято следующее правило знаков: радиусы вогнутых кривых — положительны, выпуклых — отрицательны; уклоны подъёмов — положительны, спусков — отрицательны; превышения —положительны, если последующая точка выше предыдущей, и отрицательны в обратном случае. Такое же правило знаков превышений следует соблюдать при определении их по таблицам. Последовательность точек принята слева направо.

Следовательно, расстояние от точки с уклоном i2, расположенной справа от вершины, до вершины кривой

l2=(i2-0)R=i2×R (2.5)

расстояние от вершины кривой до точки с уклоном i2, расположенной слева от вершины,

l1=(0-i1)R= - l1×R (2.6)

превышение второй (правой) точки с уклоном i2 над первой (левой) точкой с уклоном i1 равно половине произведения разности квадратов уклонов правой и левой точек на радиус

Проектирование продольного профиля - student2.ru (2.7)

Следовательно, превышение точки с уклоном i2 над вершиной кривой

Проектирование продольного профиля - student2.ru (2.8)

или Проектирование продольного профиля - student2.ru

превышение вершины кривой над точкой с уклоном i1

Проектирование продольного профиля - student2.ru (2.9)

или Проектирование продольного профиля - student2.ru .

Уклон последующей векторной точки параболы i2 отличается от уклона i1 предыдущей векторной точки на величину Проектирование продольного профиля - student2.ru , т.е.

Проектирование продольного профиля - student2.ru , (2.10)

где l – расстояние между точками с уклонами i2 и i1 .

( Под уклоном кривой в данной точке подразумевается уклон касательной или уклон этой векторной точки.) [5]

Проектирование продольной оси трассы начинаем с того, что откладываем высоту снегонезаносимой насыпи на ПК 60+00. Шаблон выгнутой кривой R=5000 и проводим линию с уклоном от 50 0/00 до 0 0/00 ПК 60+00 до ПК 62+00. Затем прикладываем шаблон выгнутой кривой радиусом 1500, ориентируем его и проводим кривую от 0 0/00 до 8 0/00 ПК 62+00 до ПК63+20. Берём шаблон вогнутой кривой радиусом 2500, ориентируем его и проводим кривую от 80 0/00 до 0 0/00 с ПК 63+20 до ПК 65+20. Затем прикладываем шаблон выгнутой кривой радиусом 5000, ориентируем его и проводим кривую от 0 0/00 до 30 0/00 ПК 65+20 до ПК66+70. Затем проводим прямую линию с уклоном 30 0/00 с ПК 66+70 до ПК 69+30. Затем прикладываем шаблон выгнутой кривой радиусом 5000, ориентируем его и проводим кривую от 30 0/00 до 80 0/00 ПК 69+30 до ПК72+40. На прямых участках оси трассы отметки получаем, умножая соответствующий уклон на расстояние. По таблицам [5] ищем превышение нуля первой кривой.

Затем по таблицам находим отметки на каждом пикете, по расстоянию от пикета до вершины кривой, берём превышение и отнимаем это превышение от отметки вершины кривой. Если кривая вогнутая, то превышение нужно прибавлять к отметке вершины кривой. Аналогичные действия проводим для других кривых. Получаем следующие отметки оси дороги:

Нпк 60=375,75 м;

Нпк 61=379,50 м;

Нпк 62=380,75 м;

Нпк 63=377,42 м;

Нпк 64=371,08 м;

Нпк 65=368,07 м;

Нпк 66=367,39 м.

Нпк 67=364,88 м;

Нпк 68=361,88 м;

Нпк 69=358,88 м;

Нпк 70=355,46 м;

Нпк 71=350,16 м;

Нпк 72=342,86 м;

Нпк 72+40=337,57 м;

По известным проектным отметкам (красным) и отметкам земли (чёрным) вычисляем рабочие отметки, используя следующую формулу:

r = hПР – hЗ (2.11)

где hПР – проектная отметка;

hЗ – отметка земли;

r – рабочая отметка.

Вычисляем рабочее отметки и наносим их на проектную линию. Если рабочая отметка отрицательная, то её отображают ниже проектной линии (она обозначает выемку), а если положительная, то выше проектной линии (она обозначает насыпь).

Получаем следующие рабочие отметки:

rпк 60=0,80 м;

rпк 61=1,56 м;

rпк 62=0,73 м;

rпк 63=3,11 м;

rпк 64=2,08 м;

rпк 65=4,41 м;

rпк 66=1,54 м;

rпк 67=1,41 м;

rпк 68=1,34 м;

rпк 69=0,30 м;

rпк 70=2,16 м;

rпк 71=6,09 м;

rпк 72=2,19 м;

rпк 72+40=3,50

Далее по рабочим отметкам подбираем поперечные профили земляного полотна. Продольный профиль отображен на листе №1 графической части.


Наши рекомендации