Задания для самостоятельной работы по темам курса
ЛОГИКА
Варианты заданий по теме «Понятие»:
1. Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:
1. а) Человек - смеющееся животное
2. б) Революции - локомотивы истории
3. в) Идеалист - человек с идеалистическими убеждениями
4. г)Кит - рыба, превосходящая остальных своими размерами
1. Проверьте правильность деления понятий:
а) Зубы делятся на резцы, клыки, большие и малые коренные.
б) Люди делятся на детей. Взрослых и пенсионеров
в) Книги делятся на художественные, публицистические, научные и религиозные.
3. Проверьте, правильно ли обобщены понятия в следующих примерах: а) гордость - черта характера; б) планета - Юпитер; в) Брянск - город в России; г) книга - учебник; д) тарелка – посуда, в) час - предрассветный час.
4. Укажите, в каких примерах имеет место деление понятий, а в каких - расчленение:
а) Дерево состоит из корня, ствола и кроны.
б) Дом состоит из пяти квартир
в)Зрение бывает нормальное, дальнозоркое, близорукое.
г) Войны бывают справедливые и несправедливые
5. Ограничьте имена: а)университет, б) память, в) текст, г)перевод.
6. Укажите тип отношений между понятиями по объемам в следующих примерах: а) сосед - друг - знакомый - родственник. б) трудный, нетрудный , в) халатность, черта характера. г) наказание- лишение свободы,- ссылка,
7. Раскройте содержание и объем понятий: а) планета Солнечной системы, б) океан, в) учебник, г) понятие.
8. Установите, в каких случаях имеет место отношение рода и вида, а в каких - отношение части и целого: а) минута, секунда, б) минута, счастливая минута, в) минута, час.
9..Имеет ли место операция обобщения в следующих случаях: а) дом - улица, б) электрон - атом, в) Скандинавия - часть Европы, г) племя - нация, д) водные лыжи – лыжи.
10. Из следующих суждений сделайте выводы на основе логического квадрата и установите их истинность:
а. Истинно, что некоторые болезни пока неизлечимы.
б. Ложно, что все дороги ведут в Рим.
11. Дайте логическую характеристику понятий, т.е. укажите, является ли каждое из них положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым: а) война, б) граф Лев Толстой, в) национальность, г) равный, д) созвездие.
Варианты заданий по теме «Суждение»:
1. Определите вид суждения по количеству и качеству:
а)Все птицы имеют крылья.
б)Некоторые растения являются водорослями
в)Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки
г) Реки - естественные пути сообщения
д)Большинство из нас не совмещают работу с учебой
2. Определите вид суждения по количеству и качеству:
а)Все птицы имеют крылья.
б)Некоторые растения являются водорослями
в)Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки
г) Реки - естественные пути сообщения
д)Большинство из нас не совмещают работу с учебой.
3. . Выразите в виде формул структуру сложных суждений, используя логические термины:
а)Если данный четырехугольник - ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.
б)Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя.
4. Определите вид суждения по модальности:
а) К.Маркс родился 5 мая 1818 г. в г.Трире.
б) Возможно, существуют неземные цивилизации.
в) Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
5. Найдите количество следующих суждений, приведя их к одной из форм суждений типа A, E, I, O:
а) Из греков, сражавшихся при Фермопилах, никто не спасся.
б)Истинный ученый как правило скромен.
в)Сравнение - не доказательство.
г)Вода состоит из водорода т кислорода.
д) Мы все глядим в Наполеоны.
6. Придать логическую форму при помощи выражения суждений в формах A, или E, или I, или O следующим высказываниям:
а) Рыбы дышат жабрами
б) Лень никогда не приводит к добру.
в)Прекрасное и полезное отчасти совпадают.
г)Многие из порядочных людей несчастны.
д) Не все, здесь присутствующие, имеют значки.
Варианты заданий по теме «Умозаключение»:
5. Произведите превращение следующих суждений:
а. Каждый воин должен понимать свой манёвр
б. Некоторые предприятия не являются рентабельными
6. Произведите обращение следующих суждений:
а. Ничто великое не легко
б. Все счастливые люди добры
7. Являются ли в следующих парах вторые суждения следствиями первых (если нет, то назовите логическую ошибку):
а. Все птицы имеют крылья. Значит, все, имеющие крылья, - птицы.
б. Ни один человек себе не враг. Значит, всякий, кто себе не враг, - человек.
8. Из следующих суждений сделайте выводы на основе логического квадрата и установите их истинность:
а. Истинно, что письменность некоторых народов не имеет алфавита.
б. Ложно, что все следы, найденные на месте преступления, принадлежат обвиняемому.
9. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построены силлогизмы:
а. Все преступления осуждаются гражданским обществом. Данное деяние не является преступлением. Значит, оно не осуждается гражданским обществом.
б. Некоторые лекарства являются ядами. Значит, некоторые яды служат для борьбы с болезнями, потому что все лекарства служат для борьбы с болезными.
10.Установите вид энтимемы (т.е. выясните, какая часть силлогизма выпущена) и проверьте ее правильность:
Николаев - не сильный шахматист, следовательно, он не знает теории шахматной игры
7.В следующих умозаключениях показать, к какому типу они принадлежат. Установите модус, запишите в символической форме. Если в умозаключениях есть ошибка, то следует показать, какая и почему:
а. Если вода нагревается, то она испаряется. Вода нагревается. Следовательно…?
б. Линии бывают или прямые, или кривые, или ломаные. Данная линия не кривая и не ломаная. Следовательно?…
8. Доказать любым из трех способов: по особым правилам фигур, по правилам категорического силлогизма или путем сведения к модусам первой фигуры, - является ли приведенный ниже категорический силлогизм правильным, а заключение - истинным суждением:
Все волки хищные. Это животное хищное. Это животное волк.
В качестве творческой работы студенты могут подготовить реферат, тесты, кроссворды, разработать свои варианты логических заданий по темам, доклады и научные сообщения на конференцию.