Упражнения для техники речи
1. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение "поход"
По тропинке узкой горной,
Вместе с песенкой задорной,
Мы с тобой идём в поход,
За горой нас солнце ждёт.
Наш подъём всё выше, круче.
Вот шагаем мы по тучам.
За последним перевалом
Нам на встречу солнце встало.
Не забывайте об опоре. При работе над постановкой голоса - повышайте тон на каждой строке, говорите текст отрывисто, подбрасывая слоги, но не искажая тембра голоса:
Центр голоса: По-тро-пин-ке-уз-кой-гор-ной
Выше: вме-сте-спе-сен-кой-за-дор-ной
Выше: мы-сто-бой-и-дём-впо-ход… и т.д.
Пользуйтесь расчётливым повышением голоса, чтоб хватило на все строки. Для этого можно использовать музыкальный инструмент. Определив центр голоса, начинайте говорить на два-три тона ниже, а потом поднимайтесь по полутонам.
2. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение "маляр"
Представьте, что вы красите рамы окон. Сопровождайте движение руки по вертикали такими словами: "и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…"
Не закрепощайте кисть руки, она свободна, движения лёгкие, мягкие. Вначале мазки маленькие, только кистью руки. Далее идут такие же короткие слова:
и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…
Потом движения становятся шире, увереннее, от локтя, слова тоже крупнее, голос поднимается выше, вместе с движением руки. Далее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх и вниз. Гласная шире, голос поднимается выше и опускается ниже.
Постепенное повышение и понижение голоса - важное достоинство речи. Это свидетельствует о выдержке диктора, владении собой, голосом и достигается большим трудом. Поэтому обращайте максимум внимания на упражнения по постановке голоса.
3. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение "этажи"
Представьте, что вы шагаете по этажам:
и первый этаж и второй этаж и третий этаж и т.д.
Звук при этом направляется не вперёд, а вверх - в голову. Слова "кладутся" выше и выше. Фиксируйте это рукой. От грудного регистра в средний, затем в головной.
Когда выдержка и постепенность повышения голоса станут доступны, упражняйтесь в понижении и повышении голоса большими интервалами:
и первый этаж и пятый этаж и десятый этаж (вниз) и подвал
Помогайте выполнять это упражнение рукой. Если сразу трудно опустить голос в подвал, помогите рукой. Опуская руку, расслабьте глотку. Когда повышаете голос ничего не меняйте в речевом аппарате.
4.Техника речи. Постановка голоса. Упражнение "аквалангист"
Центр голоса:
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Сейчас начну я опускаться.
Мой голос будет отражаться
И в резонаторе грудном
И непременно в головном.
Постепенное, расчётливое понижение голоса:
Всё ниже опускаюсь!
Ниже!
А дно морское ближе…
Ближе…
Грудной регистр:
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Диапазоном голоса пользуйтесь экономно. Погружайтесь по небольшим интервалам. Не снимайте голос с опоры на низких тонах, не сажайте его на горло. Опять на помощь приходят руки. Они медленно, свободно, легко плавают. Так же звучит голос, не застревая в напряжённых мышцах глотки, не задевая за связки.
5. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение "парашютист"
Представьте, что совершаете парашютный прыжок. Сопровождайте плавный спуск словами:
Опускаюсь я медленно ниже и ниже,
А земля подо мною всё ближе и ближе…
Продолжаю снижаться, совсем уже низко…
Опустился ещё, как земля моя близко!
С голубыми озёрами, с ширью полей…
Рядом. Вот она! Крепко стою я на ней.
Последние строчки произносите в грудном регистре. При этом проверяйте свободу звучания голоса на низких тонах. Не снимайте голос с опоры, не сажайте его на связки.
Не взбирайтесь сразу на самые высокие тона голоса. В постепенности спуска и подъёма голоса заключена уверенность диктора. Слушатель не должен замечать вашего предела диапазона голоса. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых оттяжек. Т.е. повышая слово или строку, делать понижение голоса в начале следующей строки, с тем чтобы повысить ударное слово в последующей мысли. Потом опять понизить немного голос, чтоб далее иметь возможность его повысить. Шагайте по лесенке: два шага - вверх, шаг - вниз, два - вверх, шаг - вниз…
Подкрепляйте приобретаемый навык пользования диапазоном голоса - тренировкой силы голоса.
6. Техника речи. Постановка голоса. Упражнение "народный шквал"
Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста:
Всё ближе, всё громче
Рокочущий шум:
Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум!
Сильней всё то тут барабан бьёт, то там:
Трам-та-та-там! Трам-та-та-там!
Трепещут враги. Задрожали враги.
Народ наступает. Сдавайся! Беги!
Народного гнева бушующий шквал
Поднялся, обрушился!
Враг злобный пал.
При усилении слегка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте - сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению.
Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Слово "обрушился" опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой.
Тренируйте громкое звучание для укрепления дыхания голоса. Когда от диктора требуют громкого голоса - не следует переходить на крик. Вспомните об опоре голоса, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал "громче" реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.
Для развития дикции произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:
Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.
Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!
Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию.
Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:
КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок,
аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,
ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,
о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать,
муДРСТВовать, поСТСКРиптум.
паРТВЗНос, В3Будоражить, ВЗБадривать,
дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо,
сверхВСТРевоженный, пуНКТВСТРечи;
конспеКТСХВатил; не моГВЗДРемнуть;
коНТРВСТРеча, куНСТКамсра, ведоМСТВо,
коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт,
цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен,
коНТРНаступление, свеРХЗВуковой,
филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть.
Ещё одно упражнение на развитие дикции:
Вагоны вперед покатили, как мячики:
ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики...
Бочка - Кочка - Дочка - Мочка - Ночка - Почка - Точка.
Печь - Жечь - Сечь - Течь - Лечь - Меч - Речь...
Обратите внимание на чёткость дикции во время звучания согласных в стихотворениях. И можно ясно услышать приём "звукозаписи". К нему прибегают поэты для усиления эмоционального воздействия. Для примера, возьмём цикл коротких басен С. Смирнова:
"Чудеса протекции" ("ш", "ж").
Он вышел в роли протеже
И выше Крыши Прёт уже.
"Ханжа" ("с", "з").
Я - за! -в глаза сказал Ханжа.
А за глаза зарезал… без ножа.