Глава 3. Сертификация системы качества и производства

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы является необходимым условием для их выживания и дальнейшего развития.

Однако 70-летний период развития отечественной промышленности в условиях плановой экономики создал структурные и технологические деформации производства, препятствующие решению данной задачи. Такими препятствиями являются:

•низкий технический уровень и качество продукции, поставляемой в гражданскую сферу потребления, обусловленные, прежде всего, отсутствием конкуренции. К концу 80-х годов продукция гражданского назначения, соответствующая лучшим зарубежным аналогам составляла 5 — 10 % всей выпускаемой в СССРпродукции;

•устаревшая материально-техническая база производства, не позволяющая рассчитывать на успешную деятельность в условиях свободного рынка. Технологическое оборудование, эксплуатируемое 15 лет и более, составляло на большинстве предприятий более 70 %;

•деформация структуры производства с доминированием крупных и средних предприятий и почти отсутствием малых предприятий, приспособленных к быстрому реагированию на изменения рынка;

•жесткая централизованная система планирования материально-технического обеспечения и распределения продукции часто без должного учета издержек производства и влияния на конечные результаты деятельности предприятий.

Решение проблемы адаптации предприятий к условиям новых экономических отношений невозможно без их коренной структурной и технологической перестройки, включая модернизацию структуры и системы управления предприятием, техническую и технологическую модернизацию производства для организации выпуска конкурентоспособной продукции, рационализацию хозяйственных связей и др.

При этом возникает вопрос о принципах и механизмах такой перестройки применительно к деятельности конкретного предприятия.

На сегодняшний день для достижения этих целей широко используются идеология и направленность международных стандартов серии ИСО 9000.

Аргументами в пользу данного подхода является следующее:

•стандарты серии ИСО 9000 ориентированы на рыночные отношения;

•они аккумулируют положительный опыт организации управления (менеджмента) в промышленности ведущих индустриальных держав;

•данные стандарты универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности и относятся к различным видам деятельности;

•они признаны практически всеми развитыми странами в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотношений предприятий.

Чтобы возродить отечественную промышленность необходимо принять концепцию постоянного улучшения качества, которая является главной в деятельности передовых зарубежных фирм и лежит в основе стандартов серии ИСО 9000. Она не только влияет на качество выпускаемой продукции, но и позитивно сказывается на результатах любой деятельности.

В основе данной концепции заложено постоянное улучшение всех сфер деятельности, минимизация всех видов потерь, персональная ответственность за результат труда и оплата в соответствии с качеством выполнения работы (рис. 3.11).

Глава 3. Сертификация системы качества и производства - student2.ru

Одной из причин сегодняшнего состояния российской экономики является низкий уровень управления и организации труда на предприятиях.

Уже многие годы в нашей стране постоянно растут неоправданные потери материально-энергетических и трудовых ресурсов во всех отраслях промышленности.

Зарубежных специалистов поражает глубина и наукоемкость российских разработок, но одновременно удивляет низкий уровень организации труда и примитивная трактовка понятия качества.

Отсутствие практики объективного учета и анализа издержек производства с целью их сокращения привело к безответствен- ной расточительности природных богатств России. Страна, занимающая первое место по залежам полезных ископаемых, сегодня бездумно растрачивает свои природные богатства, что ведет к невосполнимым потерям ресурсов.

Все потери (трудовые, материально-энергетические, а также потери комплектующих, элементной базы и т. д.) компенсируются предприятиями и организациями за счет увеличения себе стоимости, что приводит к неоправданно высоким ценам на все виды товаров и услуг при крайне низком качестве и, как следствие, к потере конкурентоспособности продукции, снижению производства. Так, на некоторых предприятиях от 30 до 70 % себестоимости продукции составляют неоправданные внутрипроизводственные потери.

При внимательном и вдумчивом изучении стандартов ИСО 9000 становится понятной главная идея методологии обеспечения качества, которая основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции— следствие качественного выполнения всех видов рабат. Качество — не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда.

Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (разработка — производство — потребление), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

Сертификация систем качества осуществляется в такой последовательности:

•предсертификационный этап;

•этап предварительной оценки системы качества;

•проверку и оценку системы качества в организации;

•инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

Предсертификационный этап включает в себя:

•регистрацию заявки заявителя в органе по сертификации систем качества;

•передачу заявителю комплекта исходных документов;

•представление заявителем в орган по сертификации основополагающих документов системы качества: направления в политике в области качества и руководстве; документы, регламентирующие управление документацией; данные внутренних проверок качества и другие, в зависимости от специфики предприятия;

•уведомление заявителя о принятии заказа на сертификацию или отказе в ней;

•подготовка и оформление договора на проведение предварительной оценки системы качества;

•формирование комиссии по сертификации системы качества.

Предварительная оценка системы качестваосуществляется с целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества и целесообразности дальнейшего проведения работ по сертификации.

Предварительная оценка состоит в предварительном анализеи оценке описания системы качествав документах проверяемой организации.

При необходимости орган по сертификации может командировать своего представителя для проведения на месте предварительного ознакомления с системой качества или элементами системы качества проверяемой организации или решения спорных вопросов.

Одновременно с анализом поступивших от заявителя данных комиссия при необходимости может организовать сбор и анализ дополнительных сведений о качестве продукции, на которую распространяется система качества, из независимых источников (органов государственного надзора и контроля, территориальных органов Госстандарта России, обществ потребителей, гарантийных мастерских и др.)

Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества.

При положительном заключении по первому этапу сертификации орган по сертификации направляет заявителю заключение по результатам предварительной оценки системы качества и проект договора на проведение проверки и оценки системы качества в организации. В договоре определяют цель, объем и сроки работ, ответственность сторон, а также порядок оплаты работ по проверке и оценке системы качества.

В договоре предусматривают предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы оплаты до начала второго этапа, т. е. проверки и оценки системы качества в opгaнизации.

Проверка и оценка системы качества в организацииначинается с подготовки к проверке и оценке системы качества, которая включает в себя: составление программы проверки; распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки; подготовку рабочих документов; согласование программы проверки с проверяемой организацией.

С программой должна быть ознакомлена проверяемая организация. Возражения заявителя против каких-либо пунктов программы должны быть сняты до начала проведения проверки. Конкретные детали программы проверки сообщают заявителю, как правило, в ходе проверки, так как их преждевременное оглашение может помешать сбору объективной информации.

Программа проверки, которая утверждается руководством органа по сертификации и согласовывается с проверяемой озонизацией, должна быть гибкой и должна допускать изменения в последовательности проверяемых элементов системы качества в зависимости от информации, полученной в ходе проверки.

При проведении проверки каждому члену комиссии выделяются конкретные функциональные подразделения проверяемой организации и конкретные элементы системы качества.

Проверка включает в себя следующие процедуры: предварительное совещание; обследование проверяемой организации; составление акта проверки и заключительное совещание.

Участниками предварительного совещания являются члены комиссии, руководитель проверяемой организации и (или) его представитель, руководители структурных подразделений, которые согласно программе проверки подлежат обследованию, главные и ведущие специалисты проверяемой организации.

Цель предварительного совещания: представление членов комиссии представителям проверяемой организации; краткое сообщение о целях, области и программе проверки; краткое изложение методов и процедур, используемых при проверке; установление официальных процедур взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации; обсуждение и уточнение отдельных неясных деталей программы проверки (при необходимости); уточнение даты проведения заключительного совещания и назначение дат промежуточных совещаний комиссии и руководства проверяемой организации (при необходимости).

Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки.

Сбор фактических данных включает в себя следующие процедуры: опрос персонала; анализ используемых документов; анализ процессов производства; анализ деятельности функциональных подразделений; анализ деятельности персонала; изучение и оценка проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции. Если к продукции или услуге предъявляют обязательные для соблюдения требования, установленные в технических регламентах, при проверке и оценке системы качества и ее отдельных элементов, включая систему испытаний, проверяют способность организации обеспечивать соблюдение этих требований. Все наблюдения документируются при обязательном подтверждении их объективными данными. Информация, полученная в результате опроса, сопоставляется с информацией, полученной из других независимых источников. После обследования объектов проверки комиссия рассматривает результаты своих наблюдений с целью выявления несоответствий требованиям технических регламентов. Обо всех наблюдениях, свидетельствующих о наличии несоответствий, руководство проверяемой организации ставят в известность.

Наблюдения, сделанные в ходе проверки, дифференцируются на «несоответствия» и «уведомления».Несоответствия подразделяют на значительные — категория 1 и малозначительные — категория 2. Обнаруженные несоответствия и уведомления регистрируют в специальных бланках, где обязательно указывают объект проверки, конкретный раздел технического регламента, к которому относится данное требование, а также приводят детальное описание несоответствия (уведомления). Зарегистрированные несоответствия и уведомления официально предоставляют руководству проверяемой организации. Уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках с несоответствиями и уведомлениями, чем подтверждает согласие с выводами комиссии. Согласно принятым критериям систему качества признают соответствующей стандарту на систему при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 и менее малозначительных несоответствий. Результаты проверки, выводы и рекомендации комиссии оформляют в виде акта о результатах проверки и оценки системы качества, о которых докладывают на заключительном совещании.

Решение о рекомендации системы качества к сертификации или отказе в сертификации системы качества принимает руководство органа по сертификации на основании акта о результатах проверки и оценки системы качества.

При положительных результатах орган по сертификации оформляет сертификат соответствия системы качества установленного образца. Копия сертификата представляется в Технический центр Регистра для регистрации.

Одновременно орган по сертификации и организация заключают договор на проведение инспекционного контроля.

Копия сертификата соответствия хранится в органе по сертификации. Срок действия сертификата соответствия системы качества, как правило, — 3 года.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой качествапредназначен для подтверждения того факта, что система качества продолжает соответствовать требованиям, предъявляемым к ней при сертификационной проверке.

Инспекционный контроль устанавливают на весь период действия сертификата и проводят в виде плановых (не менее одного раза в год) и внеплановых проверок.

Орган по сертификации может передать право проведения инспекционного контроля другому органу по сертификации систем качества, аккредитованному в соответствующей области, условия передачи такого права определяют и оформляют договором.

Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях, когда:.

•поступила информация о претензиях к качеству продукции организации, имеющей сертификат соответствия системы качества;

•произведены существенные изменения конструкции изделия или технологии производства;

•произведены существенные изменения организационной структуры проверяемой организации, ее кадрового состава, финансового положения или элементов системы качества.

В зависимости от состояния системы качества у заявителя результатом инспекционного контроля может быть или подтверждение действия сертификата или его приостановление, или аннулирование.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, успех в любой сфере деятельности существенно зависит от талантливых и энергичных руководителей, которые хотят и умеют видеть в лице каждого сотрудника заинтересованного и активного партнера. Такие руководители знают три правила:

•первое — невежество стоит денег и очень дорого обходится

•второе — качество приносит деньги и создает устойчивую экономическую стабильность и авторитет;

•третье — главное достояние это люди, как внутри пре приятия, так и за его пределами.

Именно поэтому в стандартах ИСО делается акцент на руководителей, снижение издержек и кадровую политику.

Разработка и внедрение системы качества — одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией.

Наши рекомендации