Морфемика и словообразование
РАЗДЕЛ 1.
ГРАММАТИКА
Таблица 1. Разделы науки о языке
Единицы языка | Разделы, в которых они изучаются | |
Теоретические | Прикладные | |
1. Фонема – звук языка. | Фонетика (от греч. phone – звук) | Орфоэпия (от греч. orthos – правильный, epos – речь) – наука о нормах произношения. Графика(от греч. grapho – пишу) – наука об употреблении букв и др. письменных знаков. |
2. Морфема – наименьшая значимая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). | Морфемика – наука о морфемном составе (строении) слов. | Орфография (от греч. orthos – правильный, grapho – пишу) – наука о правописании слов и их частей. |
3. Слово – наименьшая номинативная единица языка (т. е. единица наименования, с помощью которой называют предметы, явления, признаки, действия либо указывают на них). | 1) Слово с точки зрения происхождения изучается двумя науками: а) словообразование изучает происхождение (образование) производных слов (столик образовалось от слова стол суффиксальным способом) б) этимология(от греч. ethymon – основа, истина; logos – наука) изучает происхождение непроизводных слов (стол происходит от глагола стлать); 2) С точки зрения лексического значения слово изучает лексикология(от греч. lexicon – словарный состав, logos – наука). 3) С точки зрения грамматической формы – морфология (от греч. morphe – форма; logos – наука). | |
4. Предложение – наименьшая коммуникативная единица языка (единица общения) | Синтаксис (от греч. «построение») – наука о строении и грамматическом значении предложения. | Пунктуация(от лат. punctum – точка) – наука о постановке знаков препинания. |
5. Текст – устное или письменное речевое произведение. | Стилистика – наука о закономерностях употребления языковых единиц и построения текстов на данном языке. | Культура речи (или практическая стилистика) – наука, дающая практические рекомендации по употреблению языковых единиц (слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и др.) и построению текстов на данном языке |
Таблица 2. Виды грамматического разбора
Вид разбора | Его задача | Порядок разбора | Образцы |
1. Фонетико-графический | Охарактеризовать звуковой состав слова в сопоставлении с буквенным | 1. Разделить слово на слоги и указать, на какой из них падает ударение. 2. Дать характеристику каждого звука (фонемы) с точки зрения ударности-безударности (для гласных), твердости-мягкости, звонкости-глухости (для согласных). 3. Дать характеристику каждой фонемы с точки зрения занимаемой в слове фонетической позиции (сильная или слабая). 4. Указать, сколько в слове звуков (фонем) и букв | Ю – бка ю – [й] – мягк., звонк., сильн., [у] – ударн., сильн.; б – [п] – тверд., глух., слабый по звонкости/глухости; к – [к] – тверд., глух., сильн.; а – [а] – безударн., слаб. _______________ 4 буквы, 5 звуков |
2. Морфемный | Определить, из каких значимых частей (морфем) состоит слово. Методическое требование: чтобы правильно выделить морфему в слове, надо обязательно ответить на вопрос, что она обозначает (поскольку морфема – значимая часть слова). | 1. Определить, к какой части речи относится слово. 2. Если слово изменяемое, выделить окончание и основу (часть слова без окончания); у неизменяемых слов основа совпадает со словом. 3. Выделить суффиксы и приставки, устно подобрав слова с точно такими же суффиксами и приставками. 4. Выделить корень (или корни, если слово сложное). 5. Отметить морфонологические явления на стыке морфем, если они имеют место. | Мечт/а/тель/н/ость -сущ. Сапож/нич/а/ть – глагол; чередования – г/ж, к/ч. Пред/ставл/ениj/е - сущ.; чередование (в/вл), интерфикс (е). При/мор/j/е – сущ. |
3. Словообразовательный | Определить, от какого слова, как и при помощи чего образовано данное производное слово. | 1. Выделить основу слова и убедиться, что она производная. 2. Найти слово, более простое по строению и значению, от которого непосредственно образовалось данное производное слово. 3. В найденном слове выделить производящую основу. 4. Сравнив производящую и производную основы, указать, чем они отличаются. 5. Определить способ словообразования. | Мечтательностьмечтательный (суффиксальный способ). Сапожничать сапожник (суффиксальный способ). Приморье море (приставочно-суфф. способ). Густонаселенный густо населенный (лексико-синтаксический способ). |
4. Морфоло-гический | Охарактеризовать слово как часть речи | 1. Определить часть речи, к которой принадлежит слово. 2. Определить начальную форму, если слово изменяемое. 3. Перечислить постоянные морфологические признаки (не зависящие от контекста). 4. Перечислить непостоянные морфологические признаки, если слово изменяемое. | Селом – сущ., нач. ф. - село, нарицат., неодуш., ср. р., 2 скл., тв. падеж, ед. ч. Сильнейшую – прилаг., нач. ф. – сильнейший, качественное, полн. форма, превосх. степень, ж. р., ед. ч., вин. падеж. Написали – глаг., нач. ф. – написать, сов. вид, переходный, действ. залог, изъявит. накл., прош. вр., мн. ч. |
5. Синтаксический | Охарактеризовать предложение в целом как синтаксическую единицу и каждый его член | 1. Охарактеризо-вать предложение по цели высказывания, интонации, характеру грамматической основы, наличию распространителей и осложнителей, по полноте. 2. Разобрать предложение по членам и охарактеризовать каждый член предложения. | И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. – простое, повествоват., невосклицательное, утвердительное, двусоставное, осложнено однородными членами, полное. Льется – простое глаг. сказуемое; чистая и теплая – согласованные опред.; лазурь – номинативное подлежащее; отдыхающее – согласов. Определен.; поле – обстоят. места. |
Фонетика и графика
Таблица 3. Фонемный состав русского языка
Гласные (произносятся голосом) | <А> | <О> | <У> | <Э> | <И> | <Ы> | ||||||||||||
Согласные | Сонорные (голос + шум) | Твердые | <Л> | <М> | <Н> | <Р> | ||||||||||||
Мягкие | <j> | <Л'> | <М'> | <Н'> | <Р' > | |||||||||||||
Звонкие (шум + голос) | Твердые | <Б> | <В> | <Г> | <Д> | <Ж> | <З> | |||||||||||
Мягкие | <Б'> | <В'> | <Г'> | <Д'> | <Ж:'> | <З'> | ||||||||||||
Глухие (только шум) | Твердые | <П> | <Ф> | <К> | <Т> | <Ш> | <С> | <Х> | <Ц> | |||||||||
Мягкие | <П'> | <Ф'> | <К'> | <Т'> | <Ш:'> | <С'> | <Х'> | <Ч'> | ||||||||||
Таблица 4. Фонетические единицы русского языка
Единица | Ее определение | Ее разновидности | Ее свойства и закономерности функционирования |
1. Фонема | Наименьшая звуковая единица языка, выполняющая смыслоразличительную функцию (напр., слова вал и вол различаются за счет того, что в русском языке есть разные фонемы <а> и <о>; слова дом и том различаются за счет того, что в русском языке есть разные фонемы <д> и <т>). | 1) Гласные фонемы – фонемы, в образовании которых участвует только голос (чистый тон). 2) Согласные фонемы – фонемы, в образовании которых участвует шум: а) сонорные согласные (тон преобладает над шумом); б) звонкие согласные (шум преобладает над тоном); в) глухие согласные (образуются только шум). Звонкие и глухие согласные называют шумными. | Звуковой закон – переход одной фонемы (звука) в другую в определенной фонетической позиции. Важнейшие звуковые законы русского языка: 1) Закон качественной редукции безударных гласных:: гласные <а>, <о>, <э> в безударном положении в абсолютном начале слова и после твердых согласных переходят в <а>, <ы>; после мягких согласных – в <и>: [акно], [вада], [ыэташ], [шыэстой], [жыэл‘эт’], [в’иэсна], [п’иэтак] [н‘иэсу] (окно, вода, этаж, шестой, жалеть, весна, пятак, несу). 2) Закон оглушения звонких согласных на конце слова: [дуп], [кроф’], [нош], [сут] (дуб, кровь, нож, суд). 3) Закон ассимиляции (уподобления) согласных по звонкости-глухости (звонкие перед глухими оглушаются, глухие перед звонкими озвончаются): ду[б]ок – ду[пк]и (оглушение); про[с’]ить – про[з’б]а (озвончение). 4) Закон ассимилятивного смягчения: губные согласные (б, п, м, в) и зубные согласные (д, т, з, с, л, н, р) смягчаются перед последующим мягким согласным: бли[н] – бли[н’ч’]ик, пое[зд]а – в пое[з’д’]е, вес[н]а – о ве[с’н’]е, гнездо[в]аться – гнездо[в’j]е. 5) Закон ассимиляции по природе – полное уподобление одного звука другом: зубные согласные в положении перед передненебными (ж, ш, ч) полностью сливаются с ними в произношении (т. е. становятся передненебными): [ж]ать – [ж:]ать (жать – сжать); [ш]ить – [ш:]ить (шить – сшить); [ч’]итать – о[ч’:]итать (читать – отчитать); во[ш’:]ик (возчик); [ш’:]астье (счастье). 6) Закон упрощения групп согласных: труднопроизносимые сочетания согласных упрощаются: со[нц]е (солнце); вла[сн]ый (властный); чу[ств]о (чувство). 7) Закон сокращения групп одинаковых согласных: [сс]ориться – ра[сс]ориться (в слове рассориться по законам словообразования должно быть три «с»: приставка рас- + корень –ссор-, однако три одинаковые согласные рядом в русском языке фонетически невозможны). |
2. Слог | Наименьшая произносительная единица речи (мы не произносим единиц меньших, чем слог: изолированно произнесенный гласный, напр., «а» – это уже слог, а изолированное произнесение согласного искусственно). | 1) В зависимости от характера конечного звука слоги делятся на: а) открытые – слоги, заканчивающие гласным; б) закрытые – слоги, заканчивающиеся согласным. 2) В зависимости от характера начального звука слоги делятся на: а) прикрытые – слоги, начинающиеся согласным; б) неприкрытые – слоги, заканчивающиеся согласным. 3) Если совместить названные группировки, получим следующую классификацию слогов: а) открытые прикрытые (то, для); б) открытые неприкрытые (а, у); в) закрытые прикрытые (тот, здесь); г) закрытые неприкрытые (от, ад, ил). | Законы слогоделения: 1) Один согласный звук, находящийся между гласными, отходит к следующему слогу: го- ра, тра- ва. 2) Группа однородных согласных отходит к следующему слогу: а) группа шумных согласных: па- ста, ла-вка; б) группа сонорных согласных ко- рма, то- мный. 3) Группа согласных, начинающаяся шумными и завершающаяся сонорным, отходит к следующему слогу: ве- сна, до- гма, се- стра. 4) Группы согласных «сонорный + шумные», «й + шумные», «й + сонорные» делятся слогоразделом пополам: кар- та, бан- ка, мор- ской., лей- ка, сай- ра. 5) Долгие (двойные) согласные (кроме [ж’:], [ ш’:]) делятся слогоразделом пополам: кон- ный, кас- са, сум- ма. Примечание. Законы слогоделения не следует путать с правилами переноса слов. Законы слогоделения – это законы фонетики, они существуют объективно, их нельзя отменить или переделать. Правила переноса – это правила орфографии; они устанавливаются людьми, могут быть изменены или отменены, т. е. носят конвенциальный характер (характер договоренности). Правила переноса в русском языке в соновном соответствуют законам слогоделения, но имеются некоторые отступления, основные из них следующие: а) одну букву при переносе нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку; б) при переносе нежелательно разрывать морфему, т. е. следует учитывать не только слогораздел, но и морфемный состав слова: рас- тереть (хотя согласно второму закону слогоделения следовало бы так: ра- стереть). |
3. Ударение | Фонетическое выделение одного из слогов в слове или одного из слов во фразе. Русское словесное ударение является силовым (динамическим), т. е. ударный слог отличается от безударных большей силой и длительностью звучания. | 1) Словесное ударение – ударение, падающее на любое самостоятельное слово; служебные слова (предлоги, союзы, частицы), как правило, не имеют ударения и фонетически примыкают к самостоятельному слову, образуя с ним одно фонослово: унёс- ли; из-дома; на- реке; иногда предлог может перетягивать на себя ударение: из-дому; на-смех; сложные слова могут иметь основное и побочное ударение: среднегодовой (ударение на последнем слоге основное). 2) Фразовое ударение – интонационное выделение одного из слов фразы (предложения или сочетания слов, характеризующегося интонационной законченностью). 3) Логическое ударение – фразовое ударение, перенесенное на слово, являющееся смысловым центром фразы. | Основные свойства русского словесного ударения: 1) Разноместность – отсутствие у русского ударения фиксированного места, в разных словах оно может падать на разные слоги: на первый (город), на последний (горох, голова), на предпоследний (корова) и на любой другой слог слова (прикосновение); (ср. с французским языком, где ударение всегда падает на последний слог). 2) Подвижность – способность русского ударения перемещаться с одного слога на другой: вода (ударение на последнем слоге) – воду (ударение на первом слоге). 3) Неустойчивость – свойство обусловленное разноместностью иподвижностью: в одном и том же слове в одной и той же форме ударение может падать на разные слоги: творог и творог. Колебания ударения приводят к появлению в русском литературном языке акцентологических норм (норм ударения). |
4. Интонация | Повышение или понижение тона (голоса) во фразе (синтаксической конструкции, предложении). | 1) Восходящая интонация – повышение тона во фразе; 2) Нисходящая интонация – понижение тона во фразе. | Основные законы интонирования фразы: 1) В простом повествовательном или побудительном предложении интонация нисходящая и фразовое ударение падает на последнее слово фразы: Сегодня хорошая погода. Открой окно. 2) В вопросительном предложении с вопросительным словом или вопросительной частицей ли интонация нисходящая и фразовое (логическое) ударение падает на смысловой центр фразы (на вопросительное слово или на слово перед частицей ли): Какая сегодня погода? Хорошая ли сегодня погода? 3) В вопросительном предложении без вопросительных слов и частиц восходяще-нисходящая интонация и фразовое (логическое) ударение падает на смысловой центр фразы (на слово, к которому задается вопрос): Сегодня хорошаяпогода? 4) В неполном вопросительном предложении интонация нисходяще-восходящая и фразовое (логическое) ударение падает на смысловой центр фразы: А погодасегодня? 5) В восклицательном предложении интонация восходящая и фразовое (логическое) ударение падает на смысловой центр фразы: Какая сегодня погода! Какая прекраснаясегодня погода! Прекраснаясегодня погода! (после смыслового центра возможно незначительное понижение тона). |
Таблица 5. Классификация гласных фонем
Подъем | Ряд | ||
Передний | Средний | Задний | |
Верхний | <и> | <ы> | <у> |
Средний | <э> | <о> | |
Нижний | <а> | ||
Лабиализация (огублённость) | Нелабиализованные | Лабиализованные |
Таблица 6. Классификация согласных фонем
Способ образования | Место образования | ||||||
Губные | Губно-зубные | Зубные | Передненёбные | Средненёбные | Задненёбные | ||
Щелевые (фрикативные) | <з> <з’> <с> <с’> | <ж> <ж:’> <ш> <ш:’> | <j> | <х> <х’> | |||
Аффрикаты (смычно-щелевые) | <ц> | <ч’> | |||||
Смычные | Взрывные | <б> <б’> <п> <п’> | <в> <в’> <ф> <ф’> | <д> <д’> <т> <т’> | <г> <г’> <к> <к’> | ||
Боковые | <л> <л’> | ||||||
Носовые | <м> <м’> | <н> <н’> | |||||
Дрожащие | <р> <р’> |
Таблица 7. Сильные и слабые позиции гласных фонем
Позиции | Фонемы | ||||||||
Сильная – под ударением (возможны все гласные фонемы данного языка) | <а> [вал] | <о> [вол] | <э> [м'эл] | <и> [м'ил] | <ы> [дыр] | <у> [дур] | |||
Слабая – безударная (возможны не все гласные фонемы данного языка) | <а> [валы] (валы и волы) | <и> [м'илок] (мелок и милок) | <ы> [дыра] | <у> [дурак] | |||||
Таблица 8. Сильные и слабые позиции согласных фонем
Сильные позиции | Слабые позиции : | |
По звонкости/глухости | 1. Перед гласной: [д]ом – [т]ом, [з]уб – [с]уп (дом – том, зуб – суп). 2. Перед сонорными согласными (j, л, м, н, р): [з]лой – [с]лой, [д]ля – [т]ля (злой – слой, для – тля). 3. Перед [в], [в’]: [з]вать – [с]ват, [д]верь – [т]верь (звать – сват, дверь – Тверь). | 1. Конец слова: ко[т] (код и кот), ко[с] (коз и кос) – происходит оглушение звонких. 2. Перед глухими: ло[т]ка, ла[ф]ка (лодка, лавка) – происходит оглушение звонких. 3. Перед звонкими: /з'/делать, про/з'/ба (сделать, просьба) – происходит озвончение глухих. |
По твердости/мягкости | 1. Перед гласными: [мал – м’ал], [вол - в'ол], [мэр - м'эр] (мал – мял, вол – вёл, мэр – мер). 2. Конец слова: ко[н]- ко[н'], ве[с] – ве[с'] (кон – конь, вес – весь). 3. Перед твердым согласным: по[л]ка – по[л']ка, [с]мотр – пи[с']мо (полка – полька, смотр - письмо). | 1. Зубные согласные (д, т, з, с, л, н, р,) перед мягкими зубными: [з'д']есь, [с'н']ег, пе[н'с']ия (здесь, снег, пенсия). 2. Губные согласные (б, п, м, в, ф) перед мягкими губными о[б'в']ить (обвить). 3. Зубные согласные перед мягкими губными: [с'в]ет, [з'в']ерь (свет, зверь). 4. Губные и зубные перед <j> : [в’jу], [с’jэл] (вью, съел) 5. Сонорные (р, н ) перед мягкими шипящими: бо[р'ш:'], бли[н'ч']ик, ба[н'ш:']ик (борщ, блинчик, банщик). |
Таблица 9. Правила графики
Основные правила | Особые случаи | |
Обозначение мягкости согласных на письме | 1. С помощью гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И: мел [м'эл], вёл [в'ол], тюк [т'ук], мял [м'ал], мил [м'ил]. 2. С помощью буквы Ь: a) на конце слов: конь [кон'], соль [сол']; б) перед согласным: письмо [п'ис'мо]. | 1. Сочетания ЖИ, ШИ, ЦИ, несмотря на то, что согласные [ж, ш, ц] твердые: жир, шил, цирк. 2. 3. Сочетания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, несмотря на то, что [ч’, ш:'] мягкие: час, роща, чудо, щука. 3. Некоторые иноязычные слова и собственные мена: жюри, брошюра, парашют, Коцюбинский, Цявловский, Цюрупа, Цюрих. 4. Ь после шипящих в некоторых словах и грамматических формах (для обозначения мягкости он здесь не нужен, потому что [ж, ш] – твердые и не имеют мягких пар, а [ч, ш:'] – мягкие и не имеют твердых пар): рожь, режь, режьте, читаешь, печь, печься, мощь. |
Обозначение на письме фонемы <j> | 1. С помощью букв Ъ, Ь + Е, Ё, Ю, Я, И – после согласной: съел [с'jэл], льёт [л'jот], съёмка [с'jомка], вьюга [в'jуга], дьяк [д'jак], ульи [ул'jи]. 2. С помощью букв Е, Ё, Ю, Я: а) в начале слова: ель [jэл'], ёлка [jолка], юла [jула], яма [jама]; б) после гласной: трое [троjэ], твоё [тваjо], рою [роjу], маяк [маjак]. 3. С помощью буквы Й: а) на конце слов: май, герой; б) после гласной перед согласной: майка, мойте, геройский. | 1. Сложносокращенные слова : иняз [jа], детясли [jа], Минюст [jу] 2. Й в начале некоторых иноязычных слов: йог, йод, Йорк, Йоркшир, Йошкар-Ола, Йемен. 3. Ь+О в некоторых иноязычных словах: павильон, бульон, компаньон. 4. Буквосочетание ЙО в некоторых иноязычных словах: майор, район. |
Таблица 10. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Буквы | е | ё | ю | я | |
Звуки | После согласной | [э] сел [с'эл] | [о] вёл [в'ол] | [у] люк [л'ук] | [а] мял [м'ал] |
В остальных случаях | [jэ] ел [jэл] колье [кал'jэ] въехал [в'jэхал] трое [троjэ] | [jо] ёлка [jолка] вьёт [в'jот] съёмка [с'jомка] куёт [куjот] | [jу] юг [jук] вьют [в'jут] адъюнкт [ад'jункт] тают [таjут] | [jа] яма [jама] семья [с'им'jа] въявь [в'jаф'] твоя [тваjа] |
Морфемика и словообразование
Таблица 11. Классификация морфем русского языка
Корневые (корни) | Служебные (аффиксы) | ||
Корень – главная часть слова, составляющая ядро его лексического значения; слов без корня не существует. | Аффиксы служат для образования новых (производных) слов (лес – лесник) или грамматических форм слова (читать – читал). | ||
Свободные | Связанные | Формообразующие | Словообразующие |
Могут употребляться изолированно как самостоятельные слова (здесь, так) или в сочетании с окончанием (стена). | Могут употребляться только в сочетании с аффиксами: обуть, разуть, обувь; одеть, надеть, одежда; ввергнуть, отвергнуть, извержение. | Служат для образования грамматических форм слова; к ним относят: 1. Суффиксы степеней сравнения: е, ее, ей, ше, айш, ейш (сильный – сильнее – сильнейший) 2. Суффикс прошедшего времени и условного наклонения -л (быть – был, был бы). 3. Видовые глагольные суффиксы: а, е, и, ыва, ива, ва, ну (решать – решить, толкать – толкнуть). 4. Видовые приставки (делать – сделать, писать – написать). 5. Возвратный суффикс -ся (-сь) в парах мыть – мыться, купать – купаться, купающий – купающийся и т. п. 6.Суффиксы повелительного наклонения: -и (пиши), -те (пишите) 7. Суффиксы причастий: ущ, ющ, ащ, ящ, ом, ем, им, вш, ш, н, нн, ен, енн, т. 8. Суффиксы деепричастий: а, я, в, ши, вши. 9. Суффикс (окончание) инфинитива: -ть, -ти, -чь 10. Окончания. | Служат для образования новых слов (все остальные суффиксы и префиксы). |
Таблица 12. Виды служебных морфем
Аффикс | Его положение в слове | Его значение и роль в словообразовании | Его влияние на морфонематический облик слова |
Префикс (приставка) | а) перед корнем: выдергивать; б) перед другой приставкой: навыдергивать; в) между двумя приставками: понавыдергивать; г) в середине сложного слова перед вторым корнем: самоотключающийся. | а) присоединяется к целому слову: ехать – приехать, погода – непогода; б) с присоединением приставки принадлежность слова к части речи не меняется (существительное остается существительным, глагол – глаголом и т. п.); в) чаще всего бывают словообразующими, т. к. меняют лексическое значение (история – предыстория), но могут быть и формообразующими (видовые приставки: делать – сделать). | Присоединение приставки не оказывает существенного влияния на звуковой состав последующих морфем (кроме случаев типа история – предыстория, искусный – безыскусный). Префикс может иметь побочное ударение (сверхинтересный). Такая приставка, являющаяся по происхождению корнем, называется префиксоидом. |
Суффикс | а) в абсолютном конце слова после корня: влево, справа, попросту, где-то; б) в абсолютном конце слова после окончания: какой-то, какой-либо, чей-нибудь, улыбаться, улыбаешься, улыбаются; в) между корнем и окончанием: домишко, морской; в том числе и перед "нулевым" окончанием: домик; г) между корнем и другим суффиксом: учитель, светленький; д) между двумя суффиксами: учительство, учительствовать; е) между суффиксом и окончанием: учительство; ж) в абсолютном конце слова после других суффиксов: блестяще, трудно. | а) как правило, присоединяется к основе, а не к целому слову: море – морской, веселый – веселее; б) присоединение суффикса может менять принадлежность слова к части речи (море – морской), но может и не менять (дом – домик, веселый – веселее); в) суффиксы могут быть как формообразующими (веселый – веселее), так и словообразующими (лес – лесник, море – морской). | Присоединение суффикса к основе зачастую сопровождается различными морфонологическими явлениями: а) интерфиксация – появление между основой и суффиксом различных незначимых соединительных звуковых элементов – интерфиксов: жилец, вражеский, шоссейный; б) чередование – мена звуков на стыке морфем: творог– творожный, любить – влюбленный; в) усечение производящей основы: тряпка – тряпье, Курск – курский; г) наложение морфем: лиловый – лиловатый. |
Флексия (окончание) | а) в абсолютном конце изменяемых слов: дом – дома – дому; иду – идешь; б) перед некоторыми суффиксами: какой-то, какой-либо, какой-нибудь, мыться, мылась, моешься; в) в середине некоторых сложных слов: пятьдесят, пятидесяти, пятьюдесятью. | а) присоединяются к основам только грамматически изменяемых слов (склоняемых и спрягаемых); неизменяемые слова и формы (несклоняемые существительные и прилагательные, сравнительная степень, деепричастия, наречия, служебные слова, междометия) окончаний не имеют; б) часть речи окончание не меняет, меняется только грамматическое значение слова (число, падеж, род, лицо); в) служит для связи слов в словосочетании и предложении. | Присоединение окончания к основе иногда влечет за собой морфонологические изменения, напр., чередование: любить – люблю, друг – друзья и т. п. |
Таблица 13. Основные способы словообразования в русском языке
Способ Словообразования | Его сущность | Примеры |
1. Лексико-семантический | Распад многозначного слова на омонимы | Долг * – 'задолженность'; долг ** – 'обязанность'. Знатный* – ‘принадлежащий к верхушке привилегированного класса'; Знатный** – 'известный, знаменитый'. |
2. Лексико-синтаксический | Образование нового слова путем сращения (слияния) словосочетания | Долго играющий ® долгоиграющий; Высоко продуктивный ® высокопродуктивный; Тот час ® тотчас; Сего дня ® сегодня. |
3. Морфолого-синтаксический | Переход слова из одной части речи в другую | Больной ребенок ® К больному вызвали врача (прилагательное ® существительное); Блестящая на солнце пряжка ® блестящий ум (причастие ® прилагательное). |
4. Морфологические способы | Новые слова образуются при помощи морфем, частей слова | |
4.1. Суффиксальный | Присоединение суффикса к производящей основе | Дом ® домик; Море ® морской; Белый ® белеть. |
4.2.Бессуффиксный (нулевая суффиксация) | Образование слов путем отбрасывания суффикса | Высокий ® высь; Вывозить ® вывоз. |
4.3. Приставочный | Присоединение приставки к производящему слову | Плыть ® доплыть; Выборный ® предвыборный; Красавица ®раскрасавица. |
4.4. Приставочно-суффиксальный | Одновременное присоединение приставки и суффикса к производящей основе | Стакан ® подстаканник; Море ® приморский; Мечтать ® размечтаться |
4.5. Сложение | а) целых слов; б) основы и целого слова; в) основ; г) аббревиация (различные типы сложносокращенных слов) | а) диван-кровать, бизнес-центр; б) стенгазета, авиапочта, велостанция, в) самолет, хлебосол, пулемет; г) теракт, МЧС, МИД, КПД, вуз. |
4.6. Сложносуф-фиксальный | Сочетание сложения и суффиксального способа | Знаменосец, вагоноремонтный, железнодорожный |
Морфология
Таблица 14. Классификация частей речи