Упражнения для техники гребли.

Приводим упражнения, которые следует проводить на гладкой воде (озеро, пруд, медленно текущая река). Освоив их, гребец в более сложных условиях должен использовать весь арсенал слаломных приемов соответственно ситуации.

4.4.1. Прямолинейная гребля вперед. На судах спортивного сплава, где лодка уходит то влево, то вправо, - упражнение не простое. На катамаране нельзя задавать крен - там курс изменяется дугообразными гребками и отруливанием. Заметим, что на катамаране и каноэ - двойке для корректировки курса отруливают только задние гребцы. И еще очень важно, чтобы все гребки (в том числе и подправляющие) гребцы выполнили синхронно.

4.4.2.Прямолинейная гребля кормой вперед. Все сказанное по отношению к предыдущему упражнению остается в силе. Только отруливание у катамарана осуществляют передние гребцы.

4.4.3. Движение носом вперед и плавные повороты без использования притяжений.Упражнение сходно с первым, но ехать надо не по прямой, а по заданной криволинейной линии движения (окружность, «восьмерка» подходящих размеров), которую на гладкой воде можно предварительно разметить поплавками. При этом используются только крен, дугообразные гребки и отруливание.

Движение кормой и плавные повороты без использования притяжений.

Повороты на месте.

Катамаран - уникальное судно с точки зрения техники гребного слалома. Поскольку гребцов здесь четверо, можно делать все вышеописанные элементы одновременно, что позволяет катамарану быстро поворачиваться и смещаться. Особенно это сказывается на бурной, мощной воде, где катамаран более маневрен, чем байдарки и каноэ, гребцы которых не могут в один и тот же момент поворачивать судно всеми способами сразу да к тому же следить за правильным креном.

Катамаран, как и байдарка - симметричное судно, поэтому повороты в обе стороны делаются одинаково, однако гребцы работают здесь как в каноэ - двойке. Так, каноэ - двойку образуют задний правый и передний левый гребцы, вторая каноэ - двойка - это задний левый и передний правый гребцы.

Таким образом, при повороте вправо (20) левый передний и правый задний делают дугообразные гребки, а правый передний и левый задний - притяжения. Из сказанного следует, что только задний правый вынимает весло из воды между гребками, остальные соединяют их проводкой.

Самое трудное на катамаране (не только при поворотах, но и при любых других перемещениях) достижение слаженности гребцов и синхронности передачи усилий на катамаране.

Боковое смещение (чисто автоматическое упражнение, которое необходимо делать на начальной стадии обучения).

4.4.7. Повороты в движении. Делаются с помощью "зацепа". Передний гребец, вокруг которого производится поворот, делает "зацеп". Его функция в этом повороте - основная. Кроме отличного технического выполнения от него требуется большая физическая сила, чтобы удержать такую махину возле весла, не дать ей сползти в направлении движения. Помочь ему в этом должен весь экипаж. Противоположный повороту борт выполняет дугообразные гребки от носа, не вынимая, как правило, весел из воды. При этом задний дает силовой акцент на окончании гребка, а передний - на отруливание у носа катамарана (в момент наиболее резкого поворота он может только отруливать). Задний гребец стороны поворота гребет или подкручивает катамаран дугообразными гребками либо отталкиваниями.

Часть V. Движение по реке

Принцип простой: выставляется катамаран в нужном направлении гребками управления, учитывая инертность катамарана, набирается скорость прямыми гребками. При этом учитываются скорость реки, обстановка вокруг катамарана, работа других гребцов. Для лучшего обучения надо:

- знать теорию.

- первые пороги проходить только с просмотром.

- самому наметить линию движения, обсудить её с лоцманом, внести коррективы при необходимости.

- посмотреть прохождение первого экипажа, внести коррективы при необходимости.

- пройти порог, стараясь реализовать намеченную линию движения. Растерялся в пороге и нет команд – греби вперед. Команды лоцмана выполнять беспрекословно, все вопросы к нему – на берегу.

- ещё раз посмотреть порог, вспомнив реализованную линию движения и свои действия при этом. Проанализировать свои действия и получить замечания лоцмана.

- в дальнейшем надо научиться быстро оценивать ситуацию в пороге и быстро выбирать: подстроиться под воду или упираться для реализации выбранной линии движения.

Отчаливание

Катамаран спускается в воду под острым углом к течению носом вверх по реке, чтобы струя била в борт и стремилась прижать судно к берегу. Передний гребец, чье место ближе к берегу, придерживает катамаран (он садится последним), первыми садятся другой передний и задний по диагонали, потом – задний, дальний от берега. Последний отталкивает нос от берега и садится в стремена. Все гребут вверх по течению, затем передний, дальний от берега закалывается или задний табанит или оба вместе, и судно водой разворачивает по течению. Иногда приходится стартовать носом вниз по течению. Тогда садятся в обратной последовательности. Выходят на струю прямыми гребками, задние держат правильный угол.

Наши рекомендации